26
27
СЪЕМНИК ДЛЯ ПРУЖИННа тяжелых мотоциклах пружины клапанов настолько трудно сжать, что снимать их обычно приходится вдвоем — один сжимает пружину, другой снимает сухарики. Пользуясь показанным на рисунке рычагом, я обхожусь без помощника. При-КАК УСТРАНИТЬ ЛЮФТНекоторые владельцы мотороллеров «Тула-200» и «Тула-200М» со временем ощущают раскачивание машины относительно продольной оси. Колебания могут достигать такой величины, что мотороллер трудно удержать. На новых мотороллерах «Турист», имеющих более жесткую раму, это явление не встречается. Я считаю, что причина раскачивания — люфт оси задней вилки во втулке подрамника двигателя. При равномерном движении мотороллера натянутая цепь выбирает люфт, перекашивая немного вилку. При «сбрасывании» газа или наезде на препятствие ось отходит назад и руль мотороллера чуть поворачивается влево. Водитель, стремясь выровнять машину, поворачивает руль вправо, и вилка опять смещается. Все это и приводит к неуправляемым колебаниям. Чем больше величина люфта, тем при меньшей скорости возникают колебания. При незначительном люфте колебания появляются на скорости 60—80 км/час, а это особенно опасно. Определить люфт оси качания вилки нетрудно. Для этого снимают кожух цепи и сжимают верхнюю и нижнюю ее ветви. Если при этом ось переместится, значит, она слабо затянута ив соединении есть зазор. Временно удается устранить люфт сильной затяжкой гаек оси качания вилки. Полностью же избавиться от поперечного раскачивания можно при помо-ззпг/Ч^)\ 30трубами вилки резиновые распорки, к ак показано на рисунке. • Их можно вырезать из листовой резины толщиной 710 мм или склеить из более тонкой. В. КОРОСТЫЛЕВ Ташкент, п. Геофизикаспособление креплю винтом к головке цилиндра так, чтобы лапки уголка упирались в тарелку на пружине. Одной рукой сжимаю пружину, второй — снимаю сухарики. Г. РАДЧЕНКО Белгородская область, Ровенский район, с. Ровенки, ул. Пролетарская, 11САМОДЕЛЬНЫЙОГРАНИЧИТЕЛЬНа моем «Москвиче-408» вышел из строя ограничитель открытия двери. Вскоре тот же дефект повторился на другой двери. Самодельные ограничители, изготовленные точно по заводским, служили всего 2—3 тысячи километров. Тогда я применил другой способ. Сделал ограничитель из двух отдельныхНОЖНОЙПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬХочу предложить владельцам мотороллеров «Тула» одно простое усовершенствование. Зимой, когда руки в теплых перчатках, «ловить» маленький рычажок мотоциклетного переключателя света и ставить его в нужное положение непросто. Гораздо удобнее в обращении ножной автомобильный переключатель. Его можно установить в удобном для себя месте. Фиксация контактов в нем более четкая и надежная. В. ГУБА Приморский край, г. Артем, ул. Дзержинского, 19, кв. 3НА КРАЙНИЙСЛУЧАЙУстановка тяг: 1 — перо вилки; 2 — кронштейн (показаны правые детали. левые — отраженный вид): 3 — тяга; Л — кронштейн крепления боковины; 5 — болт Ml0 с гайкой. щи двух регулируемых тяг 3 (см. рисунок), увеличивающих жесткость рамы. Ими соединяют ось вилки с рамой. Для этого к перьям вилки крепят кронштейн 2, а в кронштейнах крепления боковины сверлят отверстие диаметром 10 мм. Таким способом были устранены колебания на нескольких тульских мотороллерах. Д. ЧИРИКОВ Москва, Д-376, ул. Красная Пресня, 12, кв. 19Однажды я возвращался на мотоцикле в город. В 30 километрах от дома из-за прокола начала спускать- шина. От намерения заклеить камеру пришлось отказаться, когда я обнаружил в мотоаптечке вместо клея высохшую резиновую массу. Тогда я применил способ, которым мы пользовались в детстве для «ремонта» велосипедных камер. Вместо воздуха мы накачивали в них воду! В мотоциклетный насос засосать воду через шланг из-за обратного клапана невозможно, поэтому я заполнил его через верхнее отверстие. Закачав в камеру три насоса воды, а затем нужное количество воздуха, я доехал до дома, ни разу не прибегнув" к помощи насоса. Давление в шине осталось почти нормальным. В гараже просушил и заклеил камеру и смазал насос. «Секрет» метода прост. При вращении колеса под действием центробежной силы вода покрывает камеру изнутри тонким слоем. Обладая меньшей проникающей способностью, чем воздух, она препятствует его выходу. Н. ГНЕННЫЙ г. Кемерово-21, ул. Невьяновская, 11, кв. 1 От редакции. Примененный Н. Гненным способ пригоден лишь при небольшом проколе. Если он окажется неэффективным (к тому же не всегда удастся найти воду), можно проехать небольшое расстояние, удалив камеру и заполнив покрышку сеном, соломой, тряпками.