31
32
ТЕХНИКА НАШИХ ДРУЗЕЙ•ТЕХНИКА НАШИХ ДРУЗЕЙЕЩЕ ОДНА «ТАТРА»Советские автомобилисты скоро увидят новый чехословацкий самосвал «Татра-148». Три ведущих моста, независимая подвеска всех колес, новый по конструкции межосевой дифференциал и устройство для блокировки межколесных дифференциалов позволяют машине преодолевать труднопроходимые участки. При езде по дорогам с твердым покрытием передний ведущий мост можно отключать. В отличие от прежней модели («138») у «Татры-148» регулируется угол развала колес, причем эта регулировка несложна. Установленный на новом грузовике восьмицилиндровый четырехтактный дизель воздушного охлаждения Т-2-928-1 мощностью 212 л. с. обеспечивает достаточно высокие эксплуатационные скорости при езде с грузом. Автомобиль способен развивать 71 км/час. Максимальный крутящий момент мотора — больше, чем у 138-й модели, и равен 83 кгм при 1200 об/мин. Поэтому на новой «Татре» можно двигаться на третьей передаче там, где ее предшественник идет на второй. Удачное расположение двигателя и компоновка вспомогательного оборудования на нем значительно облегчают техническое обслуживание и ремонт. Большое внимание уделено рабочему месту водителя. Приборы и рычаги управления расположены очень удобно. Сиденье регулируется в двух плоскостях — вверх — вниз и вперед — назад. Спинку можно наклонять под любым углом.дение исключает опасность его размораживания. Кабина шофера также рассчитана на большие морозы. При минус 40 градусов температура в ней не опускается ниже 18 градусов тепла. Грузоподъемность машины — 14 —16 тонн.ИЗ ВОДИТЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙОБГОН ф Непременные условия безопасности обгона — здравый смысл, предупредительность, уважение другкдругу . ф Не начинайте обгон просто ради обгона, сперва подумайте, даст ли это выгоду. ф Не обгоняйте, пока не убедитесь совершенно точно, что дорога впереди свободна. ф Не принимайте за оскор ­ бление просьбу другого водителя уступить дорогу ; не состязайтесь с ним в скорости. ф Если впереди водитель снижает скорость, не торопитесь его обгонять, уясните сначала, почему он это делает. ф Не увеличивайте скорость, когда вас обгоняют . ф При обгоне не полагайтесь только на мастерство и умение других водителей соблюдать осторожность. ф Не начинайте обгон вслед за другим водителем, пока не убедитесь в безопасности об ­ гона. ф Перед обгоном проверьте, нет ли позади автомобиля, движущегося быстрее. ф Начиная обгон , имейте в запасе достаточную мощность. ф Не обгоняйте перед вершиной подъема. ф После обгона не возвращайтесь сразу в правый ряд, пусть обгоняемый автомобиль появится в зеркале заднего вида. Не заставляйте его тормо ­ зить. ф На дорогах прибегайте к дополнительным сигналам об ­ гона: з вуковым — днем, световым — ночью.БОЛГАРСКИЕ АВТОБУСЫАвтобусный завод в Ботевграде. недалеко от Софии, возник двадцать лет на зад из небольшой авторемонтной мастерской. В прошлом он изготовлял автобусные кузова, которые монтировал на шасси «Шкода». ЗИС-150. ГАЗ-51. Его сегодняшняя продукция — вместительные автобусы марки «Чавдар». Они выпускаются в двух вариантах. «М80» предназ начен для городских перевозок и вмещает 80 пассажиров, из которых 25 едутАвтобус«Чавдар-М80».сидя. Другой вариант, «М81». служит для междугородных перевозок. У него не две, а одна дверь и сиденья на 37 пассажиров. «Чавдар» при длине 11 и ширине 2.5 м весит 8600 кг. Он снабжен шестицилиндровым дизелем «Шкода» мощностью 160 л. с. и развивает скорость 65 («М80») или 75 км/час («IU81»),БЫСТРОХОДНАЯ «ГАЗЕЛЯ»Завод в Кельце считается одним из пионеров польского мотоциклостроения. Первые машины с маркой СХЛ он выпустил 34 года назад. Сегодня с его конвей ера сходят изящные мотоциклы СХЛ-М17 «Газеля». Новая модель снабжена двухтактным одноцилиндровым (61x59.5 мм, 173 см 3 ) двигателем «Вятр» (см. «За рулем». 