москьвских школах появились необычные преподаватели — в форме, с милицейскими погонами. Непривычно в классных комнатах выглядели принесенные ими учебные пособия — светофоры, разрисованные разноцветными линиями макеты улиц, я ркие дорожные знакии указатели. Необычным был и предмет, по которому они проводили занятия . Правила уличного движения, нонечно, н ужно знать каждому , но до сих пор на урокахоних не разговаривали. Однако вминувшем учебном году этот предмет был включенвшкольную программу. А инициатива принадлежит работникам отделения пропаганды правил безопасности движения столичного отдела дорожного надзора и госавтоинс пекции . Первыми отправились вшколы начальник отделения подполковнин милиции Т. А. Веселовская, организатор работы среди детей капитан В. С. Ч урилини их товарищи . Необычной была и форма ведения урока: вместо назидательной лекции — увлекательная беседа-игра... К апитанЧури лин расставил на макете улицы маленькие светофоры, модели трамвая и автомобилей, ф игурки пешеходов. Получилось очень похоже. Будто с высоты пти чьего полета ребята смотрели на знако м ую им улицу , п ролегающую недалеко от их школы № 353 имени А. С. П ушкина . — Совсем недавно здесь случилось опасное происшествие, — начал капи тан. — Один мальчик, зовут его Борисом, вышел из трамвая и стал переходить улицу вот тут . Отсюда, из-за поворота, выехал автомобиль, и шофер вдруг увидел перед собой мальчика, когда затормозить было уже невозможно. Резко свернув в сторону, шофер спас жизнь Борису, но ударился машинойо столб и разбил ее. Мальчик переходил улицу неправильно. Расскажите, к акиеошибки он допустил. Одна за другой поднимаются руки. Мнения не совпадают. Наконец в споре рождается истина. В итоге правила перехода улицы усвоены прочно, запомнились навсегда. У роками не ограничивается эта важная работа. В той же школе имени А. С. П уш к инас большим успехом прошла общешкольная игра по правилам движения . Коридоры и площадки превратились в городские улицыи площади. На «перек рестках » стояли юныерегулировщикисжезлами . Ребята изображали трансп ортный поток — троллейбусы, автобусы, автомобили и пешеходов. Каждый имел специальные талоны, к оторыми расплачивался за нарушение правил. По наименьшему расходу этих талонов определяли победителей игры . Ф ормы работы с детьми весьма разнообразны. Это лекции и беседы в пионерлагерях, в парках , на детских площадках. Это запоминающиеся книжки так их известных авторов, к ак С. Михалков, С. М аршак , космонавт П. Попович. Специальные кинофильмыи ежемесячная телевизионная передача «Светофор». В Москве действуют свыше 15 круж ков, в которыхшкольники всерьез изучают устройство автомобиля и правила движения . Учеба заканчивается строгим экзаменом , без всякихскидок на возраст. Выдержавшим его выдается удостоверение юного водителя, которое, после достижения совершеннолетия, можно обменять на настоящие любительские права. Ежегодно в Москве выпускается до полутора тысячюных водителей, которые становятся активными помощник амигосавтоинспекциии сами проводят среди ребят беседы по правилам движения. Статистика больших городов показы вает, что слишком часто жертвами трансп ортныхпроисшествий становятся дети в возрасте от 7 до 13 лет. Чаще всего такие трагедии случаются в период между 15 и 18 часами , в свободное от школы время, к огда родители еще на работе. Люди вмилицейской форме стараются сделать все возможное, чтобы маленькие пешеходы знали подстерегающие их на улице опасности и умели их избегать. Э. Ш УЛЬМАН Фото Р. ОзерскогоПОЧЕМУ МОТОСПОРТ ЗА ОКОЛИЦЕЙ?Лето вразгаре . Близятся уже финалы VВсесоюзнойюбилейной спартакиады по техническим видам спорта. М ноголюдно на автомобильных, мотоциклетных трассах. Нынешний годособенно насыщен интересной спортивнойборьбой , м но гими важными встречами. Но нам хотелось бы повести сейчас речь не о тех со ревнованиях, к оторые запланированы, а о тех, что пока еще не предусмотреныникакими планами, но могли бы суспехом состояться и принести большую пользу их участникам. М ыимеемв виду те поистине неисчерпаемыерезервы , к ото р ые есть в сельских районах для развития массовогомотоциклетного спорта, п ри общения кнему новых десятков тысяч людей , и прежде всего молодых . Как лучше использовать эти резервы , что предпринять для этого? С такимвопросомредакцияжурнала обратилась комногим председателям комитетов ЧОСААФ сельских районов . Их ответы