ШКОЛЬНИКИ-ЗА РУЛЬ!Профессия водителя, вообще автотранспортные специальности пользуются у нас заслуженным уважением и популярностью. Нет такой отрасли народного хозяйства, нет такого рода войск, где можно было бы обойтись без автомобиля. Год от года количество автомобильной техники будет расти. Конечно, и людей, умеющих ею владеть, понадобится больше. Учитывая растущие потребности народного хозяйства в водительских кадрах, Совет Министров СССР принял в начале 1969 года постановление «Об обучении учащихся старших классов средних общеобразовательных школ автоделу». Сообщения об этом решении, появившиеся в печати, вызвали большой интерес. Родители, педагоги, сами учащиеся просят рассказать о том, как будет проводиться в жизнь это постановление. Преподавание автодела (.начиная с IX класса) вводится поэтапно. В 19691970 учебном году — в 510 школах, в 1970—1971 — в 1020, в 19711972 — в 2030 школах страны. Разработаны программы для учащихся IX—X (XI) классов. Они утверждены Главным управлением школ Министерства просвещения СССР и ГАИ Министерства внутренних дел СССР. При этом учитывалось, что условия в школах, их возможности различны, и предусмотрено два варианта программ : для шоферов-профессионалов (434 часа) и шоферов-любителей (294 часа). Кроме того, сверх плана учебных занятий отводится время на практическое вождение автомобиля: 50 часов для шоферов-профессионалов, 32 часа для любителей. Главным управлением шкюл и ГАИ утверждена инструкция «О порядке выдачи водительских удостоверений учащимся, оканчивающим среднюю общеобразовательную школу с обучением автоделу». В ней подробно разъяснены условия одачи экзаменов по устройству, техническому обслуживанию, вождению автомобиля и правилам движения. В школе для приема экзаменов создается комиссия в составе директора [(председатель), преподавателя автодела, инструктора по обучению практическому вождению, представителя автопредприятия. Сдавшим экзамены школа выдает свидетельство, об ,азец которого предусмотрен положением «О порядке присвоения квалификации водителя автотранспорта и городского электротранспорта». Те, кто получит такие свидетельства, допускаются к сдаче экзаменов в Государственной автомобильной инспекции по достижении 17 лет. Для представления учащихся к экзаменам в местную ГАЙ школа подает заявку не позднее чем за месяц (до 25 числа данного месяца), а также на каждого учащегося свидетельство о сдаче экзаменов в школе, справку медицинского учреждения о допуске к управлению автомобилем, две фотокарточки размером 3X4 см.Как будет организовано преподавание автодела в средних школахДва года назад в 238-й школе Москвы был организован автомобильный кружок. Десятки ребят научились здесь управлять автомобилем. В новом учебном году преподавание автодела в старших классах этой школы включено в программу и стало обязательным. На снимке — занятия в IX классе «а» ведет преподаватель А. С. Иванов. • Юноши и девушки, которые сдадут экзамены в ГАИ, получат удостоверения шофера-профессионала или шофера-любителя, в зависимости от того, по какой программе они занимались. В удостоверении, в разделе для особых отметок указывается дата, с момента которой владелец удостоверения имеет право управлять автомобилем (то есть по достижении 1? лет). Не сдавшие экзамены в ГАИ допускаются к повторным экзаменам на общих основаниях. Сегодня одна из первоочередных забот — создать учебнотматериальную базу, максимально соответствующую программам подготовки водителей: оборудовать классы, мастерские, обзавестись учебными автомобилями, агрегатами, механизмами. Местные Советы депутатов трудящихся, некоторые возложена эта работа, сообща с автотранспортными предприятиями, заводами, стройками, колхозами и совхозами, где имеются гаражи и мастерские, уже немало сделали для оснащения школ. Помогают школам воинские части и подразделения. Есть немало примеров, когда, окажем, военные автомобилисты безвозмездно передают школам неиспользуемую технику. Советы Министров республик, местные органы власти принимают меры к тому, чтобы обеспечить школы, где автодело вводится в первую очередь, новыми грузовыми и легковыми автомобилями с дублирующими педалями управления, запчастями, горючим и смазочными материалами, организовать техобслуживание и ремонт автомобилей. Задача состоит в там, чтобы к созданию базы для обучения школьников автоделу были привлечены широкие круги хозяйственного актива, в первую очередь руководители крупных автохозяйств, авторемонтных предприятий, мастероких, автомотоклубы и спортивно - технические клубы ДОСААФ. Особенно нуждаются в помощи общественности школы, расположенные в небольших городах и сельской местности. Не менее важной и, прямо скажем, нелегкой задачей, вытекающей из решения правительства, является подбор, подготовка и переподготовка кадров. Для практического обучения вождению автомобиля вводятся должности инструкторов из расчета один инструктор на 35 школьников. Преподавателей автодела и инструкторов подбирают из числа лучших работников местных автохозяйств и предприятий. Это в основном практики, как правило, не имеющие педагогического образования и опыта работы с учащимися. Поэтому юраву же возник вопрос: как привить им навыки наставника? Решено создать сеть курсов. Летом нынешнего года довольно большая группа преподавателей автодела побывала на курсах, организованных ЦК ДОСААФ и Министерством просвещения СССР на базе учебных организаций оборонного Общества. Такие курсы работают в Свердловске, Новосибирске, Горьком, Иркутоке, Рязани, Астрахани, Баку, Риге, Минске, Алма-Ате, Ташкенте, Чернигове, Николаеве, Житомире. Сейчас программа курсов рассчитана на 200 часов. В нее входят такие темы, как основы педагогики и трудового воспитания школьников; вопросы, вытекающие из Закона о всеобщей воинской обязанности; темы военно-патриотического воопитания учащихся. Большая часть часов отводится на повышение методического мастерства, углубление теоретических и практических знаний по устройству, эксплуатации автомобилей, основам и правилам движения; по техническому обслуживанию, слесарным работам и вождению автомобиля. Подготовка инструкторов практического вождения будет организована в 1970 году. Вполне понятно, что на первых порах школы будут испытывать трудности, неизбежные в период становления нового дела. Но «узких мест» будет тем меньше, чем большей ответственностью проникнутся те, кому поручено обеспечить надлежащим образом выполнение постановления правительства. Итак, школьники — за руль автомобиля! Привить юношам и девушкам любовь к технике, научить их управлять автомобилем, подготовить резервы технических специалистов для народного хозяйства и Советских Вооруженных Сил — большая и почетная задача. И. АЛДОШКИН, инспектор Главного управления школ Министерства просвещения СССР17