1968. № 5). У него алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой, развитое оребрение. При степени сжатия 7.6 двигатель «Газели» развивает мощность 13.5 л. с. при 5800 об/мин. Эти показатели — на уров не лучших мировых образцов мотоциклов класса 175 смЗ. Система электрооборудования 12-воль товая. Она включает два 6-вольтовых аккумулятора и генератор переменного тока. Изменились по сравнению с прежними моделями СХЛ также коробка пере дач — она четырехступенчатая — и главная передача — ее цепь заключена теперь в герметичный кожух. Приверженец маятниковой подвески колес, Келецкий завод применил на «Газеле» оригинальную короткорычажную переднюю вилку. Задняя же вилка нового мотоцикла выполнена по общепринятой схеме. Передняя и задняя подвески оборудованы гидравлическими амортизаторами, причем задние имеют регулировку пружин по высоте в зависимости от нагрузки (один или два человека). В соответствии с современными тенденциями ступицы передних и задних колес, составляющие одно целое с тормозными барабанами отлиты из алюминия. Несколько уменьшен по отношению к прежней .модели диаметр колес: на передние монтируются шины размером 3,00—18, на задние — 3,25—18. Своеобразный внешний вид придаюткой«Татра-148С1» — самосвал назад.с разгруз-: .-' л^*"-'^"'-^-~- .," " *«Татра-148СЗ» — самосвал с трехсторонней разгрузкой. На крыльях передних колес, в наименее запыленной зоне размещены воздухозаборники. «Татра-148» имеет многоцелевое назначение. На ее шасси монтируется любое оборудование, поэтому автомобиль можно использовать в разных отраслях народного хозяйства. Подходит он и для Крайнего Севера; пуск двигателя надежно обеспечивается при температуре до минус 40 градусов, а воздушное охлаж31 ТЕХНИКА НАШИХ ДРУЗЕЙ « Т ЕХНИКА НАШИХ ДРУЗЕЙвесит 1550 кг, может развивать скорость 95—100 км/час и расходует 14,5 л топлива на 100 км пути. Одна из последних разработок дрезденских конструкторов — спортивная модель РС1000, мелкосерийное производство которой намечается наладить в ближайшее время. Она. как и гоночные машины «Мелькус», базируется на агрегатах серийного автомобиля «Вартбург353». Двухместный автомобиль «МелькусРС1000» построен по компоновочной схе-. ме с задним расположением двигателя, который установлен непосредственно за сиденьями. Серийный двухтактный мотор «Варт3 бург» (3 цилиндра, 992 см ) подвергся форсировке: расширены фазы газораспределения. увеличена степень сжатия, установлены три карбюратора от мотоцикла «МЦет». В результате мощность возросла до 70 л. с. при 4500 об/мин. а крутящий момент — до 12 кгм при 3500 об/мин. Дальнейшей форсировкой (подбором глушителя и установкой специальных карбюраторов) можно повысить мощность и до 90 л. с. Для лучшего использования показателей мотора в серийную коробку передач добавлена пятая передача (снабженная синхронизатором, как и четыре серийные), и теперь передаточные числа трансмиссии выглядят так: 3,77; 2.16; 1.35; 0.91 и 0,79. Передаточное число главной передачи уменьшено до 3,35. что при шинах 6,50—13 позволяет развивать скорость 165 км/час и разгоняться до 100 км/час за 12 секунд. Что касается ходовой части, то в ней широко использованы детали подвески серийного «Вартбурга». Магниевые колеса и тормозные барабаны, а также двухкруговая система гидропривода тормозов заимствованы от гоночных машин «Мелькус-Вартбург». Центральная часть (из стального и алюминиевого листа) с открывающимися вверх дверьми сделана несущей. Пороги дверей, которые имеют большое сечение и играют роль лонжеронов, одновременно служат топливными баками (емкость 60 л). Силовой агрегат и узлы ходовой части установлены на трубчатых подрамниках, которые крепятся к центральной части кузова. Носовая и хвостовая части кузова сделаны из стеклопластика. Благодаря тому, что водитель и пассаж ир располагаются в полулежачем положении. удалось .значительно понизить высоту машины (до 1070 мм) без заметного сокращения клиренса (150 мм). Правда, длина при этом получилась равной 4000 мм (колесная база 2450 мм). Стремление конструкторов повысить устойчивость автомобиля выразилось в довольно широкой колее колес (1340 мм передних и 1380 мм задних) и соответственно ширине машины (1700 мм). «Мелькус-РСЮОО» весит 690 кг, причем в заправленном состоянии ис полной нагрузкой у него выгодное распределение веса: 47 процентов на передние и 53 процента на задние колеса.