прутков, выгнув их по образцу сломавшегося. Концы их соединил обычной шайбой с внутренним диаметром 8 мм, как показано на рисунке. Лучше всего для ограничителя, по-моему, подходит пруток диаметром 4 мм из стали У8А («серебрянка»). После гибки закалил детали до HR = 40 — 45. В. ГЛАДКИХ г. Горький, П-9, Омская ул., 13, кв. 6 Отредакции . Мы показали этот совет специалистам-кузовщикам АЗЛК. Вот, что они сообщили: на первых машинах модели «408» действительно случалось, что ограничитель дверей выходил из строя. Впоследствии была изменена технология и этот недостаток полностью устранен.ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБТо, что со Мной произошло — случай, безусловно, не частый. Но знать, как выйти из безвыходного, казалось бы, положения, полезно каждому автомобилисту. В путешествии, во время ночлега в лесу, при случайном замыкании «на массу» аккумуляторная батарея моей «Волги» полностью разрядилась. Пустить двигатель не удалось даже рукояткой. Помощь получить было неоткуда. Пришлось искать выход самому. Я снял генератор и соединил соответствующие его клеммы проводами с клеммами аккумуляторной батареи. Затем «поддомкратил» переднее колесо, ближайшее к аккумулятору, снял с него колпак и прижал шкив генератора к протектору шины. После этого стал вращать колесо баллонным ключом. Вал якоря генератора удалось довольно легко раскрутить до оборотов, при которых зарядный ток поступает на клеммы. Через полчаса такой работы батарея «ожила», и двигатель удалось пустить рукояткой. А. ПИРОГОВ Свердловск, Б-32, Сибирский тракт, 31, кв. 2ДОСТАТОЧНО РАСПОРКИНа моей «Яве» щиток переднего колеса после незначительной деформации стал при сжатии перьев передней вилки касаться защитных кожухов пружин. В результате на них стерлась краска. Чтобы устранить касание, достаточно оказалось поставить между средними кронштейнами крепления щитка и нижними26 ОГРАНИЧЕНИЯ ЕСТЬ«Существуют ли ограничения шума, производимого работающими мотоциклами и автомобилями?» — спрашивает москвич В. Каплунов, Отвечает начальник отдела ВНИИмотопрома Ю. Веретенов. Исследованиями установлено, что за последние десять лет шум на городских улицах в среднем увеличился вдвое. Объясняется это ростом количества мотоциклов и автомобилей и увеличением мощности их двигателей. В настоящее время установлены международные нормы, ограничивающие допустимый шум для каждого вида транспорта. Для мотоциклов, например, уровень шума, выраженный в условных единицах — децибелах, не должен превышать 75 — 8 5 (в зависимости от типа). Чтобы представить величины шумности (в децибелах), приводим фактические значения, полученные измерениями: работающий двигатель грузового автомобиля и автобуса 90 — 95; автомобиля «Волга» 73 — 75; мотоциклов ИЖ и «Восход» 7 9 — 8 2 ; мопедов «Рига-4» и МП-046 79 — 8 3 ; мотоциклов «Ява» (ЧССР) 8 2 — 8 5 ; громкий автомобильный сигнал 95 — 100. Следует заметить, что качественные особенности при восприятии шума ухом зависят от интенсивности и частоты шума. Звуки высокой частоты кажутся более громкими. В технических условиях на мотоциклы и автомобили обязательно указывается допустимый уровень шума. При несоответствии этого параметра условиям машина не допускается к серийному производству. Поэтому переделка владельцем системы выпуска, приводящая к увеличению шума, недопустима и справедливо пресекается работниками ГАИ.содержат в три-четыре раза больше тетраэтилсвинца, чем АИ-93, а это резко снижает долговечность автомобильного двигателя, особенно выпускных клапанов. У этих сортов бензина значительно хуже пусковые качества. А кроме того, они более токсичны и работа с ними требует спецодежды.колес мотоцикла и бокового прицепа (рис. 1). За исходные можно принять величины, рекомендованные заводом для коляски «Велорекс», предназначенной специально для «Явы». При правильной установке коляски мотоцикл движется прямолинейно по горизонтальной дороге даже «без рук». Колесо коляски натится без проскальзывания.О БОЕВОЙ ТЕХНИКЕ«Посоветуйте, какие прочитать книги и статьи, рассказывающие о советской боевой технике — танках, бронетранспортерах, колесных машинах». С таким вопросом обращаются в редакцию журнала многие молодые читатели. Из литературы об автомобилях, применяемых в Советских, Вооруженных Силах, мы рекомендуем брошюру Н. Н. Степанова «Военные автомобилисты» и книгу «Автомобили ГАЗ-53А и ГАЗ-66» Н. А. Куняева, вышедшие в издательстве ДОСААФ (первая в 1968, вторая в 1967 году). Военным издательством Министерства обороны СССР также выпущено несколько популярных книг для тех, кто хочет подробнее познакомиться с автобронетехникой. Это книги М. Г. Редькина «Плавающие колесные и гусеничные