воспитания будущих воинов. Очень важно активно и настойчиво повышать уровень специальной и методической подготовки инструкторов и преподавателей, своевременно вскрывать и устранять недостатки в учебно-воспитательном процессе, смело и широко внедрять передовой опыт в практику обучения. Руководители клубов обязаны лично учить инструкторов и преподавателей, проводить с ними инструкторскометодические и показные занятия, контролировать их подготовку к занятиям, помогать словом и делом. «Партийно-политическая работа с личным составом, его идейная закалка, — говорил Л. И. Брежнев, выступая на приеме выпускников военных академий в июле 1967 года, — всегда были и остаются мощным оружием нашей армии. Сила этого оружия проверена в огне сражений. Она и теперь страшит наших врагов». Это партийное указание имеет важное значение для работников оборонного Общества, всех, кому доверено воспитание и обучение будущих защитников Родины. Постоянно улучшать идейно-политическую работу в автомотоклубах Общества, направлять ее на воспитание будущих воинов в духе ленинских заветов о защите социалистического Отечества, советского патриотизма, дружбы народов и пролетарского интернационализма, классовой ненависти к империализму, в духе высокой бдительности и личной ответственности за подготовку к предстоящей службе в Вооруженных Силах СССР — вот первоочередная задача дня. Геронко-патриотическое воспитание неразрывно связано с воинским воспитанием. В каждом автомотоклубе Общества необходимо обеспечить глубокую и всестороннюю пропаганду среди призывников военной присяги и требований уставов, разъяснять сущность воинской дисциплины, единоначалия, воспитывать глубокое уважение к командирам и начальникам. Тут широкое поле деятельности для руководящего состава комитетов и учебных организаций. Систематически выступать перед призывниками с докладами и беседами на темы воинского воспитания, настойчиво внедрять основы уставного порядка в жизнь клубов и школ ДОСААФ — долг председателей комитетов, начальников автомотоклубов, общественного актива. Достойно встретить XXIV съезд КПСС — это значит дать нашей армии идейно закаленных, отлично подготовленных в техническом отношении и физически выносливых специалистов. Многомиллионное патриотическое Общество, его учебные организации накопили ценный опыт подготовки технических кадров для народного хозяйства, в частности, механизаторов для села. Выполняя постановление июньского (1970 г.) Пленума ЦК КПСС, комитеты, штатные и спортивно-технические клубы еще активнее включились в обучение шоферов, трактористов, комбайнеров и других специалистов для колхозов и совхозов. В новой пятилетке наше сельское хозяйство дополнительно получит 1700 тысяч тракторов, 1100 тысяч грузовых автомобилей, огромное количество сельскохозяйственных машин, имеющих двигатель внутреннего сгорания. Таким образом, роль механизаторов в колхозах и совхозах возрастет.Автомотоклубы, районные спортивно-технические клубы, а с их помощью и сельские организации оборонного Общества должны стать деятельными участниками сельскохозяйственного технического всеобуча, инициатором которого выступил Ленинский комсомол. Именно эти клубы призваны стать опорными пунктами районных комитетов комсомола и ДОСААФ в деле подготовки квалифицированных кадров инструкторов для первичных организаций колхозов и совхозов, для оказания непосредственно на месте помощи в проведении технического всеобуча. Этим ДОСААФ внесет весомый вклад в дальнейший подъем социалистического сельского хозяйства. Важнейшим средством дальнейшего подъема учебно-воспитательной и оборонно-спортивной работы в автомотоклубах ДОСААФ было и остается социалистическое соревнование. Интересы дела требуют, чтобы в дни подготовки к съезду партии в каждом клубе была развернута большая массово-политическая работа, направленная на обеспечение успешного выполнения взятых социалистических обязательств. Патриотическая инициатива первичной организации ДОСААФ Горьковского авиационного завода им. Серго Орджоникидзе, взявшей в честь XXIV съезда КПСС повышенные обязательства и призвавшей встретить съезд новым подъемом оборонно-массовой работы, должна быть поддержана - в каждом автомотоклубе Общества. Целесообразно в областях, краях и республиках провести смотры учебной и оборонно-массовой работы автомото- и спортивно-технических клубов. Общепркзнана роль военно-технических видов спорта, в том числе автомобильного и мотоциклетного, как важного средства совершенствования навыков в приобретенной военно-технической специальности, средства физической