|
28
|
31
|
|
КОНКУРСГ Советы 1БЫВАЛЫХФИНИШИРОВАЛпредложение по замене мотоциклетного троса капроновой леской. Вторую премию — за советы владельцам ИЖей — получил Н. Б. Медведев из Ахтубинска, третью — А. А. Яловой из Комсомол ьска-на-Днепре (Полтавской области). Интересны и работы Ю. Н. Мартьянова из Чебоксар, В. Д. Шохова из АлмаАты, В. С. Лялина из Кирова. Они отмечены дипломами журнала. Часть премированных предложений вы найдете на этих страницах, остальные — уже были или будут опубликованы в ближайших номерах журнала. Редакция благодарит всех, кто принял участие в конкурсе, и выражает надежду, что он привлек н творчесной технической деятельности новый отряд автои мотолюбителей. В дальнейшем мы будем ежегодно определять лучшие советы года — по три в каждом из разделов, автомобильном и мотоциклетном, — из числа опубликованных в журнале. Для более объективной оценки полезно было бы учесть мнения тех, кому прямо адресованы советы. Поэтому просим вас, товарищи, присылать в редакцию отзывы о предложениях, которые вы использовали на практике.По автомобилъ7юй тематикеЖюри признало лучшей разработку ленинградца Юрия Ивановича Позднякова, который реконструировал своим способом амортизаторы «Москвича» модели «401». Он получил главный <приз — транзисторный радиоприемник «Селга». Обладателями <второй и третьей 'премий стали Н. П. Сверчков из Вышнего Волочка и Б. М. Титов из Томска. У автомобилистов было немало работ, имеющих практическую ценность. В связи с этим жюри решило наградить авторов наиболее удачных из них — Ю. В. Яковлева (Харьков) и Е. А. Попова (Елец) — дипломами журнала «За рулем».С апреля по октябрь 1969 года продолжался объявленный редакцией конкурс («За рулем», 1969, Nt 4). За это время жюри получило 216 писем: 124 от мотолюбителей и 92 от автомобилистов Специалисты-эксперты из научно-исследовательских институтов, с автомобильных и мотоциклетных заводов вместе с работниками редакции обсудили поступившие на конкурс предложения: простые и сложные, на одном листне бумаги и объемом в целую тетрадь, с фотографиями, эскизами, чертежами. Многие письма содержали по пять-шесть советов. Общее же в них одно — стремление авторов улучшить свой автомобиль или мотоцикл, упростить и облегчить обслуживание и ремонт агрегатов и рассказать об этом своим собратьям авто- и мотолюбителям. Кто же вошел в число призеров конкурса?По мотоциклетной тематикеГлавный приз — транзисторный радиоприемник «Селга» — присужден Юрию Николаевичу Мамонову из поселка Демьяново Кировской области. Он прислал очень простое и практичноеВМЕСТО ТРОСА... ЛЕСКАОднажды при поездке на рыбалку на моем мотоцикле оборвался трос «газа». Запасных троса и наконечника с собой не было, и вместо них я поставил рыболовную капроновую леску диаметром 1 мм. Для крепления ее в рукоятке и дроссельной заслонке завязал на концах узелки и оплавил их на огне спички. До конца сезона я ездил с таким «тросом», и замены пока не требуется. Капроновая леска легко перемещается в оболочке и почти не нуждается в смазке. Кстати, вместо лески можно использовать капроновую струну для теннисных ракеток.Ю. МАМОНОВДЛЯ ЛЮБЫХ «ТЕЛЕСКОПОВ»Что делать, если вышел из строя сальник штока у телескопического амортизатора автомобиля? Нужны всего-навсего кусок тонкого фетра (например, от старой шляпы) и негодная камера колеса. Еще понадобятся ножницы. Теперь вырежьте шайбы из фетра ирезиныи сделайте в них высечку диаметром на 1,5—2 мм меньше штока. Наружный диаметр шайб — по металлической стандартной. Удалите испорченный сальник и замените его пакетом из чередующихся слоев фетраи резины. Последовательность укладки: фетр, резина, фетр, резина, металлическая шайба и пружина сальника. Фетровые кольца нужно пропитать автолом или амортизаторным маслом. Резиновые немаслостойкие кольца разбухают от масла и обеспечивают хорошее уплотнение штока. Проверка показала, что такой сальник работоспособен примерно в течение 1520 тысяч километров пробега. Затем его несложно заменить. Томск-34, ул. Учебная, Б. ТИТОВ 20, кв. 42Кировская область, Подосиновский район, пос. Демьяново, ул. Набережная, 11, кв. 3 Предложение отмечено на конкурсе бывалых главным призом.