МАЛОЛИТРАЖКА«ПРЕТИС»У автомобильной промышленности ФНРЮ за плечами не более полутора десятков лет. Первыми ее шагами были сборка и производство автомобилей по лицензиям зарубежных заводов. Ныне в стране выпускаются мотоциклы (см. «За рулем», 1964, № 1), грузовики («За рулем», 1964, № 4), автобусы («За рулем», 1968, № 10) и легковые автомобили. Основным производителем легковых машин является предприятие «Црвена Застава» («За рулем», 1965, № 10) в Крагуеваце. Оно делает в год около 70 тысяч машин типа ФИАТ-600 и ФИАТ-1300. Польский мотоцикл 3 175 см . «Газеля» классамашине глубокие щитки колес, современной формы топливный бак (его емкость 14 литров), объединенный с корпусом фары, гладкие обводы двигателя. Пробка бензобака скрыта под декоративной крышкой. Если переднее колесо мотоцикла повернуто (в таком положении на стоянке его можно запереть замком, встроенным в рулевую колонку), то поднять эту крышку нельзя. Еще интересные особенности «Газели» — она снабжена легким багажником, размещенным позади подушки сдвоенного седла, а также двумя подставками — центральной и боковой. Новый мотоцикл весит без заправки 125 кг. Его максимальная скорость 105 км/час.Малолитражка «Претис-ЮООК». Недавно развернул постройку малолитражек и мотоциклетный завод «Претис» в городе Вогошца. Там на производство была поставлена модель «НСУ-Претис1000К». Это четырехместная машина с задним расположением силового агрегата. Четырехцилиндровый двигатель (996 см 3 , 40 л. с. при 5500 об/мин) воздушного охлаждения установлен поперек машины и сблокирован с четырехступенчатой трансмиссией. У автомобиля независимая подвеска всех колес, колодочные тормоза, реечный рулевой механизм, шины размером 5,50—12. Он имеет длину 3810 мм, базу 2250 мм и весит 660 кг. Малый вес в сочетании с мощным мотором обеспечивают «Претису» хорошую приемистость — с места до скорости 80 км/час он разгоняется за 12,5 секунды, а до 100 км/час — за 21 секунду, Максимальная скорость 130 км/час, а расход топлива — 7—8,5 л на 100 км пути.ВЕЗДЕХОД ИЗ КЫМПУЛУНГААгрономы и лесоводы, строители и геологи — это для них предназначен легковой автомобиль повышенной проходимости М-461, выпускаемый машиностроительным заводом в Кымпулунге (Румыния).ДРЕЗДЕНСКИЙ СПОРТИВНЫЙИмя гонщика и конструктора гоночных автомобилей Гейнца Мелькуса хорошо известно не только в ГДР, но и за ее пределами. Возглавляемая им мастерская Автомобиль повышенной проходимости М-461. У него верхнеклапанный четырехцилиндровый (85X97 мм, 2512 см 3 ) двигатель мощностью 77 л. с. при 4000 об/мин. Он соединен с четырехступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой. Восемь передач, привод на обе оси и клиренс в 210 мм позволя ют пятиместному М-461 успешно справляться с бездорожьем, Машина имеет базу 2335 мм, колею 1313 мм спереди и 1291 мм сзади. Она На первой и четвертой страницахСпортивный «МелькусРСЮОО».при школе практической езды в Дрездене за минувшее десятилетие построила свыше 80 машин формулы 3.Производство новой модели будет основано на кооперации нескольких автозаводов республики.обложки — плакат А. Козловского.Главный редактор И. И. АДАБАШЕВ. Редакционная коллегия: Л. Л. АФАНАСЬЕВ, Г. М. АФРЕМОВ, А. Г. БАБЫШЕВ, И. М. ГОБЕРМАН, А. М. КОРМИЛИЦЫН, Л. В. КОСТКИН, Б. П. ЛОГИНОВ, Д. В. ЛЯЛИН, Б. Е. МАНДРУС [ответственный секретарь), В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, А. Т. ТАРАНОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ (заместитель главного редактора], Б. ф. ТРАММ, А; М. ФЕДОТОВ, А. М. ХЛЕБНИКОВ, Л. M. ШУГУРОВ. Корректор В. В. НИКОЛЬСКАЯ. Оформление Г. Ю. ДУБМАН и Н. П. БУРЛАКА. Адрес редакции: Москва, К-92, ул. Сретенка, 26/1. Телефоны: отдел науки и техники — 221-94-67; отдел обучения и воспитания — 295-92-71; отделы безопасности движения и обслуживания; спорта, туризма и массовой работы — 228-71-21; отдел писем и консультаций — 221-62-34; отдел оформления — 223-37-72. Рукописи не возвращаются. Сдано в произв. 21.1.70 г. Подп. в печ. 21.2.70 г. Тираж 2 620 000. Бум. 60x907s. 2,25 бум. л. Цена 30 коп. 4 печ. л. + вкладка. ЗакЛ59. Г-71015Набрано в 3-й типографии Воениздата. Отпечатано в типографии издательства ЦК КП Белоруссии, г. Минск.