Современная транспортная .развязкав двух уровнях .намагистралиМосква - Минск. Фого В. ВазылеваБ. Т. Ш УМИЛИН , заместитель министра внутренних дел СССРВЕЛЕНИЕразруха, г олод . О б автомобилизации страны можно было говорить тогда влучшем случае како деле завтрашнего дня. И все же Владимир Ильич нашел нео бходимым уделить времяпроблемеор ганизации, к ак тогда говорили , «автодвижения». Этот документ касался совер шенно конкретныхвопросовсвоеговре м ени : о н определял правила движения ( к онечно , для условий тех лет), п орядок регистрации машин, требования кводи телям, права и обязанности работников автомобильной инспекции . За полвека, м инувшиес того времени , к ореннымобразом изменились условия движения . Созданы отечественная автомобильная промышленностьи разветвленная сеть автомобильных дорог , неузнаваемо преобразились города . А вто мобильный транспорт занял важноеме сто врешенииэкономических задач ком мунистического строительства. Сейчас нет ни одной отрасли народногохозяй ства, к оторая не нуждалась бы внем . А втомобильпрочно вошел в быт советских людей . Только за последние десять лет автомобильный парк страны увеличился почти втрое. А ленинский декретисегодня не утратил своегоглубокого смысла. О н заключается втом , что орга низация движения , обеспечение егобез опасности вгородахи на дорогах — п роблемаобщегосударственного значения, т ребующаясамогосерьезного , сам ого ответственного подхода. Решение этой проблемы связано скомплексоммероприятий , в основе ко т орого , к онечно , лежит совершенство-Трудно найти такую сферу обществен ной и государственной деятельности, к о т оройв той или иной степени не кос нулся ленинский гений. Владимир Ильич — великий мыслитель ив то жевре м я не менее великий практик , р уково дитель. Обращаясь кегоогромному наследию, м ы всегда пристально изучаеми первые, ленинские годы Советской власти, п роникаемсяопытомиразмахомреволюции , о сновополагающей постановкой многих задач. Пятьдесят лет назад — 10 июня 1920 года — В. И. Л енин подписал ДекретСо вета Народных Комиссаров «Об автодвиж ении по городуМосквеи ее окрест ностям». Вспомните, к акое это было трудное для молодого Советского государства время. Гражданская война,18 вание организации движения, широкое применение технических средств регулирования. Взять, к примеру, Москву, город, который образно можно назвать экспериментальной лабораторией, где проходят проверку самые современные методы и способы организации движения. В столице первые светофоры появились только в 1930 году, а сегодня светофорную сигнализацию имеют более 600 перекрестков, на 24 магистралях организовано безостановочное скоростное движение по принципу «зеленой волны». В 1968 году впервые в Советском Союзе введена в эксплуатацию электронно-вычислительная машина для регулирования движения транспорта сразу на семи перекрестках, что позволило не только намного повысить безопасность движения, но и сократить на 30 процентов простои . машин. Ведутся работы по созданию телеавтоматической системы управления движением с единым диспетчерским пунктом. Ее первая очередь, которая должна войти в строй в 1972 году, будет обслуживать 100 перекрестков. В комплекс автоматической аппаратуры и систем, обеспечивающих решение основных задач регулирования движения в разных условиях, входят телемеханические системы координированного управления движением на магистралях, счетно-решающее устройство для оптимального регулирования на отдельном перекрестке, различные вызывные устройства. Эта техника не уступает лучшим зарубежным образцам и полностью окупает себя в один-полтора года. Большие работы по совершенствованию условий движения и внедрению технических средств регулирования ведутся повсеместно. Я мог бы особо отметить здесь Ленинград, Киев, Алма-Ату, Баку, Краснодар, Куйбышев, Свердловск, Хабаровск, Днепропетровск, Вильнюс. В целом по стране почти на шести тысячах перекрестков регулирование обеспечивается светофорами. В Ленинграде, например, автоматы не только управляют светофорами, но и информируют вония, и ГОСТы на дорожные знаки и указатели, разметку дорог будут пересмотрены на основе требований и рекомендаций Международных Конвенций, принятых Конференцией Организации Объединенных Наций по дорожному движению в Вене в конце 1968 года и подписанных Советским Союзом. С нынешнего года введены и новые правила учета дорожно-транспортных происшествий, которые обеспечивают более полное и действенное исследование их причин. Единая система учета и анализа, обязательная теперь для всех министерств и ведомств, -t- непременное условие для правильной организации всей работы по обеспечению безопасности движения. На основе этой системы Министерством внутренних дел СССР будут издаваться специальные статистические сборники, которые дадут в руки научным и практическим работникам, занимающимся проблемами безопасности движения, неоценимый материал. Кстати, отныне все министерства и ведомства обязаны вести учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в своих автотранспортных предприятиях. С своей стороны Министерство внутренних дел СССР принимает меры к улучшению деятельности Госавтоинспекции. Ныне в составе ГАИ, кроме автомобилистов, немало дорожников, юристов, педагогов и других специалистов. С прошлого года при Госавтоинспекциях республик, краев, областей и городов созданы особые отделения (группы) организации движения, обязанные изучать транспортные и пешеходные потоки, условия движения и разрабатывать мероприятия по предупреждению происшествий. Для надзора за движением в крупных городах и на основных автомагистралях автоинспекция оснащается специальным транспортом, средствами связи и другой техникой. Организуются школы по подготовке инспекторов дорожного надзора и повышению профессионального мастерства работников автоинспекции.