30
31
Техника за рубежом Очередной, 90-й конгресс Международной мотоциклетной федерации состоялся в югославском городе Любляне. В работе приняли участие делегации 33 стран, в том числе семи социалистических. Обсуждались вопросы. имеющие большое значение для дальнейшего развития мотоциклетного спорта, расширения международных связей национальных федераций. Центральным бюро и генеральным советом удовлетворена просьба Объединенного мотосоюза Германской Демократической Республики о наименовании его в соответствии с фактическим названием страны. Утверждено положение, по которому каждой национальной мотоциклетной федерации предоставляется право официально именоваться в соответствии с конституционным, а не географическим названием. Генеральным советом принято положение о фотоконкурсе ФИМ. Цель конкурса — широкая популяризация мотоспорта, спортивных достижений и мототуризма. На ежегодной выставке будут демонстрироваться не только фотоработы победителей конкурса, но и наиболее интересные фотографии на эту тему. Для награждения авторов за лучшие снимки по отдельным видам соревнований учреждены дипломы. Утвержден календарь спортивных соревнований Ф.ИМ на 1970 год. Следует отметить, что впервые в нашей стране будет проводиться Европейский финал. а в Польше — финал личного чемпионата мира по гаревым гонкам. В полуфинал командного . чемпионата мира по спидвею гонщики СССР и Польши допущены без участия в отборочных соревнованиях как сильнейшие по результатам прошлого года. В четвертьфинале личного чемпионата мира по спидвею в этом году будут стартовать не 12, как в прошлом. а 15 советских спортсменов. С 1970 года решено проводить также мировой чемпионат в парной гонке по спидвею. Финал чемпионата мира по гонкам на льду состоится в Швеции, а полуфиналы — в СССР и ФРГ. Утвержден состав участников полуфиналов. Ряд этапов чемпионата мира по шоссейно-кольцевым гонкам пройдет в социалистических странах: Германской Демократической Республике, Чехословакии, Югославии. Право проведения этапов чемпионата мира по мотокроссу. наряду с другими, предоставлено ГДР, ПНР, СФРЮ, ЧССР и СССР, причем Чехословакии и Советскому Союзу — в двух классах — 250 и 500 смЗ. Как известно, в чемпионате мира 1969 года по кольцевым гонкам для мотоциклов класса 50 смЗ впервые была введена новая формула с рядом ограничений, приближающих машины к серийным. Это оправдало себя, и с 1970 года решено ввести новую формулу также для мотоциклов 125 и 250 смЗ, что поможет привлечь к гонкам новые силы. В ряде стран Европы все чаще проходят кроссы на мотоциклах с коляской. Техническая и спортивная комиссии утвердили требования к кроссовому мотоциклу с коляской. Вот основные из них: кубатура — 501 — 750 см 3 , ширина колеи — 80 — 110 см, минимальный дорожный просвет при полной нагрузке — 25 см, ширина руля — не более 80 см. Обсужден вопрос, касающийся обуви для гонщиков, предохраняющей от травм. Признано необходимым делать подошвы толщиной 10 мм или же из специальных материалов, обеспечивающих хорошее торможение. По решению комиссии мототуризма моторалли ФИМ будет проведено в нынешнем году в ЧССР, а в следующем — в Голландии. На конгрессе в Любляне проходили выборы в руководящие органы. В их состав вошли и представители социалистических стран. Вице-президентом ФИМ избран Б. Матушак (Польша), членом спортивной комиссии Р. Копечный (ЧССР), членом комиссии мототуризма Л. Берто ли (ЧССР), в состав трекового комитета введен А. Хохлачев (СССР). Б. Т РАМЙ , вице-президент ФИМАвтомобиль«Мацуда космо спорт».ЯПОНСКИЙ РОТОРНЫЙ. Роторный двигатель внутреннего сгорания не первый год привлекает пристальное внимание ряда ведущих автомобильных заводов. Но пока лишь Ванкель смог преодолеть серьезные конструктивные трудности и создать работоспособный, достаточно долговечный роторный двигатель. Фирма НСУ (ФРГ) начала выпуск автомобиля Ро-80, сконструированного с учетом особенностей двигателя Ванкеля (см. «За рулем», 1968, № 4). Японская компания «Тоё Когё» воспользовалась лицензией, 'купленной у НСУ, доработала двигатель Ванкеля, внеся ряд существенных улучшений в системы охлаждения я выпуска. В результате двухроторный двигатель — он установлен на автомобиле «Мацуда космо спорт» — рабочим объемом 982 см 3 (две камеры по 491 см 3 ) мощностью 110 л. с. при 7000 об/мин по надежности и долговечности не уступает поршневым моторам. «Космо спорт» имеет независимую подвеску всех колес. Передний мост — на поперечных качающихся рычагах со спиральными пружинами. Задний — типа «де-Дион», с жестким креплением картера дифференциала на поперечной балке и качающимися полуосями с двойными универсальными шарнирами, подвешен на продольных полуэллиптических рессорах. Передние тормоза — дисковые системы «Данлоп», задние — колодочные. Привод тормозов