закалки будущего воина. Необходимо, чтобы в автомотоклубах ДОСААФ с призывниками систематически проводились соревнования по профилю обучения и по нормативам комплекса «Готов к защите Родины». В каждой учебной группе окончание занятий по специальности должно завершаться соревнованиями в соответствии с требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации. Главным условием подъема всей деятельности ДОСААФ является повышение роли первичных организаций, вовлечение большинства членов Общества в практическую оборонно-массовую работу. В решении этой важной задачи немалую роль призваны сыграть также наши автомотоклубы. Подготовка общественных инструкторов для первичных организаций, налаживание деятельности кружков, курсов, создание спортивных команд непосредственно на предприятиях, в колхозах, совхозах, школах, пропаганда достижений отечественного автомобилестроения, проведение массовых соревнований по различным видам автомотоспорта — во всем этом первичные коллективы ДОСААФ должны всегда чувствовать помощь автомотоклубов. Пусть дни подготовки к XXIV съезду ленинской партии будут ознаменованы новыми патриотическими делами во славу Родины, успехами в воспитательной, учебной и спортивной работе ДОСААФ, широким вовлечением трудящихся в деятельность оборонного Общества.Сло во — нау неНАДЕЖНАЯ «ОБУВЬ» АВТОМОБИЛЯ— Василий Федорович, наши читатели время от времени узнают о появлении новых шин. созданных НИИШПом. О самом же институте, о том, над чем он работает, они знают мало. Расскажите, пожалуйста, каково сейчас главное направление в деятельности института.— Главной для нашего института всегда была и есть проблема долговечности шин. Но прежде — несколько слов о шинах вообще. Что от них требуется сегодня? Очень многое. Продолжительный срок службы с гарантией от повреждений, высокие амортизационные качества, хорошее сцепление с дорогой, малый вес ив то же время высокая грузоподъемность, малая себестоимость. Эти свойства часто противоречат одно другому. Таким образом, конструирование шин — дело сложное, я бы сказал, это искусство, требующее больших знаний и опыта. Вот пример. Нужна шина, хорошо противостоящая скольжению. Казалась бы, чего проще — выполнить ее с резко выступающими элементами в рисунке протектора. Однако для современного автомобиля такая шина не годится: ее износостойкость плохая, и она будет издавать сильный шум. Главное для нас, конечно, долговечность. Почему? Прежде всего, шиныизделие очень дорогое, а -потребность в них чрезвычайно 'велика. В их создании участвуют работники множества отраслей народного хозяйства — химики, текстильщики и т. д. На изготовление шин идет дорогостоящее сырье — каучук, натуральный и синтетический, > это — сложнейшие а производства, огромные заводы. Основу покрышки, кроме резины, составляет вискозная или капроновая ткань. В конечном итоге, комплект шин для такого автомобиля, как ЗИЛ-130, составляет четверть стоимости всего автомобиля. Вот почему повышение их пробега на 10 процентов на том же ЗИЛ-130 (размер шин 260—20) дает народному2 /•Ускоренные темпы технического прогресса в автомобилестроении выдвигают новые задачи перед научными организациями отрасли, требуют, чтобы масштабы актуальных исследований расширялись и наиболее эффективные работы быстрее внедрялись в производство. Создание новых моделей, увеличение долговечности машин, применение современных материалов в автомобилестроении — над множеством таких проблем работают совместно с конструкторскими службами заводов НАМИ, НИИавтоприборов, многие другие научно-исследовательские организации. Редакция обратилась к руководителям нескольких ведущих институтов с просьбой рассказать читателям журнала о деятельности ученых. Первым откликнулся Научно-исследовательский институт шинной промышленности. Нашу серию интервью мы открываем беседой корреспондента журнала с заместителем директора НИИШПа по научной работе доктором технических наук профессором В. Ф. ЕВСТРАТОВЫМ.