28
29
УСТАВ АВТОТРАНСПОРТАВсе сложнее становится автотранспортное хозяйство страны. Из месяца в месяц пополняется автомобильный парк, растет объем перевозок грузов и лассажирсних перевозок. Естественно, в этих условиях требуется особо слаженная работа автотранспортных предприятий, умелое планирование, четкие взаимоотношения между грузовладельцами и автотранспортниками. Совет Министров Российской Федерации утвердил Устав автомобильного транспорта РСФСР, который определяет обязанности и права автотранспортных предприятий и организаций. В -нем особо подчеркнут .плановый характер перевозок, осуществляемых на основе договоров между грузовладельцами и автотранспортниками. Организация транспортного процесса полностью возложена на автотранспортные 'Предприятия. В связи с этим типажи количество автомобилей, прицепов, полуприцепов, необходимых для перевозки, определяют транспортники, а не заказчик. Оформление перевозки грузов товарного характера производится едиными товарно-транспортными накладными. По другим документам груз к перевозке не принимается. Строительные м другие массовые грузы полагается перевозить в две смены, в том числе в выходные и праздничные дни. В целях упорядочения расчетов грузы принимаются к перевозке только после внесения платы. Уставом предусмотрена взаимная материальная ответственность между автотранспортниками и заказчиками за невыполнение договорных обязательств. Внесена определенная ясность в организацию новых автобусных маршрутов. Городские, пригородные и внутрирайонные маршруты открываются транспортными управлениями по согласованию с исполкомами местных Советов. С утверждением Устава упорядочен ряд вопросов, касающихся эксплуатации автомобилей. Контроль за соблюдением требований Устава на территории РСФСР возложен, независимо от ведомственной принадлежности автомобилей, на контрольно-ревизорскую службу Министерства автомобильного транспорта РСФСР.&^^М^М.ШЁ-<Г&%Ъ>ШПЯТИГОРСКИЙПервенство заводской маркиКаждую осень, начиная с 1964 года, все отечественные заводы, выпускающие мотоциклы, мотороллеры и мопеды, участвуют во всесоюзных испытаниях на первенство заводской марки. Программа минувшего первенства включала два существенных новшества. Во-первых, кроме трех серийных машин, в команде завода обязательно должны были участвовать два образца экспериментальных моделей, выпуск которых намечается в ближайшие годы. Во-вторых, испытательный пробег мотоциклов и мотороллеров теперь возрос до 2200 юм, а для мопедов — до 1500 км, дорожные испытания занимают уже не шесть, а восемь дней. Как обычно, серийные машины, отобранные спортивными комиссарами на складе готовой продукции, прибыли на место испытаний в запломбированных ящиках. Они были уже обкатаны, и у них сразу же проверяли вес, максимальную скорость, тормозной путь, расход топлива. Если полученные результаты были выше, чем заданные техническими условиями параметры, команде. начислялось соответствующее количество положительных очков. Если показанный результат уступал ТУ — команда получала штрафные очки. Такая система не совсем удачна — мало способствует техническому совер• шенствованию машин и недостаточно объективно его оценивает. В самом деле, если заводу удалось утвердить в технических условиях самые низкие показатели, полученные при испытании первых машин, а затем на серийных повысить их, то в последующие годы можно спокойно собирать призы. Иначе говоря, один раз посеяв, каждый год снимать урожай. Поскольку изменение технических условий процесс сложный и длительный, в качестве исходных данных при оценке результатов в первенстве марки, вероятно, следует брать средние значения параметров, полученные при различных испытаниях машины в предыдущем году. Сравнение именно с ними, а не с техническими условиями, правильнее отразит степень усовершенствования машины за «отчетный» год. Как ив последний раз, участники испытаний собрались в Пятигорске. В его окрестностях была выбрана замкнутая трасса длиной 91 км со значительным перепадом высот. Больше половины пути составляли грунтовые дороги, треть — булыжные и гравийные и лишь 18 процентов — асфальтированное шоссе. В течение дня мотоциклы и мотороллеры проходили по три круга, а мопеды — по два. Эа каждую минуту опоздания на любой из трех KB начислялось штрафное очко, которое можно было нейтрализовать, только опередив график дня на 6 минут. Это давало возможность проверить машины и при движении на повышенных скоростях. В