28
29
Автомобильная трасса Холмск—ЮжноСахалинск, пожалуй, самая трудная на острове. Крутые повороты, затяжные подъемы и спуски требуют от водителя большого навыка, быстрой реакции, сосредоточенности. Всеми этими качествами обладает шофер первого класса Холмского автотранспортного предприятия Евгений Александрович Калинин. Пятнадцать лет водит он машины по сахалинским дорогам, не раз попадал в переплет, но опыт, находчивость и отличное знание машины помогали ему выходить победителем. Евгений Александрович не только первоклассный водитель, но и отличный рационализатор. Распахиваются двери, и шофер Калинин весело приглашает пассажиров занять свои места. Автобус отправляется в очередной рейс Холмск — Южно-Сахал инск И. ВОРОТНИКОВ Сахалинская область, г. ХолмскВ предыдущем номере мы опубликовали некоторые рекомендации молодым мотоциклистам, взятые из готовящейся к печати в издательстве «Физкультура и спорт» книги В. Алексеенко и Ф. Мамаева о мотоциклетном туризме. На этих страницах публикация продолжается. ращали внимание на темную полосу, которая встречается на асфальте. Она образовалась от капель масла, которые оставляют проезжающие автомобили. Так вот, в дождь по этой полосе ездить не рекомендуется. Масляные капли не смываются даже при сильном продолжительном дожде, и дорога здесь остается скользкой. Границу такой полосы определяет плохо смоченный водой асфальт. Особенно будьте внимательны в местах, где на шоссе выходят грунтовые дороги, и автомобили, конные повозки натаскивают на асфальт землю и глину. Такие участки тянутся порой на сотни метров. Если можно, объезжайте их. Большое значение при движении в дождь имеет соблюдение дистанции как от идущего впереди автомобиля, так и от следующего позади. Поскольку на скользком покрытии вероятность падения увеличивается, основную опасность представляют следующие за вами машины. Не все автомобилисты понимают это, и если кто-то упорно «висит» у вас на хвосте, пропустите его вперед. Разумеется, это не значит, что на скользком шоссе только и придется уступать дорогу. И вы будете обгонять, но этот маневр следует выполнять там, где лучше сцепление колес с дорогой. Если шоссе было грязное, то во время дождя накатанная часть более или менее очищается, срединная же полоса превращается в скользкую дорожку из жидкой глины. Воздержитесь от обгона на этом участке, подыщите более подходящее место. Обгон на мокром шоссе осложняется также тем, что капли воды и грязи, попадающие изпод колес идущих впереди автомобилей на мотоочки, резко ухудшают видимость, особенно если мотоцикл без ветрового щитка. Поэтому, приближаясь к автомобилю, поверните немного голову в сторону, не прекращая, конечно, наблюдения за дорогой. Это в какой-то мере защитит очки. Так же надо поступить ив том случае, когда кто-либо обгоняет вас. Для мотоциклистов опасность представляют и непрофилированные повороты; проходя их, водитель вынужден больше наклонять машину, что увеличивает вероятность падения. Перед такими поворотами снижайте скорость настолько, чтобы наклонять мотоцикл как можно меньше.Есть водители, глядя на работу которых, говорят: «Вот это виртуоз!» В руках таких шоферов автомобиль послущен. Уж если развернется, так залюбуешься, тормозит или трогается — мягко, как стекло везет.Мотоциклист и дождьПрошлый раз речь шла о движении в сухую погоду. Но вот начался дождь — и обстановка резко изменилась. На асфальтированной дороге самые опасные — это первые капли дождя, которые смачивают пыльную поверхность шоссе, отчего оно становится очень скользким. Сцепление колес с дорогой оказывается настолько мало, что любое неосторожное действие водителя может вызвать мгновенную подсечку мотоцикла. Поэтому избегайте резких движений корпусом, резкого изменения скорости и поворотов руля; применение тормозов требует исключительной аккуратности. ' Условием безопасной езды на скользком асфальте являются шины с хорошим протектором. Если они старые и рисунок стерт, лучше остановиться и подождать, пока дождь хорошенько «отмоет» шоссе. После этого двигаться в общем-то не так уж опасно, а если в асфальт вкраплен гравий, то ехать по нему можно почти с такой же скоростью, как и по сухой дороге. На старом укатанном асфальте старайтесь, если это позволяют условия движения, держаться ближе к середине дороги — там гравий сохраняется дольше и не чувствуется уклона в правую сторону. На скользкой дороге для мотоциклиста это обстоятельство очень важно. Помните, когда мы говорили о движении по шоссе в сухую погоду, то об-У Юрия Кузьминова водительский стаж невелик — всего четыре года, но этот двадцатипятилетний парень — первоклассный шофер. На областных соревнованиях по автомобильному двоеборью зрители не раз аплодировали водителю. Юрий Кузьминов работает инструктором практического вождения автомобиля в Вологодском областном автомотоклубе ДОСААФ. Десятки юношей, уходя служить в Советскую Армию, с благодарностью вспоминают своего молодого учителя. Юрий не только хорошо трудится, но и умеет сделать свой досуг интересным и содержательным. Книги, кино, театр, увлечение музыкой привело его в клуб поселка Кувнйгаово, где он теперь руководит инструментальным ансамблем.