ПРИГОДИТСЯ ВСЕМИсправить сорванный при подтяжке буртик развальцованного бензопровода без специального инструмента не удастся. Предлагаю приспособление для этой операции. Развальцовка сделана из двух небольших отрезков стального уголка с толщиной полки около 5 мм (профиль № 4,5; 5,0 или 5.6). Устройство ясно из рисунка. Латунную или медную трубку-бензопровод с предварительно надетой накидной гайкой вставляем в отверстие-ручей между уголками и надежно фиксируем, затягивая болт. Конец трубки, на котором надо сделать развальцованный буртик, должен на 3—4 мм выступать за плоскость полок. С помощью молотка и оправки бензопровод развальцевать нетрудно. Н. СВЕРЧКОВ Вышний Волочек-8, ул. Стачки, 7, кв. 9 Предложение отмечено бывалых второй премией. на конкурсеРазвальцовка 1 из стального уголка и оправки 2 для трубок внутренним диаметром 4и6 мм.Предложение отмечено на конкурсе бывалых третьей премией.25ТРИ СОВЕТА ВЛАДЕЛЬЦАМ ИЖейМотоциклисты знают, что вращающаяся рукоятка «газа» со временем истирает опорные поверхности кольца и грибка (см. рис. 1), в результате она перекашивается и начинает заедать. На своем ИЖе я расточил гнездо кольца ла 1 мм по диаметру и проточил на/оо*>7S *>S.£ "S.t*k ш.г »пб У-« *воР ис . 1: 1 — кольцо; 2 — пластмассовые полоски; 3 — трубка рукоятки газа; 4 — грибок; 5 — шайба./3728 грибке кольцевой паз, как показано на рис. 1. В образовавшиеся зазоры между трубкой рукоятки 3, кольцом 1и грибком 4 вложил полоски 2 из капрона (можно из фторопласта или полихлорвинила) и поставил шайбу 5 из этого же материала под торец рукоятки. Теперь рукоятка вращается плавно, без люфтов и не требует смазки. В будущем замена износившихся деталей не представит трудностей.Стефания ГРОДЗЕНЬСКАЯЮмореска Перевод с польского Д. ГальперинойВладельцы мотоциклов ИЖ-Ю и ИЖ-П замечали, наверно, что иногда в тормозной барабан проникает смазка из подшипников (по шлицевому соединению со звездочкой). Это, понятно, ухудшает эффективность тормоза. Обратным путем в подшипники попадает пыль. Показанный на рисунке войлочный сальник поможет уплотнить шлицевое соединение. Он, подобно муфте, укрывает его, упираясь с одной стороны в корпус кожуха, а с другой — в ступицу колеса. При сборке сальник надевают на шлицевую втулку ведущей звездочки, заводят в него ведомую звездочку и затем устанавливают колесо. И еще один совет. Случается, что тормозные колодки со временем сползают с кулачка и трутся боком о стенку ступицы колеса. В результате они изнашиваются и ухудшается накат мотоцикла.агдЗ^Ал>?!&JpSLз—-StPry II «Г=~lpu\^j•U\Рис. 2. Ступица и тормоз заднего колеса: 1 — тормозные колодки; 2 — сальник (высота 40 мм); 3 — ограничи1 тельный диск; 4 — винты М4 с потай- . ной головкой; 5 — тормозной кулачок. Я устранил это при помощи диска, закрепленного на торце кулачка (см. рис. 2). Вырезал его из миллиметрового металлического листа (можно из текстолита) и привернул двумя винтами к кулачку, в котором просверлил отверстия и нарезал резьбу. Чтобы винты не отворачивались, головки их раскернил. Н. МЕДВЕДЕВ Астраханская область, г. Ахтубинск-6, ул. Зеленая, 6, кв. 49 Предложения отмечены на конкурсе бывалых второй премией.