26
27
28
СПАРТАКИАДА ОТКРЫВАЕТРЕЗЕРВЫ БОЛЬШОГО СПОРТАМ. КЕДРОВ, главный тренер по мотокроссу Мне много приходилось наблюдать соревнований по мотокроссу, и могу без преувеличения сказать, что это было одно из самых интересных за последние годы. Свыше десяти тысяч жителей молодого сибирского города Калачинска собрались вокруг трассы, и, наверное, никто не остался равнодушным к поистине захватывающей спортивной борьбе. Особенно большой интерес у зрителей вызвали заезды юношей. Они взяли старт исключительно дружно. Но вот многие обратили внимание на паренька, котоГостеприимно встречали омичи участников V Всероссийской спартакиады по военно-техническим видам спорта. Партийные и советские органы, общественные организации, комитеты ДОСААФ немало потрудились, чтобы создать условия для успешного проведения соревнований. Тринадцать финалов, в том числе четыре по автомотоспорту, состоялись в Омской области. Спортсмены продемонстрировали возросшее мастерство, добились высоких результатов. Соревнования выявили много спортивных талантов среди молодежи. Редакция журнала попросила главных судей по автомногоборью, гаревым гонкам, мотоболу, а также авторалли, которое проходило в Краснодарском крае, и главного тренера по мотокроссу поделиться своими впечатлениями о финале. Публикуем их ответы. рый шел под номером четырнадцатым. В высоком темпе он уверенно преодолевал круг за кругом. Хорошая посадка, высокая техника вождения, скоростная выносливость, одним словом, — под стать опытным кроссистам. Это был перворазрядник из Кемерова Юрий Худяков, учащийся профессионально-технического училища. Он финишировал первым, а третьим — брат Юрия, слесарь автобазы, кандидат в мастера спорта Владимир. Во втором заезде положение несколько изменилось. Юрий замешкался на старте и сильно отстал от лидера — челябинского перворазрядника Фарида Иксанова, но в ходе гонки сумел обойти нескольких соперников и на финише был третьим. В итоге Югий стал серебряным призером, чемпионский титул завоевал Иксанов, а Владимиру досталась третья ступенька пьедестала почета. Выступление юношей в целом оставило самое хорошее впечатление. Многие из них показали себя весьма перспективными спортсменами. Успеху юношей и выступлениям остальных участников кросса, несомненно, способствовало то, что старты были массовыми. В них мерились силами не только спортсмены, входившие в состав команд—победительниц зональных соревнований, но и призеры в личном зачете, другие способные спортсмены. Удачно была подобрана трасса. Изобиловавшая крутыми поворотами, подъемами и спусками, косогорами, она давала возможность применять маневр, вести машину на высокой скорости, проявлять находчивость и мастерство. И хотя выступления мужчин в классах 175 и 350 см 3 тоже прошли исключительно интересно, мне все лее хочется сказать еще о юношах — ведь это резерв нашего большого спорта. Спартакиада выявила немало способных ребят, подающих большие надежды. Очень хочется увидеть знакомые фамилии в списках победителен и призеров ответственных соревнований по кроссу. Как же этого добиться? Нечего греха таить, далеко не всегда удается молодому спортсмену полностью проявить себя и шагнуть в большой спорт. Известно, например, что резерв сборной СССР составляют призеры юношеского первенства страны. Но быть в сборной это еще вовсе не значит участвовать в соревнованиях. Нередко тренер рассуждает примерно так: «Стоит ли рисковать, выпуская дебютанта? А вдруг он не оправдает доверия. Уж лучше поставить известного мастера, он если и не добьется призового места, то хоть очки принесет». И молодой гонщик остается за бортом. Между тем встреча с сильными соперниками — хорошая школа, лучшая проверка подготовки спортсмена, его потенциальных