АВТОЭКСПЕДИЦИЯУ автомобильнойЗдравствуй, Ярославль!партыРодины'iapif.iliu5/ГоиьЯтти * * * * * Q ^Л Ш1ГСорок лет назад, чтобы рассказать о наших автозаводах, корреспонденту журнала потребовалось бы всего-навсего совершить путешествие из Москвы в Ярославль: 250 километров — несколько часов езды. Заводов было только два — АМО и Ярославский. Сегодня такая экспедиция заняла бы месяцы. Шутка ли — объехать двадцать два автомобильных завода! А сколько еще тех, что поставляют для них двигатели, амортизаторы, карбюраторы, различные приборы, — словом, комплектующие изделия. В эти дни, когда страна готовится достойно встретить 100-летие со дня рождения В. И. Ленина, мы знакомим читателей с нашими автозаводами — и теми, что были построены в годы первых пятилеток, и самыми молодыми, и теми, что еще будут. Но, видите — их столько, что сразу все не охватишь. Надо было сделать выбор. Из чего исходить? География нашей автомобильной промышленности под влиянием объективных экономических факторов сложилась так, что группа ведущих предприятий, и в их числе горьковский гигант, выросли на берегах Волги, которую теперь с полным основанием можно назвать автомобильной рекой. В определенном смысле это символично. Крупные волжские города — Ульяновск, Казань, Куйбышев — в нашем сознании связываются с именем, с жизнью и революционной борьбой Владимира Ильича Ленина. Основатель Коммунистической партии и Советского государства стоял иу истоков автомобилизации. Редакция, отряжая автомобильную экспедицию, назначила ей «волжский» маршрут. Пожелания, рукопожатия, шутки, и вот зашипел уже под колесами мокрый асфальт. На первых километрах въехали в первый дождь, обогнали его, выскочили на почти сухую дорогу и тут же попали под другую тучу. На спидометре — 100—110 км/час. С такой скоростью уносятся куда-то назад Загорск, и Ростов-Ярославский, и вторая туча, встречная «полуторка» с забытыми угловатыми формами. К вечеру возникает у дороги щит: медведь с секирой. В Ярославле, одном из старейших городов Руси — остановка. Здесь второй по «возрасту» наш автозавод. Теперь он называется ЯМЗ — Ярославский ордена Ленина моторный завод. Итак, Ярославский моторный. С продукцией его автомобилисты хорошо знакомы. На этот раз нас интересует мозг завода — конструкторско-экспериментальная служба. Она ведет начало от нескольких энтузиастов, создавших сорок четыре года назад первые отечественные «трехтонки» Я-3. Группу экспериментального цеха, образованную в военные годы, составили восемь человек. В 1945 году 20 человек именовались КБ дизельных моторов. Сегодня одних только конструкторских отделов на заводе больше, чем инженеров в старом КБ. Отдел главного конструктора — одна из основных служб завода. Здесь создается все новое. Четырехэтажный корпус, лросторные лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием. Первое наше интервью — с В. Аршиновым. Мы просим заместителя главного конструктора СКБ рассказать о работах бюро. — Наше специализированное бюро по двигателям создано в 1957 году, — говорит Виктор Дмитриевич. — Завод > дает серийную продукцию, и одна из важнейших задач в работе бюро сегодня — повышение моторесурса двигателя. Каждому автомобилисту ясно, что это значит. С 1958 года он возрос вдвое. То есть, практически удалось как бы удвоить производство, не строя нового завода. Как это достигнуто? Доводкой конструкции, улучшением технологии. Это направление стало главным в работе всего завода. Еще одно направление — мощностные показатели. Средство их повышения — турбонаддув. Мы просим остановиться на подробностях. — Дело вот в чем. В обычном дизельном двигателе соотношение зарядов воздуха и топлива, подаваемых в цилиндр, таково, что для полного сгорания топлива на всех режимах воздух должен поступать в избытке и не целиком участвует в горении. Поэтому