яшайиш.oaMKffifiSE.а МВОЧ&&*^*С %J S<&~« **»**&**"* ****** м* **•*£*.ПОЧЕТНЫЙСоциалистический Баку — самый боль ш ой , с амыйкрасивыйи самый жизне р адостныйгород на Каспии. Непередавае моеочарованиепридает . е му сочетание старогоинового . Причудливая Девичья башня изсерогокамня , в еками стоявшая на выжженном солнцем морскомберегу , у крыласьтеперь за густымзеле н ымбарьеромпарка . Ханский дворецв путанице узенькихулочекстарогогоро да за крепостной стеной обтекаютши р окиесовременные магистрали с тысячами автомобилей , б езкоторыхнемыс л имсегодня Баку. И, н аконец , самая при мечательная деталь окружающегопей з ажа — нефтяные вышки , целый лес вы ш ек на окраинах , с неутомимораскачи в ающимисякоромыслами насосов, в ы черпывающих черное золото из щедрых недр. М неже по родусвоего задания надо было представить себе идругой Баку. Тот, что начал пять десятков лет назад новый, с оветскийпериод своей истории после долгих лет войны , классовых сра жений, экономической разрухи. Представить и рассказать ободной из страниц вегобиографии , связанной симе н ем Владимира Ильича Ленина . Т яжелейшее это быловремя . Стране нужна была нефть и ее производные , а только что национализированныепро м ыслы были истощеныхищническойдо б ычей , и надо былоприводить их впо рядок, организовывать работу заново. Начинать приходилось почти на пустом месте. П реодолениюразрухи нефтяники отдавали все силы. 6 октября 1922 года списьмомкрабочим Баку обратился В. И. Л енин . О н писал: «Дорогие товарищи! Я только что выслушал краткий отчет тов. С еребровско го о положении Азнефти. Трудностей в этом положении очень не мало. Посылая вам свой горячий привет, прошу вас ближайшее время продержаться всячески. Первое время нам особенно тяже ло. Дальше будет легче. Победы мы должны добиться и добьемся во что бы то ни стало. Еще раз шлю вам лучшие коммунистические приветы. В. Ульянов {Ленин]». О ченьтрудноприходилось тогда автот ранспортникам . Гараж Азнефти насчитывал лишь несколькодесятков самых разношерстныхмашин . Тут были и « ф ор ды», и « м ерседесы » , и « д аймлеры » , и «бенцы», и «берлие», и ряддругих , д рях лых, г ромыхающихэкипажей , с обранных невесть какиоткуда . Не было ни запасных частей, ни оборудования для ремон та. О дного бензина, к ак свидетельствует статистика той поры , м ашиныпотребля ли потри пуда в день, к огда были спо с обны двигаться. Но наращивание нефтедобычи было немыслимо без надежного автотранспорта, и шоферыАзнефти , вдохновленные призывомлюбимоговождя , работали сутроеннойэнергией . Рос автомобильныйпарк , к аждый водитель лелеял своюма шину, к акбесценноесокровище , и на линию выводил регулярно... К неисчислимымтрудностямв те дни 1923 года прибавилась тревога за жизньвождя . Т яжело заболел Владимир Ильич. Бюллетени о состоянии егоздоровья , подписанные лечащими профессорами инаркомздравомСемашко , публиковались на первых страницах газет. Вся страна следила за здоровьем В. И. Л енина . Тревога сменялась надеждой . Я листаю пожелтевшие страницы «Бак инскогорабочего » и закавказской «Зари Востока»: «S апреля, 2 часа дня... Температура 36,8, пульс 96, дыхание 24. Катарральные явления со стороны легкого значительно уменьшились. О бщее состояние продолж ает улучшаться». «6 апреля, 2 часа дня... Температура 36,6, пульс 96, дыхание 24. Катарральные явления со стороны легкого почти исчезли. О бщее состояние удовлетворительное». В эти дникаждый старался ободрить боровшегося с тяжелым недугом вождя, придать ему новые силы, отдать ему частицу своего тепла. В его адрес нескон чаемым потоком шли взволнованные письма ителеграммысдобрымипоже ланиями ирапортамиотрудовыхуспе хах. И вот «Заря Востока» 7 апреля 1923 года публикует информацию не совсем обычного содержания: ИЛЬИЧ — ПОЧЕТНЫЙ ШОФЕР . Баку, 6 апреля. Рабочие автогаража Азнефти избрали Ильича почетным шофером. М ожно представить себе, какая глубо кая in добрая мысль руководиларабочи ми автогаража . Ильичу будет приятно знать, что водители-нефтяники считают его своим старшим товарищем по нел егкойпрофессии , р ады , хотя бысим волически, видеть егов своих рядах, трудиться вместе сним . Участники соб рания решили во всем ставить себе впример Ильича. Работать самоотвержен но, к акон . Быть дисциплинированнымиипринципиальными , к акон . Строить но в уюжизнь по Ильичу, Автотранспортники Азнефти сдержали свое слово. Д елау них крутопошлив ' г ору . Работали хорошо , с думойобу д ущем . Начали действовать курсыповы шения квалификациишоферов , п одго товки авторемонтников-слесарей и токар ей , оснащались необходимымоборудо ванием ремонтныемастерские . П аркпо полнился новыми машинами: к концу 1923 года их стало свыше трехсот. Водители Азнефти достигли ужевтомго д у внушительных производственныхре зультатов: они перевезлиоколо 14 мил лионов пудов различных грузов , выработав свыше 81 миллиарда пудо-верст (существовали в то время такие едини цы измерения ) . А когдав январе 1924 года дошладонефтяниковгорькая весть окончине сам огодорогогоим человека, водители Баку на траурноммитинге постановили присвоить ЦентральномугаражуДзнеф ти имя В. И. Ленина — с воегопочетно го шофера , вечно живогов их сердцах. Спустя сорокслишним лет мнеуда лось отыскать лишь немногихизАзнеф ти 20-х годоз . Ю рий Гаврилович Варнов-^ / - * - т-<WSc*^j»e~*<A^a<.^5^* >-^* -***гВ ^кл«* (60J.Ивядгтлр"» «"* смря'Ьр- "• П. «)TrIБАКИНСКИЙ•:•:'.•" " w 1970 году в Транспорт и связь. д аЛЬ „ е йшееТ о ' з»то«о6иГГунРа-Л;| »"-.ЙГ.Р^01К Д" ?оТчисл1н5ГГВ-р*возкяавТо-6v55w " ' " ' " " " S увеличиваются млн человек, или » ы ми такси S ; 6.2 процЛДgg плати"* ««• " и ли " " . ! иРон. больше, чем V969 г.22