та в промышленности. В исследовательских и опытных работах 1965—1970 годов мы поставили себе новую цель — создать для грузовиков шины, которые достигали бы по долговечности межремонтных пробегов автомобиля, а на дорогах с усовершенствованным покрытием могли бы пробегать по 180—200 тысяч километров. Над их конструкцией институт работал долго. Было изготовлено и испытано несколько тысяч разных вариантов. И вот задача в основном решена. В 1970 году на двух заводах будут выпущены установочные партии таких шин, а в 1971—1975 годах намечено массовое их внедрение в производство, Эти шины не только обладают высокой долговечностью, они на 10—15 процентов легче, у них меньше потери на качение. — Какие вообще шины конструирует ваш институт? — Для легковых и грузовых автомобилей, для тракторов и сельскохозяйственных машин. Недавно мы разработали шину 280—508Р модели И-73А для (городского автобуса большой вместимости ЛиАЗ-677. Она обладает существенными достоинствами по сравнению с прежними и рассчитана специально на режим городского движения. Кроме обычных, институт проектирует шины специального назначения — для езды по бездорожью, по снежной целине, в песках. Такие конструкции уже есть, они испытаны в институте и на заводах. Это шины с регулируемым на ходу давлением воздуха и так называемые щирокопрофильные. Они приняты для автомобилей высокой проходимости всех типов.НИИП1П разработал шину для нового автомобиля Волжского завода. Она должна отвечать всем современным мировым стандартам, и, согласно договоренности, ее испытывали специалисты ФИАТа. После большого цикла испытаний обе новых покрышки—радиального (см. «За рулем», 1968, № 7, р ед . ) и обычного типа — были приняты спервого предъявления, что не так уж часто случается в практике фирмы. Производство этих шин поручено Ярославскому и Волжскому шинным заводам, а в будущем к ним присоединится строящийся сейчас в Нижнекамске завод. — Какие работы ведет институт по скоростным шинам для гоночных автомобилей? — Автогонки и совершенствование конструкции шин неразрывно связаны на протяжении всей истории развития автомобиля, начиная с 1895 года, когда впервые пневматические шины были установлены на машине «Эклер», участвовавшей в пробеге Париж—Бордо. Кстати, коль скоро речь зашла об истории: шина появилась раньше автомобиля. Первое описание относится к 1845 году, а через полвека ветеринарный врач Дж. В. Денлоп, пытаясь облегчить тяготы велосипедистов, положил начало массовому производству пневматических шин. Продолжая свои исследования в области скоростных шин, институт недавно разработал для шоссейно-кольцевых гонок покрышки ИЛ-124 размером 6,50—13. Они получили признание спортсменов, участвовавших в кольцевых гонках в 1969 году. Сегодня НИИШП может предложить нашим спортсменам высококачественные шины отечественного производства. — С какими предприятиями трудничает институт? сохозяйству примерно 5 миллионов рублей экономии на миллион выпущенных покрышек. Что удалось .в этом отношении сделать институту совместно с шинными заводами? К началу прошлой пятилетки были внедрены новые конструкции шин и применены новые материалы. В результате срок службы покрышек, например, для легких грузовиков повысился с 40—45 тысяч километров до 50—60. В среднем пробег всех шин за годы прошедшей пятилетки благодаря внедрению покрышек типа «Р» и дальнейшему повышению их качества вырос на 30—35 процентов. Я думаю, что все работники автотранспорта уже сами чувствуют этот рост. Ведь именно таким образом ликвидирован недостаток шин, за исключением, может быть, покрышек для особо тяжелых грузовиков. Такова реальная отдача институНовые шины, разработанные НИИШПом. Слева — радиальная шина И-Н26А — перспективная модель для грузовика ЗИЛ-130. В центре — такие будут шины (модель И-Л151) у автомобиля Волжского завода. Справа — шина И-Л144 для новой «Волги».— Институт располагает опытным шинным заводом, многочисленными лабораториями, большим штатом высококвалифицированных специалистов. Мы, естественно, работаем не изолированно. Институт тесно связан с заводами и другими научно-исследовательскими организациями, в частности, с НАМИ, и прежде всего с его испытательным полигоном в Дмитрове. В изучении покрышек радиального типа, широко внедренных в производство, большое участие принимал НИИAT. Множество автохозяйств являются на-^ шими постоянными испытательными базами. Хорошие шины разработаны при участии института Московским шинным заводом для автомобиля «Москвич-412». Испытания, проведенные на АЗЛК, показали, что они не уступают продукции ведущих зарубежных фирм. МШЗ начал их массовое производство. Разработаны шины для автомобилей ЗИЛ-114, ГАЗ-24 и ряда других. НИИШП может создавать хорошие шины для легковых машин, в том числе радиальные, на которые постепенно переходят все . автомобильные фирмы мира. Следует, однако, указать, что автозаводы проявляют, по нашему мнению, некоторый консерватизм в применении радиальных шин. Слишком медленно развертывается испытание этих образцов, уже созданных. Творческое сотрудничество ученых с промышленностью, потребителями и смежниками — в этом мы видим залог успешного решения проблем технического прогресса.