группе серийных машин победили ижевцы, опередившие туляков на три очка. Третье место заняла команда Минского завода. Дорожные испытания экспериментальных машин закончили без штрафных очков лишь две команды — ижевская и ирбитская. Они и заняли соответственно первое и второе места. Тульская команда с тремя штрафными очками вышла на третье место. Специальный приз за технический прогресс вручен команде Тульского завода. Общее первое место и главный приз Министерства автомобильной промышленности вновь завоевала команда Ижевского завода. На втором месте — команда Тульского завода. Анализируя итоги первенства, можно отметить несколько характерных явлений. Прежде всего, с каждым годом улучшается качество серийных машин, что подтверждается увеличивающейся плотностью результатов. Разрыв между некоторыми командами составляет всего два-три очка, несмотря на усложнение и удлинение трассы. Но, вместе с тем, встречаются, к сожалению, дефекты, выявленные еще на испытаниях прошлых лет. Так, на «Восходе» опять дала трещину сварка кронштейна амортизатора задней подвески, на рижском мопеде вновь дал течь бензобак, а на колясках Киевского и Ирбитского заводов обнаружены трещины кузова. Чтобы заводы своевременно принимали эффективные меры для устранения подобных недостатков, в будущем имеет смысл за повторяющиеся дефекты на-ИСПЫТАНО В СССРЭтот тяжелый самосвал изготовлен специально для работы в карьерах. Вот несколько данных из его технической характеристики. При собственном весе в 102 тонны самосвал поднимает 60 тонн груза. Объем кузова 35 мз. На автомобиле установлен 12-цилиндровый дизель мощностью 644 л. с. Самосвал Т-60 успешно прошел испытания на открытом руднике Гайского горнообогатительного комбината (Оренбургская область). Это был первый опытный образец, поставленный в СССР французской фирмой «Берлие». Комбинат должен получить еще 29 таких машин. Фото Н. Кузнецова (ТАСС)28 «Урал-2», «Восход» и В-150М испытаний.на трассеВозвращаясь к напечатанному1Ш1Пчислять команде удвоенное количество штрафных очков. Обращает на себя внимание несоответствие мест, занятых на серийных тяжелых мотоциклах и экспериментальных, созданных на их базе. В прошлом году опытная киевская машина показала четвертый результат, ныне ирбитский «Урал-3» (М-66) — второй, а их серийные прародители оказались одними из последних, хотя конструкция мотоциклов почти одинакова. Дело, видимо, в том, что технология сборки машин на конвейере намного уступает сборке индивидуальной. Обеспечить высокую надежность, долговечность, хороший внешний видвот основная задача, стоящая перед мотозаводами. И эту задачу они стремятся выполнить, в чем убеждают экспериментальные образцы, представленные на испытания. Большинство их, в частности, имеет новые формы, отвечающие современным требованиям эстетики, удачные сочетания окраски, значительно лучшую отделку (хромированные обода колес, баки, полированные детали двигателя и др.). Приведем основные отличия некоторых новых моделей. Трансмиссия «Днепра» (МТ-9) теперь снабжена передачей заднего хода и автоматом выключения сцепления. Это новшество в значительной степени повышает эксплуатационные качества мотоцикла, долговечность и надежность коробки передач. Большим запасом прочности обладает и модернизированная главная передача с усиленными зубьями конической пары шестерен. Мотоцикл «Восход-2>.У мотоцикла «Урал-3» (М-66) внешних отличий от предшественника мало. Двигатель снабжен более надежным коленчатым валом с бомбинированными роликами шатунных подшипников. Значительно возросла (благодаря бумажному фильтру для полнопоточной очистки масла) износостойкость и долговечность цилиндро-кривошипной группы. Изменилась и головка цилиндра, что позволило поднять мощность двигателя до 32 л. с. В результате «Урал-3» с полной нагрузкой показал скорость 108 км/час. Ижевцы на своей машине значительное внимание уделили форсировке двигателя, который стал развивать 18 л. с. Существенно изменены щитки колес, увеличен ход передней вилки, применены шины 3,50—18. Усовершенствованные мотоциклы Ковровского и Минского заводов («Восход-2» и М-107) обладают лучшей динамикой. Модернизации подверглась экипажная часть мотороллеров Тульского и Вятско-Полянского заводов. Их машины («Турист-М» и «Вятка-3») обладают лучшими эксплуатационными качествами, повышенной износостойкостью деталей трансмиссии, приятны внешне. Если экспериментальный мопед МП-048 Львовского мотозавода имеет