В. СИЗОВг. Вологда28 При движении по мокрому скользкому асфальту внимательно следите за дорогой и старайтесь избегать ситуаций, требующих интенсивного торможения. Ведь при сильном нажатии на педаль тормоза колесо блокируется и машину заносит. В случае, когда требуется остановка, тормозите двигателем — поочередно включайте более низкие передачи. Но учтите, при таком способе путь мотоцикла до остановки будет гораздо длиннее. Конечно, нельзя совсем отказаться от тормозов, но пользоваться ими надо «вполсилы», применяя сначала задний, а затем передний. На перегонах с длинными пологими спусками некоторые водители по привычке включают «нейтраль». Двигаться накатом по мокрому шоссе не следует. Машина ведет себя более устойчиво, если заднее колесо связано с двигателем (исключение можно делать при езде по грубому шероховатому асфальту или бетону, на котором сцепление колес с дорогой хорошее). Особую осторожность проявляйте, переезжая мосты с деревянным настилом: намокшие доски — почти каток. К тому же они часто лежат одна выше другой и при наезде на уступ, параллельный движению, переднее колесо может подсечь. Ну, а какой тактики надо придерживаться, если начался дождь, а под колесами булыжник или отполированная шинами брусчатка? Ведь на гладких скользких камнях занос мотоцикла более вероятен, чем на мокром асфальте, а падение, как правило, чревато травмой. Дороги эти нередко бывают выпуклые, и наклон неумолимо влечет машину на обочину. Чтобы избежать сноса, двигайтесь по середине проезжей части, уступая часть дороги встречному транспорту заблаговременно. Учтите и такой момент — на этих покрытиях выбоины имеют очень скользкие края, и от них лучше держаться подальше. Скорость следует ограничить, чтобы приходилось реже тормозить. В случае чего тормозите двигателем, а от применения ручного и ножного тормозов вообще постарайтесь отказаться. Дороги из мелкого колотого булыжника не так скользки, как из крупного булыжника или брусчатки, а веерная брусчатка с насечкой имеет почти такое же сцепление с колесами, как бетон или шероховатый асфальт. Естественно, и двигаться по ним можно гораздо быстрее. На мокрых гравийных и щебеночных дорогах, если, конечно, они в хорошем состоянии, мотоциклист чувствует себя уверенно. Здесь можно ив дождь ехать достаточно быстро. Машина держится устойчиво, даже на поворотах. Также не представляет большой трудности движение по намокшим песчаным дорогам. А вот грунтовые в сырую погоду становятся почти непроезжими.. Обычно движение по раскисшей дороге — тяжелое испытание для мотоциклиста. И если на машине без бокового прицепа в таких условиях предстоит проехать не один десяток километров, разумнее довезти ее на попутном грузовике или переждать в какомнибудь селе день-два, пока пройдет дождь и дорога подсохнет. Правда, такой вариант не всегда возможен. Втех случаях, когда придется двигаться самостоятельно, а с вами пассажир и большой багаж, попробуйте пристроить его с багажом на попутный автомобиль, договорившись о месте встречи. Конечно, к езде по раскисшей дороге мотоцикл следует подготовить, чтобы грязь во время движения не заклинила колеса. Если переднее крыло расположено низко и между его стойками и колесом просветы невелики, снимите крыло. Для защиты цилиндров от грязи установите на раме небольшой щиток-отбойник из подходящего материала, который окажется под рукой. На мотоциклах с глубокой капотировкой заднего колеса полезно снять инструментальный ящик — легче будет удалять грязь, набивающуюся между колесом и крылом. Такие' меры необходимы, например, для дорожных мотоциклов «Ява», «Восход». Преодолевая раскисшую дорогу, неплохо надеть на заднее колесо браслеты или, в крайнем случае, обмотать его веревкой. Правда, так можно поступить, лишь когда зазор между вилкой и колесом достаточно велик. По раскисшей дороге двигайтесь «внатяг» — поддерживая такие обороты двигателя, чтобы и колесо не буксовало и не было рывков в трансмиссии. Иногда для уменьшения тягового усилия на колесе допускается кратковременная пробуксовка сцепления. Ручку газа резко не открывайте — избыток «лошадиных сил» может вызвать занос мотоцикла. Если колесо все-таки