ГЛАВНОЕ — ЧИСТОТА БЕНЗОБАКАМногие читатели спрашивают, к ак правильно ухаживать за системой питания автомобиля. Мы попросили ответить на этот вопрос руководител я группы конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автомобильного завода Ю. А. Морозова.Основное условие надежной и безотказной работы системы питания — чистота всех приборов, бензопроводов, и особенно бензинового бака, который сам по себе является в определенной степени поглотителем пыли. Дело в том, что пробна его наливной горловины для обеспечения нормальной работы бензосистемы снабжена двумя клапанами — паровым и воздушным. Паровой клапан предотвращает повышение давления в баке и, следовательно, во цсей системе. особенно при высокой Температуре окружающего воздуха, заливание выпускной трубы бензином и обеспечивает хороший пуск и работу двигателя. С уменьшением количества бензина в баке в нем возникает разрежение. Чтобы бак не смяло атмосферным давлением, необходим воздушный клапан, уравнивающий давление снаружи и внутри бака. Клапаны отрегулированы так , что впускной (воздушный) открывается при разрежении 0,01 —0,03 кг/см 2 , а выпускной (паровой) — при избыточном давлении 0,01—0,02 кг/см2. Вместе с воздухом в бак попадает значительное количество пыли, которая поглощается бензином. Анализ показывает, что основными компонентами загрязнений являются железо, кремний и алюмин'ий. Это свидетельствует о том, что главный источник загрязнения бензина — продукты коррозии и износа контактирующихс бензином металлических деталей и почвенная пыль, взвешенная в воздухе. При этом надо учесть, что бензин загрязняется в какой-то .степени еще при доставке на АЗС. Следует периодически сливать отстой из баков и один раз в год промывать их. Помните, что примерно половина неполадок, возникающих в системе питания в процессе эксплуатации, вызывается загрязнением ее узлов. Иногда загрязнению системы способствуют, хотя, может быть, и несознательно, сами водители. Чаще всего это происходит при ремонте поврежденного бака с нарушением технологических требований. Пользоваться сваркой, особенно газовой, в этом случае категорически запрещается. Дело в том, что бак в целях коррозионной защиты внутренних поверхностей изготовлен из освинцованного листового металла. При сварке ««утренняя поверхность оплавляется, теряя защитный слой. В процессе эксплуатации такое место покрывается ржавчиной, загрязняет бензин и приборы системы питания, особенно карбюратор. Восстановить бак с нарушенной защитой невозможно, его следует заменить новым.При эксплуатации двигателя в результате износа поршней и цилиндров усиливается стун поршней, которые неопытные водители принимают за стук пальца в верхней головке шатуна или в бобышках поршня. Такой стук на надежность работы двигателя не влияет. Потребность в замене втулок, к ак исключение, возникает из-за повреждения втулки при неправильной разборке-сборне. После элементарной запрессовки и развертывания втулок нужно проверить параллельность осей в индикаторном приспособлении и при необходимости выправить шатун. Такой способ оправдан, только если невозможно заменить коленчатый вал. Для сведения сообщаем, что термический зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна при сборке долж ен быть в пределах 0,029 — 0,055 мм. Уменьшение зазора приведет к заеданию пальца во втулке.ХОМУТ ОБЛЕГЧАЕТ СБОРКУ«Много времени при сборке двигателя занимает надевание цилиндра — смещаются кольца вканавках поршня. Как избежать этого?> — спрашивает К. Колокольцев из Куртанайской области. Для фиксации колец пользуются специальным хомутом. Его можно сделать, к ак показано на рисунке, из металлической полоски толщиной 1,2 — 1,5 мм илиПланы и картотеки помогут в выборе книг. Бели в них оказалось нужное вам пособие, оставьте на него предварительный заказ. Он оформляется на обычной почтовой открытке. В графах «иуда» и «.кому» у кажите свой адрес и фамилию, а на обороте — фамилию автора книги , ее название, издательство, порядковый номер, под которым интересующее вас издание значится в плане. Заполненную открытку сдайте продавцу. Когда книга , брошюра или плакат поступят в продаж у , вы получите по почте свою открыткус приглашением зайти в магазин. Большие удобства предоставляют такж е отделы «Книга —почтой». Чтобы получить книгу по почте, направьте в магазин открытку (или письмо) с фамилией авторов и названием изданий, указав свой почтовый адрес, фамилию, имя и отчество. Желательно упомянуть и название рекламного материала (издательский план, каталог, листовка, объявление в газете или журнале и т. д.). Таиая библиографическая ссылка поможет продавцам оперативно выполнить заказ. 