возможностей. Именно здесь совершенствуются такие качества, как высокая техника езды, быстрота реакции, скоростная выносливость, мужество, упорство. Очевидно, имеет смысл проводить ежегодно зональные соревнования сильнейших молодых гонщиков, для начала хотя бы на машинах 250 и 500 смЗ. Пусть будут восемь — девять зон и каждая из них привлечет 35—40 спортсменов. Призеры зональных соревнований вместе с участниками сборной СССР разыграют кубок. Кроме того, следовало бы из способных спортсменов создать молодежную сборную страны по кроссу. Результаты соревнований Командный зачет: 1. Владимирская область; 2. Кемеровская область; 3. Ставропольский край. 3 Личный зачет: ю ноши (175 см ) — 1. Ф. Иксанов (Челябинская область): 2. Ю. Худяков: 3. В. Худяков (оба — Кемеровская область). Женщин ы (175 смЗ) — 1. В. Коноба (Ростовская область); 2. В. Шипилова (Куйбышевская область); 3. Л. Семчук (Ставропольский край). М ужчины . 175 см 3 —• 1. П. Дружинин (Челябинская область); 2. Ю. Матвеев (Московская область); 3. Б. Динабург (Владимирская область); 350 см 3 — 1. С. Волков (Ростовская область); 2. В. Петров (Владимирская область); 3. А. Акимов (Кемеровская область). „ _МОЛОДЫЕ РАСПРАВЛЯЮТ КРЫЛЬЯС. РЫЛ л о, судья Всесоюзной категории Два дня на недавно построенном омском мотодроме вели спор за первенство участники финальных соревнований по гаревым мотогонкам пятой спартакиады Российской Федерации. Отсутствие нескольких видных спортсменов, принимавших в это время участие в европейском финале чемпионата мира, не снизило остроты борьбы ив командном ив личном первенстве. Пожалуй, не было ни одного заезда. в котором спортсмен оторвался бы от остальных настолько, что можно было бы сказать «его уже не обойти». Положение команд все время менялось. Если к шестому заезду у команды Башкирии было 6 очков, Кемеровской области — 7, Саратовской — 8, а Приморского края — 10, то уже в итоге следующего картина выглядела так: представители Башкирии и Кемеровской области имели по 7 очков. Саратовской — 12, Приморского края — 13. Такое же положение наблюдалось ив соревнованиях на личное первенство, где преобладали опытные мастера. И если к концу гонок лидер уже определился, то вопрос о втором и третьем меотах решался только в дополнительном заезде. Для финала спартакиады РСФСР была особенно характерной возросшая роль молодежи. Команде Саратовской области, занявшей второе место, юноши В. Кубанов и О. Гинтер, например, дали почти столько же очков, сколько и остальные два спортсмена. Весомый вклад внесли в успех команды Приморского края юноши С. Гаврилов и В. Михаленко. < Особенно хотелось бы сказать о Викторе Кубанове и Олеге Гинтере, которые выступали ив личном зачете. Первый из них, пожалуй, немногим уступал признанным мастерам спидвея. Он шел уверенно, развивал большую скорость и выдерживал ее все время гонки. Дважды ему удавалось обходить своих соперников и заканчивать заезд первым. Виктору принадлежит шестое место в личном зачете. Для дебютанта первенства республики это успех. Молод чемпион спартакиады Николай Аксенов. Он занимается гаревыми гонками всего три года. Работает электросварщиком в Кемерове, полюбил спорт и отдает ему свободное время. В минув-Трудный спуск.26 ТАЛАНТЫшем году Аксенов был чемпионом стра ны среди юниоров. Молодежь увлекается этим интересным видом спорта. И надо, чтобы она находила всемерную поддержку в мотоклубах и мотосекциях при первичных организациях ДОСААФ. Неудачи спортсменов-гаревиков Башкирии в последние годы объясняются в значительной мере тем, что признанные мастера спидвея не готовят себе смены. И наоборот, успехи команд Приморского краяи Сара-из лучших водителей-профессионалов и автолюбителей Российской Федерации