позволяют сделать определенные выводы, первый из которых заключается втом , что возможности для проведениямото циклетных соревнований действительно неограниченны . М отоцикловвличном пользовании колхозников , р аботников совхозов очень много . Вот некоторыецифры . В НовоалександровскомрайонеСтавропольскогокрая их, н апример , о коло 5000, в Левокумскомрайоне свыше 1500. В Илекском районе Оренбургской области — 3000, в Озерском (Калининградская область) — о коло 700, в АнтроповскомКостромской области свыше 300. П одобныхцифрмож но привести много , но вряд ли в этом есть необходимость . В каждом районе ко личество мотоциклов исчисляется сотнями, а то и тысячами. Но вот для того , чтобы назвать число занимающихсямотоспортом , и двухзначных цифр не потребуется. Если на селе бывают изредкасоревнования , то, как правило, по фигурномувождению , а участвуют в них, в основном , ю ноши , о кончившиекурсымотоцикли стов. В лучшем случае выполнят они норматив третьегоспортивногоразряда — и на том их спортивная карьера заканчивается. Что же следует предпринять для развития мотоспортав районах? П редседа тель Севскогорайкомаоборонного Общества тов. П роскурин (Брянская область) так отвечает на этот вопрос : «Нельзя говорить об улучшении дела в районах без систематической квалифицированной подготовки общественных тренеров , судей... И предлагает: п очему бы у нас не проводить показательные выступления спорт сменов областных автомотоклубов?» М ысли , высказанные тов. П роскуриным , р азделяют председатели райкомовДОСААФ тт. Л укичев , Чаплыгин, Ж аровимногиедругие . Тов. Чаплыгин |Поном аревский район Оренбургской области) пишет: «У нас в районе нет ни одного специалиста, к оторыймогбы дать правильный ответ, к ак проводить соревнования по техническим видам спорта. Д аяисам не знаю , как это надо делать». Самый верный путь — готовить тренерови судей из числа активных сельских спортсменов . И первое слово тут — областным комитетам Общества, автомотоклубам, с екциям авто- и мотоспорта , к рупнымпервичныморганизациям . А на когоим опереться? в ыход подсказывает жизнь . Вот, к примеру , студенты Центрального ин ститута физическойкультурыи ряда других вузов всвободное от занятий время вые зжаютв села, п оказывают там свое мастерство, о рганизуютсеминарыобществен ных тренеров , с удей , п омогают проводить соревнования. Разве опытные спортсменымотоциклисты отказались бы от такой работы? Справедливы претензииикнашемужурналу , от которого сельские спортсме ны ждутбольшейпомощи , советов по спортивно-массовой работе. Н екоторыетоварищи видят единственнуювозможность развития мотоспорта на селе вприобретенииспортивной техники. Неплохо, к онечно , иметь спортивные мотоциклы . Н о надо смотреть на вещи реально. Н аши заводы не могут обеспечить все первичные организацииспортивнымимашинами . Д авэтоми нет нужды . Такие машинызакрепляютв клубах за теми , кто достиг определенного уровня мастерства. А для первых шагов в спорте вполне подходит хорошо отлаженный до р ожныймотоцикл . И главный резервмассового спорта — это широкое привлечение ксоревнованиям владельцев личных машин . П ример Богуславского и некоторых других районов Киевской области, г ородаМарганцаДнепропетровской области го ворит отом , что желающих принять участие в таких соревнованиях всегда будёУ много , надо только суметь их организовать. О б опыте массовых состязаний на собственных мотоциклахподробно рассказывалось внашемжурнале (1969, № 9 и 1970, № 4). Недавно издательство ДОСААФ выпустило брошюрусподробнымирекомендациями по организации таких состязаний. Она рассылается комитетамДОСААФи автомотоклубам. М ногое , к онечно , зависит от помощи , к оторуюокажуткомитетам ДОСААФ районные партийные, к омсомольскиеипрофсоюзныеорганизации . Н ынешнийгодособенно благоприятен для нового подъема спортивной иобо р онно - м ассовой работы и, в частности, роста рядов спортсменов - м отоциклистов . Идет V Спартакиада по военно-техническим видам спорта, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Л енина . К омсомольскиеорганизации совместно с досаафовс кимипроводятсмотр - э кзаменспортивнойиоборонно - м ассовой работы. Пусть жевюбилейномгоду на старты в селах и районах страны выйдут тысячи и тысячи но вых спортсменов - м отоциклистов . Пусть эти старты явятся для них началом спортивной биографии .В увлекательных беседах-играх школьники знакомятся с правилами движения.