и конь,И ИАА ТЫ МЕЧВ этой «формуле» — все, что нужно было средневековому воину. Его вооружение не выдерживает, конечно, даже условного сравнения с оснащением современной армии. И тем не менее, начиная краткий обзор колесных бронетранспортеров, которыми располагают наши мотострелковые части, мы обращаемся к этой триединой формуле, поскольку в ней как бы символически отражаются три главные их качества: скорость, способность противостоять огню и вести огонь. Они вытекают из многообразных целей, которым служат бронетранспортеры — перевозки личного состава, транспортировки минометов, орудий, военного снаряжения. На марше бронетранспортеры используются для охранения частей, в боевых условиях применяются для разведки, связи, доставки на поле боя личного состава, боевой техники и снаряжения, для эвакуации раненых. Таким машинам не должны быть страшны грязь, лесные дороги, вязкий песок, заснеженные участки. Поэтому бронетранспортеры оснащаются приводом на все колеса, широкопрофильными шинами с регулируемым давлением воздуха (БТР-152, БТР-60П), а нередко тремя или четырьмя парами колес. Если на более ранних моделях (БТР-40 и БТР-152) широко использовались агрегаты грузовых автомобилей повышенной проходимости (ГАЗ-63 и ЗИЛ-157), то современные БРДМ и БТР-60П — специальные конструкции. Для лучшего преодоления окопов, траншей, воронок у БРДМ, помимо двух пар ведущих колес, есть две пары дополнительных колес меньшего диаметра. Они также являются ведущими, и в нужный момент их можно опустить при помощи гидравлического механизма. Таким образом, БРДМ быстро изменяет свою колесную формулу с4X4 на 8X8 . Восемь ведущих колес — отличительная черта БТР-60П. У него уже не один двигатель ГАЗ-40П, как было у БТР-40 и БРДМ, а два, и расположены они в кормовой части бронекузова. Один из двигателей соединен с первой и третьей парами колес, другой — со второй и четвертой. Такая конструкция позволяет, с одной стороны, отказаться от межосевых дифференциалов, а с другой — обеспечивает живучесть машины, если выйдет из строя один мотор. Наконец, БТР-60П обладает еще одной важной для проходимости конструктивной особенностью. Все восемь колес имеют независимую торсионную подвеску, позволяющую хорошо приспосабливаться к неровностям грунта. Конечно, в условиях боевых действий машина может застрять в топи или глубоком снегу. Однако она не окажется беспомощной — каждый бронетранспортер оборудуется лебедкой, которая может служить самовытаскивателем. Если при выполнении боевого задания перед бронетранспортером возникает водная преграда, БРДМ и БТР-60П легко преодолевают ее. У этих машин — водонепроницаемый корпус, обладающий плавучестью. В его задней части установлены водометные движители, которые позволяют передвигаться по воде со скоростью 8—9 км/час. Все четыре основные модели бронетранспортеров оборудованы сцепным устройством ив случае необходимости могут буксировать пушку, полевую кухню, вышедший из строя автомобиль, прицел с военным оборудованием или снаряжением. Кроме экипажа (командир и водитель машины), на борту бронетранспортера находится еще десант, который при ведении боевых действий может покидать машину. БТР-40 вмещает восемь десантников. БТР-152 — семнадцать. В разведке, в боевом охранении, на поле боя бронетранспортер способен действовать и как самостоятельная единица. Броневой корпус защищает его экипаж и десант от пуль и осколков снарядов. В боковинах корпуса машины предусмотрены специальные лючки, которые служат для наблюдения и ведения огня из личного оружия десанта. Наконец, каждая из машин вооружается пулеметом. Для обеспечения связью, что особенно важно в разведке, все бронетранспортеры оборудованы радиостанцией. В самых разнообразных условиях должны действовать современные бронетранспортеры. Их задача — всегда быть с пехотой. Ночью им помогают приборы ночного видения, в стужу дают им жизнь предпусковые подогреватели, они вплавь преодолевают реки, карабкаются на 30-градусные подъемы, защищают свой десант от пуль и сами могут ответить врагу огнем. Л. ШУГУРОВ, инженерБТР-60П обладает высокой проходимостью благодаря независимой подвеске всех колес, четырем ведущим осям, водонепроницаемому корпусу и водометному движителю. Два мотора общей мощностью 180 л. с. позволяют машине идти со скоростью 80 км/час.БРДМ — плавающая бронированная разведывательно-дозорная машина. У нее бронированный корпус с крышей, две пары дополнительных опускающихся ведущих колес, водометный движитель, пулеметное вооружение. БТР-152 снабжен 110-сильным двигателем ЗИЛ-123, который позволяет машине, весящей 7 тонн, двигаться со скоростью 75 км/час. Бронекузов не имеет крыши, что ускоряет высадку десанта. Все колеса — ведущие, с централизованной системой регулирования давления воздуха.Ф ого А. Сергеева, Г. Шутова (ТАСС) и В. Гатчикова-v•^CJs'• ~^Щ ЗР-* - ^**-••<£-*№1ШШ. « л * : * - -^*v*iaaErv-БТР-40 имеет боевой вес 4.3 тонны и при 85-сильном двигателе может развивать скорость до 80 км/час. Как иу других бронетранспортеров, все его агрегаты крепятся непосредственно к бронекузову.•*- "