демонстрируют свое мастерство в вождении машин. До этого они состязались в экономии горючего, стрельбе, гранатометании. Участники показывают высокие результаты. Почти треть спортсменов является кандидатами в мастера, все остальные, за исключением пяти человек, перворазрядники. Наряду с теми, кто уже не раз выступал в финалах первенства республики, здесь есть и дебютанты. Среди них водитель такси из Новосибирска кандидат в мастера спорта Ю. Джумма, шофер одной из ярославских автоколонн перворазрядник А. Мушкнн, который уже знаком читателям журнала •№ 5 за этот ( год), и другие. Впервые участвуют в таких соревнованиях команды Омской, Курганской и Тамбовской областей.ваться теперь либо колбой, которая предназначена для сиропа, либо каким-нибудь другим весьма примитивным приспособлением. Между тем наличие совершенного прибора не только дало бы возможность быстро и точно определять результат, но и объединить эти соревнования с фигурным вождением. Такое предложение вносилось уже не раз. Некоторые товарищи говорили о том, что следует приблизить соревнования по экономии горючего к повседневным условиям, в которых приходится вести машину шоферу. Спортсмены, пожалуй, правы, но решить этот вопрос опять же нельзя без хорошего «учетчика» расхода горючего. Заслуживает внимания и предложение усложнить для первенств республики и страны некоторые упражнения фигурного вождения; кроме того, ряд фи-42=3йчтовской области, 1«ик уже было сказано, базируются на умении работать с молодежью. Многие тренеры считают, что до 18 лет нельзя готовить юношу к соревнованиям. Это, на наш взгляд, не так. Убедительный тому пример — Саратовс кая область. Как же выйти из затруднительного положения, к ак сделать так, чтобы юноша имел возможность тренироваться с 15—16 лет? Необходимо подготовить трек с меньшим радиусом, что позволит применить для занятий малолитражные машины-, или использовать гаревые мотоциклы с ограничителем оборотов. Манеру езды, технику прохождения поворотов тренеры будут прививать молодым спортсменам такие же, к аки на обычных гонках. Польза от таких тренировок очевидна: чем больше внимания мы уделим молодым, тем более высоких результатов добьемся. Результаты соревнований (Командный зачет: 1. Приморский край (31 очко); 2. Саратовская область (29); 3. Кемеровская область (18). Личный зачет: 1. Н. Аксенов (Кемеровс кая область); 2. А. Павлов (Приморский край); 3. А. Миронов (Саратовская область).Вираж.СОСТЯЗАЮТСЯ АВТОМНОГОБОРЦЫв. дынин,судья республиканской категории площадке у автодрома полощутся иа ветру разноцветные флажки, обрамляющие фигуры, приготовленные для соревнований автомногоборцев. Лучшие НаВ итоге упорной двухдневной борьбы впереди оказались спортсмены Псковской области. До сих пор им не удавалось добиться такого успеха. В составе команды выступали перворазрядники мастер производственного обучения Псковского автомотоклуба В. Егоров — энтузиаст автомногоборья, водитель грузовой машины одного из лесхозов Ю. Корунов и инструктор вождения Великолукского автомотоклуба В. Истраков. Порой можно услышать, что автомногоборье незрелищный, малоинтересный вид спорта. Тем, кто так рассуждает, следовало бы посмотреть финальные соревнования, познакомиться с их участниками, послушать, как они горячо обсуждают все, что, по их мнению, хорошо в действиях соперника и что плохо. Соревнования очень полезны для водителей. В спартакиадных стартах республики участвовали многие тысячи шоферов, и для них это было прекрасной школой мастерства. Финалисты высказали ряд пожеланий. Первое из них обращено к научно-исследовательским институтам. Пора создать такой прибор, который обеспечил бы точный учет расхода горючего при проведении соревнований на экономичность