раздельный. У «Космо», к акиу других автомобилей с роторными двигателями, отличная динамика разгона. На прохождение 400 м «с места» ему требуется всего 16,3 секунды, разгон с места до 100 км/час занимает 8,7 секунды. В то же время двигатель допускает переход на прямую передачу уже при скорости 25 км/час, причем дальнейший разгон происходит плавно, без рывков, провалов и детонации. При собственном весе 940 кг «Космо спорт» развивает 185 км/час. После испытаний на протяжении 100 тысяч километров пробега фирма (не без рекламных целей) установила гарантийный срок в два года при пробеге 50 тысяч километров. Е. ПАСХИН, инженер30 СЕМЕЙСТВО ГРУЗОВИКОВ «ЧЕПЕЛЬ»Венгерский автозавод «Чепель», который долгое время строил автомобили средней грузоподъемности с капотной компоновкой, подготовил к производству новое семейство. В него входят машины «Чепель-Д462» (7-тонный бортовой грузовик и 6-тонный самосвал), а также седельный тягач «Чепель-Д464», предназначенный для буксировки полуприцепа грузоподъемностью 10 тонн. Все представители семейства имеют компоновку с кабиной над двигателем и снабжены вихрекамерными шестицилиндровыми 3 (112x140 мм, 8275 см ) дизелями мощностью 145 л. с. при 2300 об/мин. В блоке с двигателем находятся однодисковое сцепление и пятиступенчатая коробка передач.ля с токопроводящими полосами на рулевом колесе восстанавливается, система сигнализации отключается, а двигатель пускается благодаря инерции маховика и самого автомобиля без каких-либо затруднений.ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ОТОПИТЕЛЬШведская фирма «Бахко-Волво» начала недавно выпускать оригинальный бензиновый предпусковой подогреватель с часовым механизмом. Владелец, оставляя вечером автомобиль на улице или в неотапливаемом гараже, устанавливает «будильник» и включает отопитель. Наутро за несколько десятков минут до прихода владельца часовой механизм включает реле, которое замыкает цепь запальной свечи, пукает в ход вентилятор и бензоподкачивающий насос. Одновременно вступает в работу отопитель кузова. К установленному времени прибор доводит температуру жидкости в системе охлаждения до 45 — 50 градусов и нагревает воздух в салоне до 10 — 20 градусов. При этом снаружи мороз может доходить до 20 градусов. Прибор «Бахко-Волво» отличается довольно высокой теплопроизводительностью — 2700 килокалорий в час, из которых 70 процентов идет на разогрев двигателя, а остальное — на отопление салона. Значительная сложность, а следовательно, и высокая цена препятствуют широкому распространению нового подогревателя.ПАНОРАМНОЕ ЗЕРКАЛОСедельный тягач «Чепель-Д464».ЗАДНЕГО ВИДАВ отличие от других деталей и узлов автомобиля зеркало заднего вида за последние 30 лет не претерпело никаких изменений. До последнего времени максимальный угол обзора, который оно дает, равнялся 25°. Правда, позволяет преодолеть «мертвый угол» наружное зеркало, однако во время дождя от него мало пользы. Уменьшается поле обзора ив том случае, если наружное зеркало виПодвеска машин — с полуэллиптическими рессорами и телескопическими амортизаторами передних колес — не отличается от общепринятой схемы. Тормозная же система имеет своеобразную конструкцию, которая на автомобилях такого типа встречается еще сравнительно редко. Ее гидропневматический привод выполнен по двухконтурной системе, что существенно повышает безо• пасность. Помимо ручного тормоза, автомобиль оснащается вспомогательным моторным тормозом в виде заслонки в выпускной трубе. Колесная база машин нового семейства — 3500 мм, колея — 1924 мм спереди и 1870 мм сзади. Максимальная скорость достигает 85 км/час.Делегации 46 национальных автомобильных клубов, ассоциаций и федераций за полнили залы французского автомобильного клуба в Па• риже, где проходили заседания комиссий и генеральной ассамблеи ФИА. На Конгрессе Международной автомобильной федерации присутствовали делегации всех социалистических стран Европы: автомобильный спорт и туризм получает здесь все большее развитие. Спортивная комиссия утвердила международный спортивный календарь и условия проведения всех чемпионатов, кубков и трофеев мира и Европы. В основном. они остались прежними, изменились лишь даты отдельных соревнований. В календаре зарегистрировано 450 гонок и 140 ралли. Значительно увеличилось число соревнований, проводимых в социа!: диетических странах. По ралли намечены два чемпионата Европы: личный и чемпионат марок (Монте-Карло, Акрополь, Швеция, Италия, Англия, Французские и Австрийские ' Альпы, Сафари). Первый включает двадцать четыре соревнования, причем в зачет идут шесть лучших результатов. Этапы этого чемпионата проходят ив социалистических странах. В 1970 году впервые будет проведен чемпионат Европы (вместо кубка Европы) на серийных легковых автомобилях. В нем участвуют автомобили