16
17
НОВАЯ «ВОЛГА»Тормозаот усилителя «Москвича-412», о котором рассказано в декабрьском номере журнала за 1969 год. Мышцам ноги водителя помогает усилие, создаваемое разностью между разрежением во впускном коллекторе работающего двигателя и атмосферным давлением. Теперь, например, торможение, вызывающее «юз» колес, достигается при нажатии на тормозную педаль с силой лишь в 27—30 кг. Конструктивно усилитель ГАЗ решен несколько иначе, чем на АЗЛК. По-другому расположены его узлы, отрегулирована следящая система, отличаются устройством и размерами клапаны, диафрагмы. При отпущенной тормозной педали и работающем двигателе в полости корпуса 1, лежащей справа от поршня 17, создается разрежение. Такой же вакуум возникает и под диафрагмой клапана 8, а поскольку вакуумный клапан 5 открыт, то через гибкий шланг 18 разрежение передается ив полость корпуса 1 слева от поршня 17. Пружина 4 отжимает этот поршень в крайнее левое положение. Поршень же 11 усилителя, как и шток 3 диафрагмы 2, находится в крайнем левом положении. Пространство справа и слева от поршня 11 заполнено тормозной жидкостью. Нажимая на педаль, водитель подает тормозную жидкость под давлением через штуцер 15 к поршню 11. Далее она через открытый шариковый клапан 13 поступает в правую часть усилителя, а оттуда — к колесным цилиндрам. Одновременно жидкость давит и через шток 9 следящей системы на клапан 8, но давление уравновешивается пружиной этого клапана. С увеличением усилия на педали растет и давление жидкости, которое сжимает пружину, поднимает клапан 8и посредством его —• воздушный клапан 6. Теперь через фильтр 7, клапан 6м шланг 18 атмосферный воздух поступает в левую полость корпуса и смещает вправо диафрагму 2. Вместе с ней вправо идет шток 3, толкающий перед собой поршень 11. Таким образом к давлению на поршень 11 жидкости, поступающей >из главного тормозного цилиндра, добавляется усилие, передаваемое от диафрагмы 2 штоком 3. Когда открывается воздушный клапан 6, воздух не только идет по шлангу 18, но и давит на диафрагму клапана 8, помогая пружине. В зависимости от соотношения давлений по обе стороны его диафрагмы следящий клапан 8 постоянно регулирует при помощи клапана 6 подачу воздуха в левую полость корпуса или отсос. Таким образом обеспечивается пропорциональность между усилием на педали и дополнительным усилием на штоке «гидровака». Из усилителя тормозная жидкость поступает в узел, который раньше не встречался на отечественных автомобилях. Разделитель привода тормозов — устройство, автоматически отключающее поврежденный участок тормозных трубопроводов передних или задних колес {работоспособность всей системы при этом сохраняется). Известно, что, когда обрывается, например, тормозной шланг, жидкость вытекает из трубопроводов и тормоза выходят из строя. Очевидно, что если в сиС общим устройством легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга», пришедшего не смену испытанному ГАЗ-21, мы познакомили читателей в третьем номере за 1968 год. «Рентгеновский снимок» новой машины был помещен в девятом номере. Затем, в десятом и двенадцатом номерах того же года читатели могли ознакомиться с особенностями устройства двигателя и трансмиссии. Описание передней подвески и рулевого управления опубликовано в четвертом номере журнала за 1969 год. В нынешнем году Горьковский автозавод полностью перешел на выпуск модели ГАЗ-24, которая прежде изготовлялась лишь отдельными партиями. Начало серийного производства машины мы отмечаем публикацией пятой статьи из посвященной ей серии. Намного выше скоростные показатели новой модели Горьковского автозавода по сравнению с ГАЗ-21. Улучшение этих характеристик автомобиля потребовало соответствующих изменений в системе тормозов, чтобы обеспечить максимальную безопасность движения. Что же нового в конструкции тормозов модели