вождения. Ведь нам приходится пользо-Чемпион по мотокроссу среди юношей Ф. Иксанов (слева) и чемпион в гонках по гаревой дорожке Н. Аксенов.',. i: ;Йя1 Чемпионы по автомногоборью (слева) и А. Мушкнн. Г. ЖакНатрассе автомногоборья. гур приблизить одну к другой, чтобы водителю не приходилось так резко тормозить, ибо это приводит к большому износу шин. Не лишне, вероятно, перейти от кустарщины при изготовлении стоек, флажков для обозначения фигур к массовому их производству. Это облегчило бы организацию соревнований на местах. Хотелось бы в заключение пожелать всем участникам финала автомногоборья, независимо от того, какое место они заняли на соревнованиях, стать активными пропагандистами автоспорта, делиться своим опытом с товарищами. Результаты соревнований Командный зачет: 1. Псковская область (28 очков); 2. Астраханская область (26); 3. Приморский край (24). Личный зачет: ГАЗ-51 — 1. А. Мушкин (Ярославская область); 2. А. Карпенко (Приморский край); Ю. Корунов (Псковская область). «Волга»—1. Г.Жак (Омская область); 2. Ю. Джумма (Новосибирская область); 3. Г. Черенцов (Приморский край).27 УСПЕХ УРАЛЬЦЕВН. УНТ, судья Всесоюзной категории Финал пятой Всероссийской спартакиады по авторалли проходил в Краснодарском крае. Это были наиболее представительные соревнования за последние годы. В них участвовали спортсмены 19 областей, краев и автономных республик. Финалу предшествовали ралли «Зори Кубани», «Ярославль», «Урал-70» и другие, в которых получили «боевое крещение» комадны-новички. Трасса протянулась более чем на 2500 километров, свыше половины ее составляли горные дороги. Высокого мастерства от экипажей требовали скоростные специальные участки, соревнования по стрельбе, фигурному вождению, спринту. Рассказывая о финале, можно о многом говорить в превосходной степени. Отрадно, что с этими испытаниями справилось больше экипажей, чем в минувшие годы. Стартовало 83 экипажа, финишировал 41, и средняя скорость была выше. Все это, разумеется, хорошо. Но мне хотелось бы сказать ио теневых сторонах. Количество машин, сошедших с трассы, могло бы быть значительно меньше. Все дело, думается, в подготовке техники к соревнованиям и повышении именно раллистского мастерства спортсменов. Около 30 экипажей оставили трассу по техническим причинам. Наибольший процент падает на класс ШБ («Москвич-408»). Здесь стартовало 14, а финишировало лишь четыре. Из строя выходили подвеска, картер, . прокладки блока. Это свидетельствует о том.что не все водители научились правильно рассчитывать свои возможности, быстро оценивать обстановку в ходе борьбы. Приведу такой пример. На одном из участков был задан жесткий скоростной режим. Вез штрафных этот участок прошел лишь один раллист мастер спорта С. Брундза из Ижевска. Многие преодолели путь с небольшим опозданием. Но были и такие, кто пытался развивать максимальную скорость, игнорируя состояние дороги. Кончалось дело, естественно, тем, что они выбывали из соревнований и подводили свои команды. Многому молодые раллисты могут научиться у наших участников автомарафонов Лондон—Сидней и Лондон—Мехико. Я понимаю, что это состязания совсем иного масштаба и сравнение было бы слишком условно. Но тем не менее основы мастерства в ралли одни — умение правильно тактически мыслить, быстро оценивать каждый участок пути, расчетливо раскладывать силы. И овладеть этим очень важно для каждого спортсмена-галлиста. Результаты соревнований Командный зачет: 1. Свердловская область; 2. Ивановская область; 3. Московская область. Клубы: 1. Первая команда Ижевского машиностроительного завода: 2. Мытищинский автомотоклуб; 3. Ярославль, «Спартак». Личный зачет: Класс ША («москвичи-412»): 1. С. Брундза и В. Бородин (Ижевск); 2. А. Рябчинский и Е. Симочкин (Московская область); 3. Л. Морозов и А. Брум (Ижевск). Класс ШБ («москвичи-408»): 1. Ю. Просянников и Э. Западинский (Московская область); 2. В. Старухин и А. Королев (Ярославль);3. С. Парфенов и А. Князев (Московская область). Класс VB («волги»): 1. В. Гурьев и А. Калентьев (г. Горький); 2. 