объем цилиндра используется хуже и литровая мощность ниже, чем в карбюраторном двигателе. Выход такой —• подавать воздух в цилиндр под давлением и соответственно увеличить дозу впрыскиваемого топлива. Это позволяет намного улучшить использование объема цилиндра, увеличивает удельную, а следовательно, и максимальную мощность дизеля на 25—30 процентов. На наших четырехтактных двигателях мы заставили работать «на 1наддув» отработавшие газы. Выходя с большой скоростью из цилиндра, газы попадают «а жароупорную крыльчатку турбины и «раскручивают» ее до 40 тысяч оборотов в минуту. При этом вторая крыльчатка — воздушный компрессор, — сидящая на одном валу с первой, но расположенная на впускном трубопроводе, создает давление воздуха на входе в цилиндр от 1,2 до 1,5 атмосферы. Чем больше обороты двигателя и, соответственно, подача топлива — тем больше давление наддува. Так удалось увеличить почти на треть Мощность наших моторов, при этом практически не меняя конструкции. Изменились только впускной и выпускной трубопроводы, на которых поставлены газовая турбина и нагнетатель. Понимаете, как это выгодно? Уже есть у нас 12-цилиндровый тракторный двигатель для «Кировца», сейчас такой же сделан для трактора «Харьков», разработано семейство быстроходных дизелей с воздушным охлаждением для ЗИЛа. Двигатели с горизонтальным расположением цилиндров спроектированы для автобусов. — Вы работаете не в одиночку? — Конечно. Мы ведем обширные исследования и разработки с сорока институтами, лабораториями, заводами,ЯРОСЛАВЛЬСентябрьским днем стартует салатового цвета «Москвич-412». В нем четверо — бригада «За рулем» — авторы этих строк, фотокорреспондент В. Ширшов и водитель-испытатель АЗЛК А. Шишков. Это первая большая экспедиция журнала. Впереди три тысячи километров дорог, которые должны привести нас в семь городов, на семь заводов.4 к онструкторскимибюро страны. В од н ом только Ярославле четыре института занято проблемой резиновых сме сей для сальников. Казалось бы, что такое сальник? А это целая техническая проблема . П остоянные деловые контакты у нас с ведущими научно-исследовательскими институтами автотракторостроения — Н АМИ , ЦНИИТА, Н АТИ . ...Светлые комнатыконструкторскогобюро . Так и хочется назвать егомоло д ежным . Это чувствуешь, д аже не глядя на лица, склонившиеся над кульманами. П риколотыекнопкамис обратной стороны чертежных досок портрет Эйнштейна, карта туристских маршрутов, п рограммы ярославских театров соседствуют с фотографиями гоночных автомобилей. На этих чертежных досках покаещехаотическим для по с тороннего взгляда набором линий и штрихов проступают на кальке и ватмане черты новых двигателей. Здесь можно увидеть дизель для будущегоза вода тяжелых грузовиков . Начальник отдела Михаил Васильевич Ершов рассказывает нам, чего хо тят конструкторы от нового мотора. П режде всего — значительного сокра щения веса. Задача сложная — двигатель должен быть в то жевремяимощным , и выносливым. Но тем не ме нее, о н не столь массивен, к акегопредшественники — в сравнении, скаж ем , с нынешним ЯМЗ-236 он легче на 200 слишнимкилограммов . И это примощности 210 л. с. К роме двигателей, тут проектируютеще сцепления икоробкипередач . Их также выпускает Ярославский завод. Теперь мыобращаемсяк заместител ю главного конструктора по коробкампередачисцеплениям В. Зеленову. — Д ля семейства шести-, в осьми - и двенэдцатицилиндровых двигателей у нас есть четыре модификации сцепления, восемь вариантов коробокпере дач. К омбинируя все эти узлы, м ыпо л учаемширокуюгамму силовых агре гатов, к оторые устанавливаются на раз личных моделях Минского, Могилевского, Кременчугского, Белорусского автозаводов. Т акимобразом , к онструкторов Яросл авскогомоторногоможно причислить к отряду создателей более чемтри дцати модификаций машин. Ярослзвцы этим заслуженно гордят ся. Чувствуется гордость ив словах Зе ленова, о дного из старейших работников завода. Отдел главного конструктора — это не только новые идеи, ч ертежные доски инахмуренные лбы конструкторов .