КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРУЖИНЫ КЛАПАНОВ«Пожалуйста, помогите определить, пригодны ли пружины клапанов двигателя «Москвич-408». Как это сделать самому икак восстановить работоспособность «севших» пружин?» С такой просьбой обратился к нам автолюбитель К. Степанов из г. Орла. Подробно о проверке и способах восстановления рабочих параметров клапанных пружин этого двигателя рассказано в книге «Ремонт автомобиля «<Москвич-408» под редакцией главного конструнтора АЗЛК А. Ф. Андронова (Издательство «Транспорт», 1966). Для тех , к то не имеет возможности озн акомитьсяс этой книгой , приводим ее рекомендации. Высота больших (внешних) пружин нлапанов в свободном состоянии долж-Восстановленис усилия пружины установкой шайбы: 1 — дополнительная шайба; 2 — нижняя тарелка пружин; 3 — большая пружина клапана; 4 — малая пружина клапана. на быть 42,5 мм , а малых (внутренн их ) — 37,7 мм . П ружины , и меющие размер меньше указанных , следует заменить. Н ужно проверить высоту пружинив собранном узле. Дело втом , что при более глубокой посадке клапана после шлифования фасок и седел пружины оказываютсясжатыми меньше, чем необходимо, и усилие их уменьшается. При полностью закрытом клапане нормальн ой считается высота 36,5 — 37,0 мм ( с м . р исунок ) . Для восстановления этого размера можно подложить под нижние тар елкипружин дополнительные шайбы1 нужной толщины. Н аружный диаметр шайбы 37 + 0 ' 6 мм, внутренний — 1 5 , 2 ~ 0 , 3В большом выборе запасные части к мотоциклам Ирбитсного иКиевского заводов: М-72, М-62 «Урал», М-63 «Урал-2», М-72Н, К-750, К-750М Эти запасные части высылает Тульская база Посылторга. Владельцы ковровскихиминских мот оциклов К-175, К-175А, К-175Б, К-175В, «Восход», а также К-125, К-55, К-58, М-1-А, М-1-М, М-103, М-104, М-105 могут заказатьзапасные части по прейскур анту на Подольской базе Посылторга. Значительно расширился ассортимент запасных частей к мотоциклам Ижевс кого завода: ИЖ-49, ИЖ-56, «ИЖ-Планета», «ИЖ-Планета-2», «ИЖ-Юпитер», «ИЖ-Юпитер-2» на Ижевскойи Новосиб ирской базах. З аказы на эти детали следует направлять на ближайшую базу. Это сократит расходы на ихпересылку . В прейскуранте перечислены также запасные части к мотороллерам «Тула-200», «Турист», к оторыеможно пол учитьсТульской базы Посылторга, и к мотороллерам «Вятна-150» и «Вятка-150М», высылаемые Ижевской базой. Не забыты мопеды «Рига-1» и «Рига-3» с двигателями Ш-50, Ш - 5 1 , «Ява-50», а также мопеды МП-043, МП-046 с двигателем Ш - 5 1 . Запасные части к « и мс 1970 года высылает только Горьковсная база Посылторга. Она же обслуживает владельцев мотовелосипедов и легких мопедов В902, МВ-042, MB-042M, МВ-044, МП-045, мотовелосипедов илегких мопедов «Гауя», «Рига-5», велосипедных моторов Д-4 и Д-5. О знакомившисьспрейскурантомв любом почтовом отделении, м ожно оформить заказ на выбранные детали. Для этого достаточно заполнитьполученный здесь же бланк Посылторга для заказов и отправить его соответствующей базе. К ак правило, заказ выполняется в течение 15 дней после поступления его на базу. Иногда, п ри большой загрузке, для этого требуется и более длительный срок , о чем базы извещаютзаказчиков . Адреса баз, ассортимент запасных частей, цена, затраты по пересылке и условия выполнения заказов — все эти данные содержатся в самом прейскуран те.через дополнительное сопротивление, к о торое ставят перед 2-й или 8-й клеммойножкой. У преобразователей, р ассчитанных на более высокое напряжение , н ужно перемотать обмотну электромагнита . Для этой операции (или в случае подгорания контакта ) придется ослабить завальцов анныйнраи алюминиевого корпуса , ост орожно снять егоиаккуратно выполн ить необходимые работы. Затем корпус ставят на место.