3. Уразгильдеев и В. Ананьев (Ростов-на-Дону); 3. С. Шахбазьян и В. Кистерев (Краснодар).НЕ ЖЕЛАНИЕМ ЕДИНЫМЮ. МАНСВЕТОВ, судья Всесоюзной натегории Шесть мотобольных команд—победительниц зональных соревнований в течение восьми дней вели борьбу за почетное звание чемпиона V Всероссийской спартакиады. Так сложилось в процессе предварительных встреч, что в финал вместе с опытными, уже известными командами вышли совсем молодые. Это, разумеется, сказалось на характере игр и на том, что счет в некоторых из них был огромным. Мотоболисты Калмыцкой АССР, представляемые обладателем кубка СССР «Кометой», забили в ворота туляков 29 мячей, пропустив в свои только один, а в их встрече со спортсменами Челябинской области был счет 18 : 0 . Лишь двум командам удалось дойти до последней игры без поражений — элистинцам и омичам. Как и следовало ожидать, чемпионом спартакиады стала «Комета». Ее игра доставила немало приятных минут любителям мотобола, которых в Омске очень много. и победа заслуженна. Возросшее мастерство показали мотоболисты «Омича», представлявшие свою> область. Они играли с большим подъемом ив первом этапе добились побед над командами Кемеровской, Новосибирской и Томской областей с общим счетом 21 : 1. В этом году команда впервые выступает в классе «А» и довольно успешно. В целом же игры, состоявшиеся на омском мотодроме, еще раз подтверждают, что теперь, когда расширилась география мотобола, когда он привлекает все больше приверженцев, на первый план выступает вопрос о классе наших ведущих команд. С сожалением следует отметить, что не растет, и прежде всего в тактическом плане, «Домбай». Не случайно неоднократный чемпион страны не дошел даже до финала зональных соревнований, проиграв «Горняку» из Шахт. Отсутствие настоящего взаимопонимания на поле, творческого отношения к игре характерно не только для «Домбая», но и для того же «Горняка». Немало у нас таких игроков, в том числе ив командах класса «А», которые, подобно начинающему шахматисту, видят только очередной ход, не задумываются над тем, к чему он приведет. Они всем миром, что ли, ведут мяч к штрафной площадке; забывая о том, что противник постарается помешать удару по воротам, а затем сам перейдет в атаку. Одного желания добиться победы далеко не достаточно для успеха. Да, вопрос о повышении класса игры назрел. А путь для этого, видно, один — улучшение работы с тренерами, создание действенной системы их подготовки и повышения квалификации. В свое время ощущалась острая нужда в квалифицированных судьях. Сейчас эта проблема, можно сказать, решена. Очень много дали регулярно проводимые по четкой программе сборы судей. Сборы тренеров уже проводятся. Но эффект от них, будем откровенны, не тот, что ожидался. На мой взгляд, виноваты во многой сами тренеры и руководители команд. Наставники спортсменов по существу превратились в механиков и хозяйственников. Тут уж не до научной организации тренировок и тактических разработок. . За аре.мя подготовки к финальным стартам спартакиады у нас появилось немало мотобольиых команд, в Российской Федерации, многие из тех. что прекратили было игры, стали вновь проявлять активность. И чтобы этот спортивный огонек не погас, чтобы нам расти не только вширь, но и, так сказать, вглубь, требуется первоочередное внимание уделить тренеру. Результаты соревнований 1. Калмыцкая АССР: 2. Омская область; 3. Ростовская область. Фото В. ШиршоваГол!