начнет буксовать, полезно переместиться по седлу назад, улучшив тем самым сцепление шины с дорогой. Для этой же цели можно на несколько десятых атмосферы снизить давление в шинах. Только потом, когда выберетесь на хорошую дорогу, не забудьте подкачать их. В распутицу для мотоциклиста особенно неприятны узкие проселочные и лесные дороги. Если на широкой грунтовой дороге есть хоть свобода маневра, то на узкой приходится ехать только по колее или по середине дороги. В дождливую погоду, так же как, впрочем, и в сухую, предпочтение надо отдать колее, проложенной автомобилями. Езда по мокрой выпуклой средней части нередко приводит к падению, так как колесо может соскользнуть в колею. На тех проселках, где конных повозок больше, чем автомобилей, колеи узкие и глубокие. По ним, конечно, на мотоцикле много не проедешь. Здесь правильнее двигаться по середине дороги, где лошади вытоптали углубление и машина лучше «стоит». Езда по бездорожью обычно сопровождается перегревом двигателя, так как подолгу приходится двигаться на низших передачах. В этой связи стоит напомнить, что на температурный режим отрицательно влияют всевозможные дефлекторы, которые устанавливают некоторые мотоциклисты для того, чтобы улучшить охлаждение двигателя. Перед длинным труднопроходимым участком их надо снимать. В заключение скажем; при движении в дождь по скользкой дороге мотоциклист должен всегда помнить об ухудшении устойчивости машины и правильно оценивать свои водительские возможности.По письму приняты мерыЗА МАХИНАЦИИ — ПОД СУДЖители поселка Лежнево Ивановской области, среди которых было немало водителей-профессионалов, обрадовались, когда узнали, что у них организуются курсы повышения квалификации шоферов. Среди тех, кто записался на курсы, был и В. Поболелов. Внеся соответствующую сумму денег, он прошел положенный курс. Но тут-то и начались неприятности: вскоре оказалось, что курсы были организованы незаконно. Это обстоятельство и побудило В. Поболелова обратиться с письмом в редакцию. Его письмо было направлено в Ивановский областной комитет народного контроля. Вот что ответил редакции заместитель председателя комитета А. Смирнов: «Бывший работник учебного комбината облавтоуправления Ушаков не имел никаких полномочий на создание таких курсов, действовал в целях личного обогащения. Выдаваемые Ушаковым свидетельства о повышении квалификации не являются действительными». За незаконные действия Ушаков осужден народным судом сроком на 3 года. Тов. Поболелову сообщено, что уплаченные Ушакову деньги он может получить с виновного через суд в порядке гражданского иска. Разъяснено также, что повысить классность можно через учебный комбинат облавтоуправления, пройдя положенный курс переподготовки.ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО...В редакцию пришло письмо от водителя автобусного парка г. Бобруйска А. Прохоцкого, который жаловался на неправильные действия администрации парка — с него удержали деньги за поломку двигателя, в которой он не был повинен. Разобраться в этом деле мы попросили Могилевский областной Совет профсоюзов. Вскоре был получен ответ из обкома профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, в котором констатируется, что двигатель выведен из строя по вине А. Прохоцкого. «о чем свидетельствует акт технической комиссии. Следовательно, удержание за преждевременный вывод из строя двигателя произведено правильно». Получив ответ столь авторитетного органа, мы устыдились за водителя автобуса: пишет, возмущается, а сам же и виноват. И тут получаем второе письмо от А. Прохоцкого. Так и так, дорогая редакция, — снова обращаюсь к вам: не виноват я... И действительно. Как теперь выяснилось, сотрудник обкома профсоюза написал ответ, ознакомившись с положением дел... при помощи телефонного звонка. Вот что сообщает по этому поводу председатель Бобруйского городского комитета народного контроля Н. Щербич, куда было направлено редакцией второе письмо тов. Прохоцкого: «Проверкой установлено, что администрацией автобусного парка А. Прохоцкий был необоснованно обвинен в выводе двигателя из строя». Акт на повреждение двигателя, на основании которого с водителя удержаны деньги, был составлен с грубым нарушением установленного порядка. «На основании материалов городского комитета народного контроля приказом по автобусному парку виновные лица строго наказаны. Незаконно удержанные деньги А. Прохоцкому возвращены». И далее: «...городской комитет народного контроля доводит до сведения Могилевского обкома профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог о безответственном отношении лиц, которым было поручено проверить жалобу т. Прохоцкого».