'После выхода из печати заказанная литература будет направлена по почте — наложенным платежом. Поэтому деньги заранее высылать не надо. В сумму оплаты включается как стоимость книг, т аки расходы по их пересылке. Очень важно, чтобы ваша заявка на «миги была послана в те магазины шли отделы « К нига — т очтой » . которые высылают автомобильную литературу. При этом следует иметь в виду, что неноторые магазины, например «Москниги», выполняют заказы только на имеющиеся в наличии издания, а предварительные заказы не принимают. Перечень крупных магазинов, высылающих по почте автомобильную литературу, приводился в № 9 журнала «За рулем» за 1968 год.ОБ ИЗНОСЕ ЦЕПИ«На моем мотоцикле так растянул ась цепь задней передачи, что не удается больше подтянуть ее. Можно ли удалить два звена цепи?» — спра шивает Д. Коломийцев из Ростовской области.(более простой, без левого замиа) из же ­ сти консервной банки. Смазанные кольца располагают на поршне в нужном положении и стягивают их хомутом. Устанавливаемый на поршень цилиндр сдвигает хомут, заиимая его место на поршне. Особенно нужны эти простые приспособления при ремонте не снятого с машины двигателя.? КНИГИ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ ВТУЛКА ЗАМЕНЫ НЕ ТРЕБУЕТВладелец мотоцикла ИЖ-Ю А. Педченко пишет о том, что заменил и развернул втулку верхней головки шатуна, и после этого ее ось стала непараллельной оси коленчатого вала. Он хочет знать причину. Отвечают работники завода. Результаты многочисленных испытаний мотоциклов на долговечность показали, что втулка верхней головни шатуна служит значительно дольше, чем ша ­ тунный подшипник, и замены не требует. Поэтому конструкцией и технологией не предусмотрено восстановление коленчатого вала. Многие читатели журнала спрашивают. к ак приобрести автомобильную литературу. Многие книги, выпускаемые для автомобилистов, все еще трудно купить. Поэтому их лучше всего заказать заблаговременно, до выхода из печати. Литературу по автомобильной тематике выпус кают 'издательства ДОСААФ, «Транспорт», «Машиностроение», «Знание», Военное издательство, а также ряд местных (областных и республиканских) издательств. Книжные магазины получают годовые планы выпуска литературы центральными издательствами с краткими аннотациями. Некоторые магазины ведут, кроме того, «картотеки печатающихся книг». В разделе «Автомобильный транспорт» такой картотеки можно узнать, каиая литература намече«а к выпуску.Втулочно-рол'иковые цепи, применяемые в задней (главной) передаче мотоциклов, мотороллеров и мопедов, удлиняются в основном по причине износа шарнирных соединений. Попадающие на цепь пыль и песчинки проникают в зазоры между осями, втулками и боковыми пластинами и, действуя иаи абразив, истирают их. В результате прочность цепи уменьшается из-за утончения осей и увеличения отверстий во втулках и пластинах. В 'моменты наибольших нагрузок — при резком увеличении газа, срабатывании амортизаторов до упора и т. п. — оси могут выйти из отверстий пластин и цепь разъединится. Это иногда приводит ,к аварии. Предельно допустимым износом цепей считается такой, когда длина цепи увеличивается на 2 процента от своего первоначального размера. Именно такому удлинению соответствует паз для регулировки натяжения цепи. Следовательно, если возникает необходимость удалить два эвена, значит цепь, к ак правило, к дальнейшей эксплуатации непригодна. Чтобы определить фактическую степень износа по длине, закрепляют конец цепи, а на другой подвешивают груз. Отсчитывают, например, 100 звеньев и сравнивают их длину с длиной стольких же звеньев новой цепи. Если цепь (100 звеньев) удлинилась более чем на длину двух звеньев, ее необходимо сменить. Для уменьшения износа цепь периодически, в зависимости от загрязнения, смазывают так, чтобы смазка (указанная в инструкции) заполняла все зазоры, препятствуя проникновению в них песка.Справочная служба 17