ГАЗ-24? Прежде всего гидровакуумный усилитель. Кроме того, для повышения безопасности введен разделитель в систему гидропривода, изменен ручной тормоз, внедрен ряд других усовершенствований. Гидровакуумный усилитель тормозов (рис. 1) принципиально не отличается стему шлангов ввести дополнительные поршеньки, автоматически изолирующие неисправную ветвь, то опасных последствий можно избежать. Именно этот принцип положен в основу разделителя ГАЗ-24. Вот как он устроен и работает. В корпусе 2 {рис, 2^ помещены два поршня — 9 и 12 с уплотняющими манжетами. Жидкость поступает по трубопроводу 15 во входную полость 7 разделителя. Оттуда через центральный канал 6 она поступает в полость 10 и, преодолевая сопротивление пружин, раздвигает поршни 9и 12. Полости 8и 13 заполнены жидкостью и сообщаются с входной полостью 7 каналами 14 и 16. Оми служат для компенсации колебаний объема жидкости в полостях 8и 13 при изменении температуры. Поршни 9и 12, раздвигаясь, перекрывают эти каналы. Из полостей 8и 13 жидкость идет через каналы 5и 17 и гидропроводы 1и4в колесные цилиндры. Начинается торможение. Когда с педали снимается давление, жидкость возвращается из рабочих цилиндров в полости 8и 13 и из полости 10 в гидровакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр. Кольцо 11 ограничивает обратный ход поршней разделителя. Когда тормоза исправны, разделитель поровну распределяет усилие между передними и задними колесами. Ощущение «жесткой» педали наступает, когда она пройдет примерно 14—15 мм. При этом в каждой из раздельных систем гидропроводов давление достигает 100 кг/см 2 — значительно больше силы, необходимой для эффективного торможения. При обрыве шланга или поломке трубки, идущей от разделителя к колесам, первое мажатие на тормозную педаль сопровождается ощущением, как будто она проваливается. Однако запас хода педали при этом достаточно велик, чтобы создать в исправной половине системы давление до 100 кг/см 2 ; нарастать давление начинает, когда педаль опустится на 105—110 мм. Из поврежденного трубопровода выбрасывается лишь 3 около 9 см жидкости, и потеря компенсируется запасом ее в главном тормозном цилиндре. В разделителе поршень с поврежденной стороны не возвращается на место, когда педаль отпущена, так как сила стяжных пружин не передается жидкостью через неисправные коммуникации, а остаточное давление в системе больше, чем усилие пружинки под поршнем. При этом увеличившийся объем пространства 10 заполняется жидкостью из главного цилиндра, Уже при втором нажатии педаль не проваливается, а ощущение ее «жесткости» наступает даже раньше, чем при полностью исправной системе, так как жидкость поступает только в целую часть гидропривода. Таким образом, обрыв шланга, выход из строя колесного цилиндра не повлекут аварии, хотя и несколько снизят тормозные качества автомобиля. Если в пути невозможно будет устранить неисправность, можно своим ходом двигаться до гаража или станции обслуживания. Гидравлический привод тормозов претерпел некоторые изменения. Соединение толкателя главного тормозного цилиндра с поршнем сделано шарнирным, неразъемным. Такая конструкция исключает свободный ход педали, а следовательно, необходимость регулировки. Тормозные механизмы по своим основным параметрам аналогичны тем, что стояли на ГАЗ-21. А такие важные детали, как барабаны, колодки, рабочие цилиндры, опорные кольца, эксцентрики и стягивающие пружины тормозов новой и старой моделей полностью взаимозаменяемы. Новое в системе — устройство для автоматической регулировки зазоров между тормозными барабанами и накладками колодок. Независимо от износов, допустимых деформаций и температурных расширений устройство поддерживает зазор между этими поверхностями в пределах от 1,90 до 2,06 мм. Приклеенные фрикционные накладки сохраняют работоспособность практически до полного износа, то есть вдвое дольше, чем приклепанные. Кроме того, полезная площадь трения у них больше — нет цекованных отверстий. Такие колодки подойдут и для тормозов прежних моделей ГАЗ — «Победы», ГАЗ-12 и ГАЗ-21. Ручной тормоз новой машины сделан совершенно иначе, чем на ГАЗ-21. Он Рис . 