москьвских школах появились необычные преподаватели — в форме, с милицейскими погонами. Непривычно в классных комнатах выглядели принесенные ими учебные пособия — светофоры, разрисованные разноцветными линиями макеты улиц, я ркие дорожные знакии указатели. Необычным был и предмет, по которому они проводили занятия . Правила уличного движения, нонечно, н ужно знать каждому , но до сих пор на урокахоних не разговаривали. Однако вминувшем учебном году этот предмет был включенвшкольную программу. А инициатива принадлежит работникам отделения пропаганды правил безопасности движения столичного отдела дорожного надзора и госавтоинс пекции . Первыми отправились вшколы начальник отделения подполковнин милиции Т. А. Веселовская, организатор работы среди детей капитан В. С. Ч урилини их товарищи . Необычной была и форма ведения урока: вместо назидательной лекции — увлекательная беседа-игра... К апитанЧури ­ лин расставил на макете улицы маленькие светофоры, модели трамвая и автомобилей, ф игурки пешеходов. Получилось очень похоже. Будто с высоты пти ­ чьего полета ребята смотрели на знако ­ м ую им улицу , п ролегающую недалеко от их школы № 353 имени А. С. П ушкина . — Совсем недавно здесь случилось опасное происшествие, — начал капи ­ тан. — Один мальчик, зовут его Борисом, вышел из трамвая и стал переходить улицу вот тут . Отсюда, из-за поворота, выехал автомобиль, и шофер вдруг увидел перед собой мальчика, когда затормозить было уже невозможно. Резко свернув в сторону, шофер спас жизнь Борису, но ударился машинойо столб и разбил ее. Мальчик переходил улицу неправильно. Расскажите, к акиеошибки он допустил. Одна за другой поднимаются руки. Мнения не совпадают. Наконец в споре рождается истина. В итоге правила перехода улицы усвоены прочно, запомнились навсегда. У роками не ограничивается эта важная работа. В той же школе имени А. С. П уш ­ к инас большим успехом прошла общешкольная игра по правилам движения . Коридоры и площадки превратились в городские улицыи площади. На «перек рестках » стояли юныерегулировщикисжезлами . Ребята изображали трансп ортный поток — троллейбусы, автобусы, автомобили и пешеходов. Каждый имел специальные талоны, к оторыми расплачивался за нарушение правил. По наименьшему расходу этих талонов определяли победителей игры . Ф ормы работы с детьми весьма разнообразны. Это лекции и беседы в пионерлагерях, в парках , на детских площадках. Это запоминающиеся книжки так их известных авторов, к ак С. Михалков, С. М аршак , космонавт П. Попович. Специальные кинофильмыи ежемесячная телевизионная передача «Светофор». В Москве действуют свыше 15 круж ­ ков, в которыхшкольники всерьез изучают устройство автомобиля и правила движения . Учеба заканчивается строгим экзаменом , без всякихскидок на возраст. Выдержавшим его выдается удостоверение юного водителя, которое, после достижения совершеннолетия, можно обменять на настоящие любительские права. Ежегодно в Москве выпускается до полутора тысячюных водителей, которые становятся активными помощник амигосавтоинспекциии сами проводят среди ребят беседы по правилам движения. Статистика больших городов показы ­ вает, что слишком часто жертвами трансп ортныхпроисшествий становятся дети в возрасте от 7 до 13 лет. Чаще всего такие трагедии случаются в период между 15 и 18 часами , в свободное от школы время, к огда родители еще на работе. Люди вмилицейской форме стараются сделать все возможное, чтобы маленькие пешеходы знали подстерегающие их на улице опасности и умели их избегать. Э. Ш УЛЬМАН Фото Р. ОзерскогоПОЧЕМУ МОТОСПОРТ ЗА ОКОЛИЦЕЙ?Лето вразгаре . Близятся уже финалы VВсесоюзнойюбилейной спартакиады по техническим видам спорта. М ноголюдно на автомобильных, мотоциклетных трассах. Нынешний годособенно насыщен интересной спортивнойборьбой , м но ­ гими важными встречами. Но нам хотелось бы повести сейчас речь не о тех со ­ ревнованиях, к оторые запланированы, а о тех, что пока еще не предусмотреныникакими планами, но могли бы суспехом состояться и принести большую пользу их участникам. М ыимеемв виду те поистине неисчерпаемыерезервы , к ото ­ р ые есть в сельских районах для развития массовогомотоциклетного спорта, п ри ­ общения кнему новых десятков тысяч людей , и прежде всего молодых . Как лучше использовать эти резервы , что предпринять для этого? С такимвопросомредакцияжурнала обратилась комногим председателям комитетов ЧОСААФ сельских районов . Их ответы