Откровенно говоря, автомобилей в Польше пока не так уж много, зато катастрофы мы имеем первоклассные. И по части пьяных водителей не отстаем, и до наездов на прохожих технически доросли. И это неудивительно, потому что все больше людей — и даже женщины — вовлекается в моторизацию. Прежде женщины собирались, чтобы побеседовать о мужьях, детях и возлюбленных. Теперь все изменилось: беседы стали технологическими. У Баси не работает цилиндр, у Ганки засорился карбюратор, а у Зоей какой-то бездельник помял зад. Дамы учатся водить машину, а Дуся Палусиньская до того насобачилась, что, когда она хочет свернуть, у нее сбоку начинает мигать. — У Палусиньской мигает, — подумала я, — почему же у меня не может?! Перед экзаменом мой сосед разрешил мне немного поездить на своем автомобиле, потренироваться. Усевшись за руль, я начала наступать на эти металлические штуки, которые мешаются под ногами. Наступаю, наступаю — и вдруг автомобиль зарычал и начал дрожать, как овечий хвост. С перепугу я наступила на что-то другое. Тогда он взял и поехал. Нет, вы не представляете себе, что это за ощущение, когда ты в нем сидишь, а оно само едет. Я скоро привыкла и даже была довольна, только мне показалось странным, что автомобиль двигается зигзагами. Но потом я вспомнила, что хозяин любит ездить под хмельком, и вполне естественно, что его автомобиль так себя ведет. Внезапно посредине мостовой я увидела собаку, а за ней на веревочке мужчину. Решила их объехать. Чтобы это сделать, нужно было свернуть влево, а я уже по опыту знала, что если я хочу свернуть влево, то сворачиваю вправо. Поэтому я попыталась свернуть вправо и действительно свернула влево. На всякий случай,, чтобы наверняка все было в порядке, я включила указатель поворота вправо, а руку высуяула влево. Водитель, который ехал мне навстречу, показал пальцем на лоб. Наверное, хотел обратить мое внимание на то, что у меня растрепалась»* челка. Я поблагодарила его улыбкой и посмотрела в зеркальце. * Безусловно, самое необходимое устройство в автомобиле — это зеркальце. Без него водитель во время езды не мог бы даже причесаться. Едва я стала обеими руками поправлять прическу, как автомобиль словно подменили. Воспользовавшись моей временной занятостью, он взял и поехал по кругу. Второпях вместо руля я ухватилась за такую пупочку на палочке, что торчит сбоку. Автомобиль сначала подпрыгнул, а потом поехал назад. Это было прекрасно. Трудностей как не было, потому что теперь все уже издалека обращали на меня внимание и спешили вовремя убежать. Автомобиль мог спокойно ехать. Так он все ехал, ехал и ехал. Но только вдруг въехал в магазин, где как раз выбросили дефицитный товар. И вся очередь начала на меня ужасно кричать: — Что вы думаете! Мы тут уже целый час стоим, а вы без очереди въезжаете! — Ну и что, — говорю я, — автомобиль это вам не просто так. Это не какаянибудь ракета, управляемая на расстоянии, — посадил обезьяну, и она себе едет! Какая-то дама посмотрела на меня и сказала: — Поразительное сходство! Я не стала вдаваться в дискуссию, потому что торопилась на экзамен. Выехала через кабинет директора и успела вовремя.©МОТОРИЗАЦИЯС УЛЫБКОЙ ЕЩЕ ОДИН СПОСОБВместо вышедшего из строя троса на мотоцикле я использую многожильный стальной провод П-275. Его капроновая или полихлорвиниловая изоляция хорошо работает даже без смазки, причем провод служит значительно дольше. чем обычный трос. Кстати, и оболочка троса, в которую вставляется провод, изнашивается меньше. Управление при помощи этого провода облегчается, поскольку трение его в оболочке незначительно.В. ШОХОВАлма-Ата-5, ул. Айвазовского,86— Нужно взять нилограмм говядины, три луковицы, перец...