14
15
„У АЙ Т" 3-х тонный,НАЧАЛО БИОГРАФИИПервые советские автомобильные дви ­ гатели назывались «Уайт-АМО». В апреле 1921 года, готовясь отметить начало их производства игодовщинусодня открытия курсов автомехаников, коллектив завода послал приглашение В. И. Л е ­ нину: «Многоуважаемый Владимир Ильич! Первый государственный автомобильный завод поздравляет Вас с первым в нашей республике выпуском двигателей системы «Уайт» и радиаторов ФИАТ и просит Вас пожаловать 7-го апреля в 13 часов дня на наш завод для участия в празднестве по этому случаю. Одновременно с этим завод празднует годовщину со дня основания курсов автомобильных механиков и надеется, что Ваше присутствие даст новые силы как в производстве, так ив учебной работе автокурсов. Председатель завкома — Смирнов». Чрезвычайная занятость не позволила В. И. Ленину приехать на завод, и он ответил на приглашение поздравительной телефонограммой . Вот ее текст: «Завкому и всем рабочим 1-го государственного автомобильного завода. Многоуважаемые товарищи! Я получил от председателя вашего завкома тов. Смирнова сообщение о выпуске двигателей и приглашение на праздник 7.1 V. Поздравляю вас, товарищи, с успехом работы ис годовщиной курсов автомобильных механиков. От всей души же ­ лаю бодрой работы, которая, несомненно, принесет дальнейшие успехи. Особенно велико значение ваших успехов свосстановленныйЦУГАЗом.Так выглядела трехтонка «Уайт-АМО». точки зрения всей массы рабочих и крестьян, ибо развитие производства двигателей, при обилии в России нефти, обещает возможность поставить дело снабжения дешевыми и практичными двигателями крестьянского хозяйства. Во что бы то ни стало надо добиться ещеиеще успехов в деле производства двигателей. Лучшие пожелания и коммунистический привет». ЛЕНИН Эта известная многимтелефонограм ­ ма окрылила амовцев. Несмотря на труд ­ ности со снабжением , нехватку металла, отсутствие необходимых станков, о ни продолжали работу. Верили — придет время , и на месте нескольких недостроенных цехов поднимется современныйСТРАНИЦЫ ИСТОРИИП. Е. Дыбенко выступает перед участниками автомобильного пробега Москва — Каракумы — Москва. 1933 год. На одном из заводов. Москва. 1944 год.Фото Н. СитниковаФото В. КиниловскогоОпытный образец ГАЗ-11-40. 1941 год.автомобиляФото Н. Добровольского завод, где будут делать советские автомобили. К аждый , д аже малый, шаг отечественн ого автостроения отмечен был в те го ­ ды заботой вождя партии об автоделе, о его развитии. С егоднямы рассказываем онекоторых новых фактах из биографии того же завода АМО — завода, биография которого началась сленинского напутствия. В октябре 1918 года вМоскву , на еще не достроенный завод начали поступать с фронта разбитые трехтонные грузови ­ к и «Уайт». В 1919 году он получил от вое нного ведомства 250 этих трехтонок. Автомобили предстояло восстановить. М ашины эти по темвременам считались довольно хорошими . Но у двигателей был серьезный недостаток — часто лопались нижниекрышки шатунов. А мери ­ к анцы почему-то делали их из бронзы . П отерявший связь с валом шатун вызы ­ вал, как правило, пол*ное разрушение блока и картера двигателя. Такие авар ии надолго выводили из строя десятки нужных стране машин. Запасных частей для «уайтов» у же не оставалось, и по ­ этому для ремонта грузовиков на заводе АМО была организована отливка и механическая обработкаблокови картер ов . Д ело это оказалось трудным : ч ер ­ т ежей не было, работу пришлось выполнять по натуре. Более 300 отлитых блоков пришлось забраковать на разных стадиях механич ескойобработки , п режде чем удалось получить хорошие результаты. От старых моторов использовались только шатуны ( к онечно , с новыми стальными крышка ­ ми), коленчатые и распределительныевалы. Было освоено производство водяных и масляных насосов, с проектирован новый, более рациональной конструкции радиатор типа ФИАТсудачнымкрепле ­ нием к раме. Д ажекарбюраторы типа «Зенит» для этих двигателей начали изготовлять у себя — на 4-м государственн омавтомобильном заводе вМоскве — бывшей фабрике Ильина. Четырехцилиндровые двигатели «Уайт-АМО» м ощностью 30 л. с. при 1400 об/мин выпускались вМоскве до 1924 года. Их устанавливали на отремон ­ тированные грузовикиидрезины . О дновременносмотором завод осво ­ ил второй крупный узел трехтонки — к о ­ р обку передач. Ее фактически пришлось заново конструировать. К оробка «Уайта» отличалась сложностью устройства: четыре передачи вперед, из которых третья была прямой , а четвертая повы ­ ш ающей , но дажепри полной нагрузке водители пользовались восновном четвертой передачей. При этом возникали излишние нагрузки на шестерни ипод ­ ш ипники . А мовцы сделали четырехступенчатую коробкус четвертой прямой передачей. Нельзя забывать о невероятно труд ­ ных условиях работы на заводе в то время. Д аи само это дело оказалось совер ­ шенно новым для большинства специалистов. В тяжелые двадцатые годы не было и базы для такого начинания. Экспериментальная, н апример , состояла из... о дногогрузовика . Тем не менее людигорячо взялись за работу. И ни один узел, ни одна ответственная деталь не шли всерийноепроизводство без пред ­ варительных испытаний на этой опытноймашине. К рометого , на заводе ужебы ­ ли небольшие лаборатории для провер ­ ки химических и механических свойств материалов. В 1923 году заместитель управляюще ­ го ЦУГАЗом (Центральным управлением государственными автомобильными заводами) С. О. М акаровский писал вжур ­ нале « М отор » : «Таким образом , завод естественным порядком втянулся в работу по восстановлению «Уайт» в 3 тонны, видя в перспективе этого восстановления постройку «Уайтов» п олностью . — И далее: ...все детали грузовикаизго ­ товляются, главным образом , из русских материалов, п ричем специальные стали завод получил частично от Ижорского завода в 1917—1918 гг., а в последние годы получает специальные стали от завода «Электросталь». В 1922 году был выпущен 51 грузовик «Уайт-АМО», а за первые пять месяцев 1923 года — еще 54 автомобиля и 18 двигателей для автодрезин. В 1924 году был спроектирован автобусный кузови построено пять автобусов на шасси «Уайт-АМО». В 1923 году два автомобиля «Уайт», капитально отремонтированныезаводомАМО , приняли участие во Всероссийском испытательном пробеге пятнадцати гру ­ зовых автомобилей по маршрутуМоск ­ ва — Вышний Волочек — М осква (629 километров). Один из четырех призов жюри пробега присудило грузовику «Уайт-АМО». Его средняя скорость составила 19 км/час, а расход бензина и масла равнялся соответственно 57,7 и 3,8 литра на 100 километров пути. Это были первые успехи. 8. БЕЛЯЕВ