позволяют сделать определенные выводы, первый из которых заключается втом , что возможности для проведениямото ­ циклетных соревнований действительно неограниченны . М отоцикловвличном пользовании колхозников , р аботников совхозов очень много . Вот некоторыецифры . В НовоалександровскомрайонеСтавропольскогокрая их, н апример , о коло 5000, в Левокумскомрайоне свыше 1500. В Илекском районе Оренбургской области — 3000, в Озерском (Калининградская область) — о коло 700, в АнтроповскомКостромской области свыше 300. П одобныхцифрмож ­ но привести много , но вряд ли в этом есть необходимость . В каждом районе ко ­ личество мотоциклов исчисляется сотнями, а то и тысячами. Но вот для того , чтобы назвать число занимающихсямотоспортом , и двухзначных цифр не потребуется. Если на селе бывают изредкасоревнования , то, как правило, по фигурномувождению , а участвуют в них, в основном , ю ноши , о кончившиекурсымотоцикли ­ стов. В лучшем случае выполнят они норматив третьегоспортивногоразряда — и на том их спортивная карьера заканчивается. Что же следует предпринять для развития мотоспортав районах? П редседа ­ тель Севскогорайкомаоборонного Общества тов. П роскурин (Брянская область) так отвечает на этот вопрос : «Нельзя говорить об улучшении дела в районах без систематической квалифицированной подготовки общественных тренеров , судей... И предлагает: п очему бы у нас не проводить показательные выступления спорт ­ сменов областных автомотоклубов?» М ысли , высказанные тов. П роскуриным , р азделяют председатели райкомовДОСААФ тт. Л укичев , Чаплыгин, Ж аровимногиедругие . Тов. Чаплыгин |Поном аревский район Оренбургской области) пишет: «У нас в районе нет ни одного специалиста, к оторыймогбы дать правильный ответ, к ак проводить соревнования по техническим видам спорта. Д аяисам не знаю , как это надо делать». Самый верный путь — готовить тренерови судей из числа активных сельских спортсменов . И первое слово тут — областным комитетам Общества, автомотоклубам, с екциям авто- и мотоспорта , к рупнымпервичныморганизациям . А на когоим опереться? в ыход подсказывает жизнь . Вот, к примеру , студенты Центрального ин ­ ститута физическойкультурыи ряда других вузов всвободное от занятий время вые зжаютв села, п оказывают там свое мастерство, о рганизуютсеминарыобществен ­ ных тренеров , с удей , п омогают проводить соревнования. Разве опытные спортсменымотоциклисты отказались бы от такой работы? Справедливы претензииикнашемужурналу , от которого сельские спортсме ­ ны ждутбольшейпомощи , советов по спортивно-массовой работе. Н екоторыетоварищи видят единственнуювозможность развития мотоспорта на селе вприобретенииспортивной техники. Неплохо, к онечно , иметь спортивные мотоциклы . Н о надо смотреть на вещи реально. Н аши заводы не могут обеспечить все первичные организацииспортивнымимашинами . Д авэтоми нет нужды . Такие машинызакрепляютв клубах за теми , кто достиг определенного уровня мастерства. А для первых шагов в спорте вполне подходит хорошо отлаженный до ­ р ожныймотоцикл . И главный резервмассового спорта — это широкое привлечение ксоревнованиям владельцев личных машин . П ример Богуславского и некоторых других районов Киевской области, г ородаМарганцаДнепропетровской области го ­ ворит отом , что желающих принять участие в таких соревнованиях всегда будёУ много , надо только суметь их организовать. О б опыте массовых состязаний на собственных мотоциклахподробно рассказывалось внашемжурнале (1969, № 9 и 1970, № 4). Недавно издательство ДОСААФ выпустило брошюрусподробнымирекомендациями по организации таких состязаний. Она рассылается комитетамДОСААФи автомотоклубам. М ногое , к онечно , зависит от помощи , к оторуюокажуткомитетам ДОСААФ районные партийные, к омсомольскиеипрофсоюзныеорганизации . Н ынешнийгодособенно благоприятен для нового подъема спортивной иобо ­ р онно - м ассовой работы и, в частности, роста рядов спортсменов - м отоциклистов . Идет V Спартакиада по военно-техническим видам спорта, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Л енина . К омсомольскиеорганизации совместно с досаафовс кимипроводятсмотр - э кзаменспортивнойиоборонно - м ассовой работы. Пусть жевюбилейномгоду на старты в селах и районах страны выйдут тысячи и тысячи но ­ вых спортсменов - м отоциклистов . Пусть эти старты явятся для них началом спортивной биографии .В увлекательных беседах-играх школьники знакомятся с правилами движения.