Рис. 2. Схема включения реле вместо вибропреобразователя: а — реле с нормально разомкнутыми контактами; б — выключатель: в — провод, идущий к зажиму прерывателя; г — реле включения, установленное вместо тумблера-выключателя; д — к реле стартера; е — дополнительный конденсатор на 0,150,35 мкф .УТОЧНЯЕМ СХЕМУ«Запуск облегчается» — так назывался «совет бывалых» в № 12 журнала за 1969 г. Он привлек внимание читателей, и многие просят нас вернуться к важному и интересному предложению В. Нагурского — более подробно объяснить схему и порядок подключения вибропреобразователя, рассказать, можно ли заменить его другим устройством. Наиболее распространены вибропреобразователи ВС-12 (г) и В-12(г). По схеме они идентичны. На рис. 1 поназано, как принципиально устроен такой прибор и как его подключать. Если вы хотитеустановить вибропреобразователь какого-либо другоготипа , р ассчитанный на меньшее напряжение (например, ВС-4.8), следует включать его Если вибропреобразователя нет, вместо него можно использовать любое малогабаритное реле в 12 вс нормально разомкнутыми контактами. Подойдет, н апример , реле обратного тона старого реле-регулятора. Схема включенияего приведена на рис . 2. Чтобы уменьшитьискрениеконтактов , и хнужно дополнительно зашунтировать конденсатором 0,15 — 0,35 мкф . Вибропреобразователь автоматически выключается вместе со стартером. Реле не имеет такогозащитногоустройства . Если вы включите его без реле включения, не забывайте отключить , когда двигатель запущен . Забудете — подгорят контакты реле, а свечи подвергнутся усиленной эрозии .ЕДИНЫЙ ПРЕЙСКУРАНТ ПОСЫЛТОРГАМногие наши читатели просят сообщить, к каким отечественным мотоциклам можно выписать запасные части по почте и какие базы Посылторга высылают их. Отвечает начальник отдела рекламы Посылторга Р. А. Гинзбург. Впервые за время существования посылочной торговли вышел в свет единый перечень (на 1970 год) запасных частей к мотоциклам, мотороллерам, мопедам, мотовелосипедам и велосипедам отечественного производства. Прейскурант, изданный тиражом 200 тысяч экземпляров, разослан всем почтовым отделениям, где с ним можно ознакомиться. В это издание наряду сдругими товар амивключены запасные части, имеющиеся на базах Посылторга, которые высылаются по заказам граждан по почте ( п осылкойили бандеролью) налож енным платежом.СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ «АНТИЛОПА-ГНУ»?«Правда ли . что существовала такая марка автомобилей — «ЛоренД итрих » , — с прашивает нас автолюбитель из Смоленска Ю. Жильцов, — и не выдумана ли она Ильфом и Петровым. к аки персонаж ихкниги Остап Бендер?» Завод, изготовлявший автомобили марки «Лорен-Дитрих», действительно существовал. Он находился во Франциии действовал с 1903 года до середины тридцатых годов. Его машины были хор ошо известны до революции в России — в 1907 году француз А. Дюре выиграл гонку Москва —Петербург на «Лорен-Дитрихе» с 13-литровым 60-сильным мотором. Позже было ввезено некоторое количество машин той же марк и , одна из которыхи превратилась по воле фантазии авторов «Золотого теленка» в «Антилопу-Гну». В заключение добавим, ч тов 1925 и 1926 годах на спортивных машинах «Лорен-Дитрих» были одержаны победы на 24-часовых гонкахв Ле-Мане.Рис. 1. Схема включения вибропреобразователя: а — цоколь; б — конденсатор на 0.15—0,35 мкф : в — ключ-выступ; г — провод, идущий к зажиму прерывателя; д — провод, идущий к реле стартера; е — нормально замкнутый контакт; ж — нормально разомкнутый контакт; 1—8 — нумерация ножек-клемм преобразователя.29