большие конструктивные изменения в экипажной части, значительно повышающие его ходовые качества, то «Рига-8», помимо этого, обладает новым двигателем Шяуляйского велосипедномоторното завода «Вайрас». Он развивает мощность 4 л. с. и снабжен трехступенчатой коробкой передач с ручным переключением. Пускается двигатель кик-стартером — педалей нет. Все экспериментальные модели мотоциклов, мотороллеров и мопедов показали на испытаниях обнадеживающие результаты. Теперь коллективам заводов и ВНИИмотопрома предстоит окончательная доводка этих машин, чтобы как можно скорее начать их выпуск. В заключение следует отметить хорошую организацию испытаний, чему способствовало большое внимание к ним со стороны партийных и советских организаций Пятигорска и. Ставропольского края, Пятигорского автомотоклуба ДОСААФ. В. КИСЕЛЕВ, руководитель испытаний, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, спецкор «За рулем» г. Пятигорск Фото Е. Золотарева и Ю. Прелова Мотоцикл «ИЖ-Планета-3».КОМПЛЕКТЫ ДЛЯ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Под таким заголовком в январском номере журнала за 1969 год была напечатана небольшая заметка о том, что завод «Лаборприбор» в г. Клину начал выпускать комплекты, в которые входит и аккумуляторный денсиметр для измерения плотности электролита. Обрадовались читатели этому сообщению. Но... Вот что написал нам Г. Юрьев из Минска: «Думал, наконец-то поискам ареометра пришел конец. Зашел в автомобильный магазин, а мне ответили, что о наличии таких наборов ничего не знают. Значит, видимо, мне нужно ехать в Клин, чтобы купить такой комплект». Но напрасно бы тов. Юрьев поехал в Клин, потому что и там невозможно купить набор. Завод засыпали письмами. «Обратился к дирекции завода «Лаборприбор» с просьбой выслать наложенным платежом комплект, — это сообщает из Запорожья Я. Полно. — Получил ответ: «набор выслать не имеем возможности, так как все комплекты по' разнарядке «Роскультторга» отправляем в магазины Российской федерации». Подобные письма и по сей день продолжают поступать в редакцию. Почему же невозможно купить несложный прибор, в котором нуждаются многие тысячи автолюбителей? Да потому, что хорошую инициативу проявилпока лишь один клинский завод лабораторной посуды и приборов. Идея выпуска наборов для автолюбителей принадлежит начальнику производственно-технического отдела завода Виктору Сергеевичу Дульдину. Он сам автолюбитель, и знает, что это значит. Дирекция завода поддержала его предложение. И в 1968 году было изготовлено 57 тысяч комплектов, которые сразу же были распроданы. В 1969 году завод выпустил еще около ста тысяч комплектов. Мог бы и больше — производство освоено, покупатели есть, но подводит московский завод «Вулкан», который мало заинтересован в снабжении «Лаборприбора» резиновыми деталями для комплектов. Думаем, что этот вопрос не так уж трудно решить и что соответствующие организации сумеют обеспечить производство несложных приборов в нужных количествах. Но мы все же вернулись к «проблеме денсиметра» на страницах журнала. И вот почему. Число автолюбителей неуклонно растет, а дальше будет умножаться еще быстрее. Растут и их запросы по части «автомобильной фурнитуры». А вот планированием, производством и сбытом такого рода товаров никто всерьез и систематически не занимается. И даже та инициатива, которую проявляют отдельные предприятия, порой наталкивается на препятствия, как это случилось в истории с денсиметром. Видимо, свое слово должны сказать планирующие организации.По письму приняты мерыВОДИТЕЛЬ ПОПАЛ В БЕДУ «По дороге через Могилев-Подольский в Бориславль у моего автомобиля потек бензиновый бак. Кое-как добрался до ближайшего города — Коломый и обратился за помощью в автотранспортное предприятие № 08033. Но директор Иван Дмитриевич Гаврин в помощи отказал. оскорбил меня и пропнал. А ведь машина с грузом не моя собственная, а государственная. Я крайне возмущен поступком директора», — написал в редакцию водитель АТБ-13 Молдавской ССР С. Безпалько. Мы направили это письмо в Министерство автомобильного транспорта Украины и вскоре получили ответ, в котором говорится, что директор предприятия И. Д. Гаврин строго предупрежден о недопущении в дальнейшем случаев отказа в технической помощи иногороднему автотранспорту. В настоящее время министерством разработаны мероприятия по улучшению организации оказания технической помощи автомобилям всех министерств и ведомств в пути.29