ШК ОЛА-85^-МОЛОДОГО ШОФЕРАБЕСЕДЫ НА ОБОЧИНЕ2. Б ЕДАИПОЛБЕДЫИтак, неисправность в автомобиле. И мы снова на обочине... Спору нет, наибольшее количество бед, подстерегающих водителя в дороге, таится под капотом. Д ве трети возможных неисправностей автомобиля, как показывает практика, касаются систем питания, зажигания, охлаждения, смазки. И все же сегодня мы с вами под ка пот не полезем. Начнем не с «коронных» неисправностей вроде пропавшей искры или забастовавшего карбюратора. Наиболее неприятная неисправность — не та, что вынуждает остановить автомобиль, а та, что может помешать этому, превращает его в источник опасности для окружающих. Что бы ни случилось с двигателем или с трансмиссией — это еще полбеды. А вот с тормозами и рулевым уп равлением шутки плохи. Пустяковый, к а жется, легко устранимый дефект здесь может обернуться бедой непоправимой. Поэтому главное, чему вы должны научиться, это — устранять неполадки в тормозах. Или, нет, пожалуй, не это. Первейшая обязанность здесь — остановить автомобиль. П ри неисправных тормозах движение продолжать нельзя. Кто-нибудь скептически улыбнется: мол, тормоза отказали — и тотчас остановить. Есть, конечно, ручной тормоз, в критических ситуациях можноипере дачи использовать. Но речь-то идет не о крайнем случае, а о нарушениях в работе тормозной системы. Эти нарушения не слишком многообразны. Они сводятся ктрем характерным разновидностям. И одна из них не «отказ» тормозов, а... ч резмерное их усердие. Точнее сказать, плохое растормаживание колес, когда при полностью отпущенной педали тормоза продолжают все же воздействовать на колеса. -Еще хуже, когда они воздействуют не равномерно, не одновременно, то есть плохо отрегулированы. При резком торможении в этом случае размышлять о сказанном придется ужев кювете. Но всего опаснее, когда тормоза «держат» слабо. Опасно это прежде всего в психологическом отношении. «Слабо» — значит, все-таки действуют. И тут безответственный водитель можетрешиться «дотянуть» до гаража. А это уже риск, потому что разница между слабым действием тормозов и их полным отказом — понятие чисто количественное. Притом эту разницу не так удобно контролировать, как, скажем, уровень бензина в баке. Л юбое внезапное торможениеможет свести еек тому критическому минимуму, когда суждение о состоянии тормозов выскажет уже инспектор ГАИ, замеряющий тормозной путь для протокола. Неисправности тормозов выявляются часто не в безмятежной обстановке. Иногда можно проехать несколько де сятков километров, почти не прибегая к их услугам, а затем, в считанные секунды, тормозить несколько раз. Тут-то и обнаруживаешь, что машину «уводит» в сторону, или «тащит» юзом, или «несет» на препятствие. К аждое из этих трех типичных отклонений от нормального действия тормозов имеет, как правило, определенную и легко распознаваемую причину. В этом смысле для новичка неисправности тормозов даже несколько «предпочтительнее». Если, например, машину «уводит» в сторону, то нетрудно понять, что произошло нарушение регулировки или заедание привода тормозного механизма, либо замасливание одной из накладок тормозных колодок, либо увеличение зазора меж ду накладками и барабаном в одном из колес. ( М ожет быть виной тому и разное давление в шинах правых и левых ко лес, но это ужек тормозам не относится). Если же тормоза плохо «держат», то значит, слишком увеличились зазоры между тормозными барабанами и колодками, либо на их накладки попало масло, либо произошла утечка жидкости ив гидравлический привод тормозов попал воздух (о чем можно судить и по «проваливанию» тормозной педали). Бывает, конечно, что одна и та же причина имеет следствием разные неисправности, но «диагностика» их особого труда не составляет. Труднее, конечно, их устранять, и речь об этом еще впереди. Но есть одна операция, с которой всегда следует начинать, когда хотят убедиться в надежности тормозов. Это проверка и регулировка свободного хода педали тормоза. Правда, на некоторых автомобилях («Запорожец-965А», «Москвич-408») регулировки свободного хода нет, но в тех машинах, где она предусмотрена, пренебрегать проверкой ее никогда не следует. Ведь эти несколько миллиметров свободного хода педали определяют сотни километров спокойного и уверенного движения, десятки метров тормозного пути. Если свободный ход увеличен против нормы, то снижается надежность торможения, уменьшен — самопроизвольно притормаживаются колеса. Эту норму для своей машины немешает знать наизусть. Д ля «Москвича-407» она составляет 4 — 6 мм , для «Волги» — 1 0 — 1 5мм , для грузовика ГАЗ-53 — 8 — 1 4мм , для ЗИЛ-130 — 10—25 мм. Проверить величину свободного хода тормозной педали можно при помощи обыкновенной ученической линейки. Поставьте ее рядом с педалью имед ленно нажимайте на педаль, пока не «выберете» свободный ход. Если обнаружится отклонение от нормы, необходимо заняться регулировкой. Величину свободного хода педали тормоза обусловливает зазор между штоком и поршнем главного цилиндра (в тормозах с гидравлическим приводом) или между коротким плечом рычага тормозного крана и наконечником штока (в тормозах с пневматическим приводом). В автомобилях «Москвич-407» регулировка осуществляется вращением шестигранной головки штока, на «Волге» ГАЗ-21 — при помощи эксцентрикового регулировочного пальца (которым шток крепится к педали). Отсутствие свободного хода тормозной педали говорит о том, что манже та главного тормозного цилиндра пере крыла его компенсационное отверстие. Это значит, что тормозная жидкость постоянно находится в колесных тормозных цилиндрах и колеса автомобиля полностью не растормаживаются. Регулировка обеспечивает свободный отход поршня главного цилиндра в крайнее положение, при котором открывается компенсационное отверстие. О но нередко бывает и просто засорено, но об этом можно заключить опять-таки после рекомендуемой операции. Если ход тормозной педали до начала торможения слишком велик, то это, как правило, свидетельствует о большом зазоре между накладками тормозных колодок и барабанов. Значит, для торможения потребуется большее количество жидкости, поступающей в колесные тормозные цилиндры. В таких случаях говорят, что тормоза плохо «держат». Итак, будем считать, что свободный ход тормозной педали мы проверили и отрегулировали. Очень часто уже этого бывает достаточно, чтобы нормализовать действие тормозов. Но если это не помогает... Вот тогда-то, собственно, и наступает поиск неисправности и ее устранение. Чаще всего начинают с тормозных колодок — доводят до нормы зазор между ними и барабаном. Если и после этого тормоза «держат» плохо, то проверяют, не произошло ли за масливания накладок. Если произошло... Впрочем, для каждого из трех названных выше типичных случаев нарушения в действии тормозов существует свой порядок проведения работ. Но об этом — в следующей беседе.РисункиС.Ильинского