Е l-l LPIдителей об оптимальных скоростях движения в разное время. В Москве сегодня уже около 200 транспортных пересечений и пешеходных переходов в разных уровнях. Немало их вы увидите в Ленинграде, Киеве, Минске, Ташкенте, Риге, Саратове, Куйбышеве, Новосибирске, Тбилиси, Свердловске, Ялте и ряде других городов. Не последнюю роль в организации безопасного движения играют и нормативные документы. Правила движения, например, еще десять лет назад разрабатывались и утверждались непосредственно в республиках, краях и областях. В настоящее время они, как известно, едины для всей территории СССР. Но жизнь идет вперед, и в ближайшее время и действующие правила движеСейчас, на пороге нового этапа автомобилизации, проблемы безопасности движения приобретают первостепенную важность. Не случайно они так широко обсуждаются на страницах газет и журналов, к ним проявляют повышенный интерес не только специалисты, но и самые различные круги нашей общественности. Как же по-государственному, по-ленински решать их? Прежде всего, только на основе солидного научного подхода к рассматриваемым явлениям. Чтобы выработать действенные меры по обеспечению безопасности движения на улицах городов и автомобильных дорогах, надо глубоко исследовать и понять природу дорожных происшествий, причины их возникновения. А они, как известно, лежат всамых различных областях — техники, психологии, физиологии, организации труда, управления движением и других. Все это предметы многих наук. Без самого тесного и плодотворного союза Госавтоинспекции с научными силами решать проблемы, порождаемые неуклонным ростом автомобильного парка и интенсивности движения, просто невозможно. Увы, имеющиеся у нас научные силы, работающие над этими проблемами, малочисленны и разбросаны по многим министерствам и ведомствам. В этих условиях созданная недавно в системе МВД СССР Центральная научно-исследовательская лаборатория проблем безопасности движения может послужить базой для научно-исследовательского института, который и должен бы стать головной организацией в такого рода научных исследованиях. К сожалению, нет в стране и единого заказчика на светофорную аппаратуру, дорожные знаки, другую технику и материалы. К тому же их проектированием и изготовлением занимаются самые различные учреждения, а это препятствует выработке единообразия, рождает параллелизм, приводит к неоправданному расходованию сил и средств. Это еще вопрос, требующий решения. Организацией движения должны заниматься и работники коммунальных и дорожных служб, в пределах, разумеется, их функций и возможностей изучать условия движения транспорта и пешеходов в городах и на дорогах и на этой основе разрабатывать и принимать меры к повышению безопасности. Волнует нас еще один вопрос. Армия авто- и мотолюбителей уже сегодня насчитывает несколько миллионов человек. В ближайшие годы она будет расти еще быстрее. Удельный вес происшествий, совершаемых водителями-любителями, уже сейчас велик. Как объединить любителей, как организовать работу по повышению водительского мастерства, воспитанию дисциплины и ответственности? В свое время существовал всем памятный «Автодор» — Всесоюзное добровольное общество содействия развитию автомобильного и дорожного дела. Его заслуги в организации населения при строительстве первых автомобильных заводов, в создании сети школ по подготовке и повышению квалификации водителей огромны. Сейчас, к сожалению, ни одну из существующих форм объединения автомотолюбителей (клубы, секции и т. п.) нельзя признать действительно массовой, способной оказывать серьезное влияние на подготовку и воспитание водителей. А такое единое общество автомотолюбителей (кстати, за рубежом они всюду существуют) просто необходимо в каждой союзной республике; оно могло бы сыграть наряду с решением других задач и заметную роль в деле обеспечения безопасности движения. И это тоже государственной-важности дело. Я остановился, разумеется, лишь на некоторых проблемах «автодвижения», которые предстоит решать в ближайшее время. ЦК КПСС в Тезисах к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина призвал весь советский народ отметить славный юбилей новыми свершениями в коммунистическом строительстве во всех сферах жизни. Выполнение тех задач, о которых шла речь в этой статье, позволит и нам успешно продолжить дело, начатое по инициативе Ильича.19