Ленинв наших помыслах и делах.ШшШшшшшшштЙг"]Это также станки экспериментального цеха, д иковинные детали опытных мо торов, испытательные стенды, п риборы и, к онечно , испытатели. Испытатель иконструктор работают вместе, дополняя другдруга . — М ыстремимся , о днако , не кто му, чтобы оба они думали одинаково, — говорит нам Евгений Петрович Славов, заместитель начальника экспериментального цеха, — а к тому, чтобы у них вырабатывалась общая точка зрения на конструкцию . Иначе нет де ла. В то жевремя истина не родится, если не будет споров . И если кто-то ко го-то «ведет», м ыужебеспокоимся . Л аборатории цеха разнообразныи приспособлены для всех видов испытаний. Самая большая — электрических методов измерений . И почти вкаждой из них не только испытывают, но и сами делают для этого приборы . Часто уникальные. Здесь работают выпускники вузов Горького , Харькова, М осквы , Л енингра да, Львова. Это старая гвардия. За по следние годы пришли «свои» — из Ярославского технологического института. Руководители завода и цеха сами дер жат поднаблюдениембудущих специалистов, еще на стадии обучения. Студенты проходят в экспериментальном цехе практикуи делают на заводе дипломныепроекты — кафедра доверяет. Д аи есть кому доверять. В КБ и цехах работают опытные инжене р ы , аспиранты, кандидаты наук, н еко т орые из них преподаютвтомжеин ституте. Не из каждого получается испытатель. Тут нужно стремление к анализу, и нже н ерноелюбопытство : почему? Как? Бывают иошибки . А у настоящего испытателя есть и свои... к апризы . Требуется такт иуменьев работе с этой «нежной» р азновидностью специалистов. — Ш кодин Иван Петрович, — один из самых способных наших испытателей. Как говорят, болен этим. Готов без конца все переделывать. С ам изобретает разные стенды, использует все — и воду, и воздух. П окамыидем по цеху, Евгений Петро вич ещемного успевает рассказать нам об этих увлеченных людях, к числу которыхи сам относится. О настоящих мастерах своего дела — о В. Зайцеве, В. С орокине , В. Г ориковском . ...В одной из лабораторий испытатели обсуждают поломку головки блока. Все возбуждены — только что обнару жилась истинная причина возникновения трещины. Прогноз Зои Афиногеновны Павловой опять подтвердился. О на — старейший инженер-испытатель, на ее плечах группа дефектов . Ее мы видели везде. 3 . А. Павлова «проводит» деталь через все стенды, пока вот так, к ак сеНа фото слева направо: «Пожалуй, шестерни лучше подвинуть чуть вправо, и этот валик здесь преспокойно разместится», — говорит руководитель группы дизелистов И. С. Посталюк. В лаборатории экспериментального цеха Владимир Артемьев испытывает на разрыв шатуны. Сто тысяч почему мучили 3. А. Павлову, но, кажется, теперь причина поломки наконец ясна. гу. График строг. Надо ещемногоуви деть. Из руквруки переходит дорожный атлас. На странице Поволжья — наш маршрут . У знаёму водителя встречногогрузовика , г деповорот на Кинешму . В ы ясняется, что наша дорога совпадает с недавним маршрутом раллистов. М ожноим посочувствовать. Б улыжник сменяется грейдероми выбитым асфальтом. Д о р ога нелегкая. Только к вечеру добира емся до цели.День и ночь на строительной площадке в Кинешме кипит работа (фото слева). И вот уже поднялся один из корпусов филиала автозавода имени Ленинского комсомола (нижний снимок). Фото В. ШиршоваКИНЕШМА...