VOHUtUfВалерий Катомин демонстрирует сический стиль езды на повороте.Фото Э. ПярнаметсаТри стиля прохождения поворотов ский» и новейший. (слева направо): классический, «итальянкольцевым мотогонкам. 8 этом случае спортсмен резко наклоняет кор пус внутрь поворота, на угол еще больший, чем мотоцикл. Общий центр тяжести гонщика и мотоцикла лежит ниже, чем в двух предыдущих случаях, и поворот удается проходить на очень высокой скорости. О проки дывающий момент тут наибольший, поэтому такой стиль езды требует от гонщика высокого мастерства управления мотоциклом и доступен далеко не всем. Его применяют Д . Вудмэн, Р. Брайане. Некоторые спортсмены, например М. Хэйлвуд и И. Катаяма, стремясь еще больше сместить центр тяжести, выдвигают внутрь поворота голень и колено. На минувшем первенстве СССР по кольцевым мотогонкам близкую к подобной технику прохождения поворотов демонстрировали таллинец Э. Саар и серпуховчанин Э. Борисенко.г. ТаллинРальф. Брайане на мотоцикле класса 50 смз.К. КЕЕЛЬДля того чтобы коротко сформулировать, критерий мастерства гонщикакольцевика, лучше всего, пожалуй, перефразировать известную пословицу: покажи мне, как ты проходишь поворот, и я узнаю, на что ты способен. Классический способ прохождения поворотов, называемый еще «английским стилем», широко применяется и поныне. Гонщик наклоняется вместе с мотоциклом. Его голова, «центр управления» равновесием тепа, лежит в продольной плоскости машины. Благодаря этому спортсмен хорошо чувствует ее малейшее от. клонение и легко его корректирует. Это особенно важно при высокой скорости на отлогих поворотах. Темпераментные итальянцы ввели в обиход другой стиль. Гонщик сильно наклоняет лишь мотоцикл ив меньшей степени корпус. Его голова находится в «более вертикальном» положении, что обеспечивает лучшую обзорность. Это важное обстоятельство для точного преодоления крутого поворота, особенно в тех случаях, когда рядом идут два-три соперника. Центр тяжести при этом, однако, чуть выше, но зато его удается сместить ближе к линии, проходящей через «пятна контакта» шин с дорогой. Это означает, что момент, стремящийся опрокинуть машину, здесь меньше, и гонщик может придать мотоциклу больший наклон без риска потерять .контакт с дорогой. Однако трехкратный чемпион мира швейцарец Л . Тавери, например, и на крутых поворотах упрямо придерживался первого способа. «Итальянский стиль» широко практикуется и на S-образных поворотах, когда надо быстро «переложить» машину, не теряя времени на движения корпусом. Наконец, за последние годы привился третий способ, артистическим исполнителем которого был Джон Сертисс, до 1961 года семь раз завоевавший звание чемпиона мира поДерек Вудмэн . смещает внутрь поворота не только корпус, но и колено.