груп! пы 2 (специальные легковые, выпускаемые не менее чем по 1000 в год), которые разбиваются на 3 три класса: до 1000 см 3 , до 1600 см , свыше 1600 см 3 . Международная спортивная комиссия утвердила технические условия на автомобили новой формулы 2, которые будут действовать с1 января 1972 года до 30 декабря 1975 года. У такого автомобиля должен быть поршневой двигатель 3 рабочим объемом не более 2000 см без наддува, от серийного легкового автомобиля, выпуск которого составляет не i менее 1000 штук. Разрешаются изменё> ния двигателя (в основном, обработка деталей). Коробка передач может быть пятиступенчатая, а привод только на два колеса (передние или задние). Минимальный вес автомобиля обусловливается числом цилиндров двигателя: при четырехцилиндровом — 450 кг, при шестицилиндровом — 475 кг, при числе цилиндров более шести — 500 кг. Большой интерес вызвал вопрос о будущем автомобилей формулы 1. Есть предложения об увеличении 3 рабочего объема двигателя до 4000 см , что дает возможность объединить интересы автомобилистов и автомобильных фирм Европы и Америки. Кроме того, появились мнения о необходимости создать «формулу уравнивания» для двигателей стандартных легковых автомобилей и специальных «гоночных» двигателей. Это даст возможность устанавливать на автомобнлях формулы 1 моторы серийного производства, но большего рабочего объема. Много внимания было уделено вопросам безопасности. Комиссия напомнила. что с1января 1970 года вводится как обязательное оборудование для всех автомобилей, участвующих в скоростных международных соревнованиях: дополнительное запорное устройство капота и крышки багажника; безопасное (многослойное) ветровое стекло; маслоуловитель при сапунах открытого типа; дополнительная защита бензопроводов и трубопроводов привода тормозов. А в следующем году будут обязательны такие меры: пожаробезопасный бензиновый бак, внешнее и внутреннее обееточивание всей системы электрооборудования, применение жесткого каркаса для гонщика. несгораемая одежда и другие. На генеральной ассамблее были проведены выборы в руководящие и рабочие органы ФИА, прием новых членов, а также утвержден бюджет. Голосование при выборах показало, что ФАС СССР и автомобильные клубы социалистических стран пользуются большим авторитетом; представители этих стран избраны во все комиссии и президиум ФИА. Л. АФАНАСЬЕВ, председатель президиума ФАС СССР, член генерального Совета ФИА11№^и№ aJfcJTB^Wjf ТЙ^а^йУ ^>ц«*^ЭЛЕКТРОННЫЙ «УКАЗАТЕЛЬбрирует. Поворот головы позволяет на мгновение оценить обстановку сзади, но это не всегда безопасно. Возможность наблюдать ситуацию в полном объеме, к ак утверждают авторы нововведения, дает зеркало заднего вида, изготовляемое в ФРГ. Оно состоит из пяти отдельных зеркал в общей оправе длиной 82 см. Новое зеркало должно подойти для большей части выпускаемых ныне автомобилей. IФирма «Отовейль» (Франция) монтирует на рулевом колесе автомобиля датчик, состоящий из двух токопроводящих полос. одна из которых соединяется с массой, другая — с аккумуляторной батареей (через соответствующую электронную систему и замок зажигания). Электронная система, заключенная в небольшую коробку, находится на панели приборов. Когда водитель нормально держит рулевое колесо, между токопроводящими пластинками течет очень слабый ток (за счет контакта рук с пластинками). В этом случае прибор не подает сигнала тревоги. При появлении у водителя сонливости контакт рук с рулевым колесом и токопроводящими пластинами ослабляется. При этом уменьшается ток, проходящий через прибор. В результате срабатывает сигнал тревоги. Последовательно может быть включено два сигнала. Первый — световой. На корпусе прибора справа вспыхивает красный свет. Если водитель на этот сигнал не реагирует, то автоматически включается зуммер. Одновременно выключается зажигание, и автомобиль останавливается (если водитель не приходит в состояние, необходимое для управления). Возможен вариант, когда действие сигнала зуммера и выключение системы зажигания будут сопровождаться дополнительно громким звуковым сигналом. Если нормальный контакт рук водитеУПРУГОЕ СТЕКЛОНа последней автомобильной выставке в Женеве демонстрировался новый вид безопасного стекла для автомобилей. По существу это триплекс, в котором роль промежуточного связующего слоя играет эластичная прозрачная пленка толщиной 0.38 мм. Шестимиллиметровый лист нового стекла, получившего наименование «Глафербель», можно перегнуть на 180 градусов, не поранив рук. — кристаллики потрескавшихся стеклянных слоев прочно удерживаются пленкой. Упругость пленки позволяет «Глафербелю» выдерживать сильные удары и не терять прозрачности за зоной непосредственного усилия. Специалисты по вопросам безопасности автомобилей высоко оценивают эти качества нового материала.31