Маленький городок на берегу Волги, с узкими , к рутыми от берега улицам иицерквями . На некоторых улицах можно , ничего не меняя , снимать фильмы из жизни русской провинции хотите восемнадцатого , хотите девятнадцатого века. А вот — новая площадь, с овре м енныедома . Стоит выехать немного за черту города , к аквы увидите большуюстроительнуюплощадку . На по вороте указатель — «Филиал АЗЛК » . В первых жекорпусах , что возведены на недавнем пустыре и на месте деревень к и , чувствуется масштаб промышленнойстройки , И рядом начинается город — м икрорайон из пятиэтажных домов . Это новая Кинешма , ее будущее . Здесь стро ится филиал столичного автозавода. Первая очередь — литейный цех и главный корпус . Тут сосредоточатся ин струментальное производство , р емонт ная база, изготовление деталей и узлов тормознойсистемы , автоматный цех. 'В ближайшиегодыбудутпостроеныкузнечный цех ивторой главный корпуссмехано - с борочным , п роизводством . Отс юда на комплектацию для основногоза вода ив запчасти начнут поступать уз лы переднейподвески , к оробкипере дач, к арданные валы, у злызаднегомо ста ирулевого управления, арматура кузова (стеклоподъемники, дверные замки , различные пружины ) . В цехах этой, в торойочереди строительства бу дет использоваться для изготовления де талей фторопластовая лента. П родукция отсюда пойдет не только на АЗЛК . Почему именно в Кинешме решил АЗЛК строить свой филиал? П омимогео г рафического удобства — завод-то бу дет связан со столицей дешевым водн ымпутем — были идругиесоображе ния. — Наш город возлагает на это строи тельство большие надежды , — г овори ли нам тгоркомепартии . — Т екстильноепроизводство — на нем заняты воснов -н омженщины . С пуском завода решается сложнаядемографическаяпробле ма — д испропорциимужскогоижен с кого населения. Э то стройка номер одинв Ивановской области. Итак, с тройка , н еобходимая для автомобильной промышленности и для города. А ЗЛКуже позаботился о кадрах. Многие будущие автомобилестроители Кинешмы , п окасооружается филиал, р а ботают на московскомзаводе . — С тройка трудная, — рассказывает нам Александра Ивановна Лобанова, парторг. — Грунт у нас тяжелый . Л омо вая глина — л омом ее не возьмешь. Ну, это так, считайте, в шутку. З десь , к о нечно, не ломамиорудуют , а машинами. Работа идет, и многоеуже сделано. — Э томы сейчас вглавномкорпу се, — поясняет А. И. Л обанова . — П ока здесь только колонныи плиты. Будет — в семь пролетов цех. М ыстоим на месте третьего пролета. А журные переплеты современногоза в одского здания. Строительство корпу са задерживается . — Ч емможнопомочь стройке? Ведь нуждав запасных частях огромная . — Если бы на строительстве постоянно присутствовала комплексная группа представителей институтов, и меющих отн ошениекпроекту , дело пошлобыбы стрее. Сейчас мытеряемвремя на то , чтобы скоординировать тот или другой вопрос. — П ри всех трудностях первая оче редь будет сдана всрок , — заключает беседу главный инженер филиала А. П. Шайкин. М ыприводим эти слова длямного численных владельцев «Москвичей». З а пасных частей к их машинам пока, к ак известно, не хватает. Но спрос на них будет удовлетворяться, к ак только вступит встрой филиал АЗЛК . А. БРОДСКИЙ, Н. СЕМИНА, с пецкоры «За рулем» Москва — Ярославль — Кинешма№Шз£*г одня , не выявит происхожденияполом ки. — Сломалось там , г дебыла течь. К акмыи думали... — она показывает намде таль. З ояАфиногеновна — р овесницаце ха, пришла в день егооткрытияивме сте сцехом отметила четверть века ра боты. М ного опытных специалистов на Ярос лавскоммоторном . К огда - т о весь кол лектив завода { э тобылиещемастер ские) уместился на однойфотографии на фонемаленькогодеревянногодома . Она хранится взаводскоммузее . С егод ня тысячи рабочих идут утромкпроход н ой ЯМЗа. Завод гордитсясвоимилюдь м и . Здесь трудилсяв 20-х годах первыйкомиссаркрейсера « А врора » в . Белышев, трудятся и сейчас герои Отечественной войныН . М . К орнев , Н . К. Иванов, л юди их поколения . Н е хотелось уезжать из Ярославля. Но редакционное задание зовет нас вдоро