машины» (1969) и «Бронетранспортеры» (1961) и В. Д. Мостовенко «Танки» (1955). Статьи с описанием конструкций отечественных танков, бронетранспортеров и автомобилей высокой проходимости публиковались и нашим журналом: «Колесные бронетранспортеры» (БТР-40 и БТР-152) — 1965, № 2; «По суше и по воде» (плавающий колесный бронетранспортер БРДМ) — 1965, № 6; «ЗИЛ-131 — новый автомобиль высокой проходимости» — 1967, Ns 4, 6, 8: «Танк Т-54» и «Отличный вездеход ЗИЛ-135» — 1968, Ns 2; «Гусеничный бронетранспортер БТР50ПК» — 1968, № 5; «Вездеход-гигант» (четырехосный тягач МАЗ-535А) — 1968, Nt 7; «Автомобиль-солдат» — 1969, № 2; «Гусеничные тягачи и бронетранспортеры» (АТС-59, ГТ-Т и другие) — 1969, № 11.Рис. колес.1. Углы развалаисхожденияГДЕ УЗНАТЬ НОРМЫ ПРОБЕГАМногие водители не знакомы с нормами пробега шин как новых, так и восстановленных наложением протектора. Об этом свидетельствуют получаемые редакцией письма. Сообщаем, в каких документах определены нормы. Сроки службы новых автомобильных шин до первого ремонта приведены в «Правилах эксплуатации автомобильных шин» (Издательство «Химия», 1968). Нормы гарантийного пробега шин, отремонтированных наложением нового протектора, порядок сдачи их в ремонт, документация по учету работы содержатся в основном документе, регламентирующем работу и обслуживание автомобильной «обуви», — тех же «Правилах эксплуатации автомобильных шин».КАК ВЫХОД ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ«В нашем автохозяйстве многие шоферы для облегчения пуска двигателя зимой заливают в картер 1 —2 литра бензина, но мы, молодые водители. боимся это делать и хотели бы узнать мнение специалистов». — пишет группа шоферов из г. Ухты. Да, такой способ применяют, как выход из положения, когда нет маловязких зимних масел. Можно добавлять к летним маслам только авиационный бензин Б-70 (10—15 процентов от количества масла). Его заливают в картер, если предвидится продолжительная стоянка, непосредственно перед остановкой двигателя. После пуска мотора бензин очень быстро испаряется из масла и практически не ухудшает его качества. Естественно, что этот способ поможет только раз и перед следующей стоянкой операцию надо повторить. Автомобильные бензины для разжижения масла не годятся, так как содержат много фракций, выкипающих только при высокой температуре (180 — 200 градусов и больше). В этом случае не испарившийся бензин будет смывать пленку смазни, и износ двигателя увеличится.Р ис . 2. Демпфер в ра зобраином виде (слева) и его детали 1 — нижний мостик вилки; 2 — скоба ; 3 — контровочная шайба (2 шт.); 4 -- винт МбхЮ (2 шт.); 5 — шайба (2 шт ., материал — фибра, паронит, твердая резина); 6 — стопорная пластина; 7 -- промежуточная пластина (2 шт.); 8 — шайба (материал тот же. что и детали 5); 9 — болт; 10 — шплинт.БЕНЗИН ДЛЯ «МОСКВИЧА-412»Б. Дмитриев из Карелии спрашивает, какие бензины можно применять для «Москвича-412» взамен АИ-93. Двигатель «Москвича-412» рассчитан на бензин АИ-93 (ГОСТ 2084 - 6 7 ) . Это топливо имеет антидетонационную стойкость, характеризующуюся октановыми числами 93 по исследовательскому методу и 85 по моторному (см. «За рулем», 1967, № 7). В АИ-93 допускается содержание высокотоксичного антидетонатора — тетраэтилсвинца до 0,82 г на 1 кг бензина. Сеть автозаправочных станций, которые отпускают потребителям АИ-93, непрерывно растет. Сегодня они есть почти в любом городе. В крайнем случае, если такого бензина нет, его можно заменить неэтилированным марки «Экстра» (ВТУ-67 — 60), а также этилированным бензином А-93 или А-87. Недопустимо применение авиационных бензинов марок Б-91/115, Б-95/130 н Б-100/300 (ГОСТ 1012 - 5 4 ) , так как ониЧтобы при наезде на препятствия (ямы, бугры) переднее колесо не виляло, надо увеличить момент трения стержня передней вилки в рулевой колонке — установить дополнительное устройство, так называемый демпфер. Он прилагается заводом к коляске «Велорекс». Если приобрести готовый демпфер не удастся, его можно сделать самому, руководствуясь рис. 2. Демпфер крепится двумя винтами 4к нижнему мостику 1 передней вилки, в котором для этого имеются два отверстия. Крючок стопорной пластины вставляется в карманчик на переднем брусе рамы мотоцикла. Выступы на поперечине болта 9 препятствуют его самоотвинчиванию.НЕОБХОДИМ ДЕМПФЕР«К своей «Яве» я подсоединил самодельную коляску. При езде по плохим дорогам руль сильно виляет, управлять мотоциклом трудно и очень утомительно. Как избавиться от этого?» — спрашивает В. Калинов из Донецкой области. Прежде всего надо правильно выбрать и установить углы схождения и развала27