1. Гидровакуумный усилитель тормозов: 1 — корпус; 2 — диафрагма; 3 — шток; 4 — пружина; 5 — вакуумный клапан; 6 — воздушный клапан; 7воздушный фильтр: 8 — клапан управления (следящий); 0 — шток следящей системы; 10 — манжета; 11 — поршень; 12 — пластинчатый толкатель; 13 — шариковый клапан; 14 — упор; -15 — штуцер гидропривода; 16 — обратный клапан; 17 — поршень диафрагмы; 18 — гибкий шланг. Р ис . 2. Разделитель привода тормозов: 1 и4 — гидропроводы к передним и задним тормозам; 2 — корпус; 3 — клапан для прокачки системы; 5 и 17 — рабочие каналы; 6 — центральный канал; 7 — входная полость: 8 и 13 — рабочие полости; 9 и 12 — разделительные поршни; 10 — межпоршневое пространство; 11 — ограничительное кольцо; 14 и 16 — компенсационные каналы; 15 — трубопровод от гидровакуумного усилителя. Р ис . 3. Стояночный тормоз: 1 — рейка с рукояткой; 2 — крепление троса; 3 — тросы; 4 — уравнитель тросов; 5рычаг; б — регулировочная тяга.действует на тормозные механизмы задних колес (рис. 3). Кинематика привода рассчитана так, чтобы можно было надежно удержать полностью груженный автомобиль на уклоне 16 градусов при усилии на рукоятке тормоза не более 40 кг. Регулировка и техническое обслуживание. Зазор между колодками и барабанами регулируется автоматически. Вмешательство требуется лишь при замене колодок. В этом случае последовательность операций такая. Сначала надо отрегулировать подшипники передних колес. Затем — отпустить гайки опорных пальцев передних и задних тормозов и повернуть пальцы так, чтобы отметки на их торцах были обращены к центру колеса. При этом колодки отойдут от барабана. После этого нажимают на педаль тормоза (с усилием 5—8 кг при работающем двигателе) и повертывают опорные пальцы против часовой стрелки до отказа, но без большого усилия, в результате вся поверхность накладки будет прижата к барабану. В этом положении нужно слегка затянуть гайки, стопорящие пальцы, отпустить тормозную педаль, проверить легкость вращения колеса и тогда уже затянуть гайки окончательно. Теперь остается проверить на ходу по нагреву барабанов правильность выполненных работ, Для регулировки стояночного тормоза нужно вначале убедиться в исправности основных тормозов. При этом свободный ход приводного рычага должен быть не более 4 мм на нижнем конце. Регулируется зазор эксцентриком. После этого нужно установить рейку 1 (см. рис. 3) привода ручного тормоза на первый зуб, переместить уравнитель 4 тросов по тяге 6 так, чтобы выбрать всю слабину у тросов 3, и установить рычаг в нормальное положение. Полное торможение должно наступать при усилии не более 40 кг при половине хода рукоятки. В тормозную систему следует заливать только жидкость, рекомендованную заводом, — либо БСК, либо смесь из равных (по весу) частей касторового масла и бутилового или изоамилового спирта. Категорически запрещается добавлять даже небольшое количество минеральных масел и этиленгликоля, смешивать жидкости на различных вязких основах. Прокачку тормозов нужно начинать с нижнего цилиндра левого переднего колеса. За ним следуют верхний цилиндр, цилиндры правого переднего колеса, а затем — левого и правого задних колес (в том же порядке). Цилиндр гидрозакуумного усилителя можно прокачивать в любой последовательности, но делать это нужно при работающем двигателе. Клапан прокачки на разделителе должен быть отвернут на все время этой операции. Закончив прокачку, надо не забыть плотно завернуть клапан разделителя при отпущенной тормозной педали. В. ГУДОВ, руководитель конструкторской группы t. Горький17