30
31
Техника за рубежомАБЕТТА» ИЗ СЛОВАКИИБольшой популярностью пользуется продукция чехословацкой мотоциклетной промышленности, значительную долю которой составляют выпускаемые предприятием «Поважске Строярне» мотороллеры «Манет-100» и «Татран-125», мотоциклы «Ява-50» и «Ява-90» разных модификаций. В прошлом году завод отметил свою сороковую годовщину выпуском миллионной машины и началом производства нового мопеда «Вабетта». Это подарок женщинам, пожилым людям и совсем юным — тем, кто отдает предпочтение легким неприхотливым машинам. Создавая мопед, который стоял бы на уровне лучших мировых образцов, мы добивались простоты конструкции, требующей минимального обслуживания и ухода, легкости управления, надежности и, конечно, привлекательного внешнего вида. На заводе были разработаны оригинальные конструкции нескольких основных узлов. Известно, что включение нужных передач и манипуляции с муфтой сцепления — самое трудное при управлении мопедом. На «Вабетте» водитель освобожден от этого — сцепление работает автоматически благодаря центробежной муфте, а передача всего одна. Чтобы поехать, достаточно пустить двигатель, прокрутив педали на месте или на ходу (как на велосипеде), и далее регулировать скорость рукояткой газа и рычагами тормозов, расположенными на руле. Пбычная система зажигания (с кулачком и контактами) требует постоянного внимания и регулировки в процессе эксплуатации. На новом мопеде применена бесконтактная система зажигания на транзисторах с электрически управляемым импульсом, запатентованная в ЧССР и за рубежом. Благодаря отсутствию механических (а стало быть, изнашивающихся) частей заводская регулировка практически не изменяется и система зажигания надежно работает длительное время.сплаЕа. Крутящий момент от коленчатого вала через автоматическую муфту сцепления и одноступенчатую коробку передач, состоящую из двух пар шестерен, передается роликовой цепью на заднее колесо. Для уменьшения шума двигатель снабжен эффективными глушителями впуска и выпуска. Форма рамы открытого типа, сваренной из стальных труб круглого сечения, удобна для посадки водителя. Телескопическая передняя вилка снабжена амортизаторами -с ходом поршня 60 мм. Заднее колесо жестко связано с рамой, зато седло имеет хорошую пружинную подвеску. Высоту руля и седла водитель может установить по своему желанию. Топливный бак емкостью 3л охватывает переднюю трубу рамы. Колодочные тормоза с барабанами диаметром 85 мм из алюминиевого сплава приводятся рычагами, расположенными на руле. Важным достоинством «Бабетты» является и то, что при отсутствии топлива в баке или неисправности мотора можно продолжать движение, вращая педали, как на велосипеде. В качестве источника тока использован генератор переменного тока напряжением 6ви мощностью 31 вт. Кроме системы зажигания, он обслуживает звуковой сигнал, лампы фарыи заднего фонаря. ЧССР, г. ПоважскаДвигатель «Пежо-304» наклонен вперед на 20 градусов. Валы коробки передач лежат параллельно коленчатому валу.БыстрицаК. шинкович,заведующий отделом развития завода «Поважске Строярне»ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Рабочий объем двигателя, см 3 49 Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 39 X 41 Степень сжатия 7 Мощность, л. с. при об/мин 1,5—4500 Максимальная скорость, км/час 40 Размер шин, дюймы 2х 23 Расход топлива при скорости 27 км/час, л/100 км 1,6 Нагрузка, кг 100 Вес, кг 42чеиа с 2590 до 2310 мм. Соответственно сократилась (с 4140 до 3760 мм) длина. Несмотря на укороченную базу и менее металлоемкий двухдверный кузов, к ак «купе», так и «кабриолет» весят не намного меньше «седана» — соответственно 930 и 890 кг против 935 кг. Поскольку спрос на обе модификации не столь велик, как на базовую модель, они выпускаются в меньших количествах и, следовательно, стоят дороже. Так, цена «кабриолета» на 11 процентов выше, чем «седана», а «купе» — на 16 процентов. Обе машины имеют несколько лучшую приемистость но сравнению с базовой моделью — разгон с места до 100 км/час занимает 15,3 секунды вместо 15,6 секунды. Максимальная скорость «Пежо-304-купе» составляет 152 км/час, а «Пежо-304-кабриолета» — 149 км/час (с поднятым тентом) или 142 км/час (с опущенными тентом и боковыми стеклами). Напомним, что «Пежо-304-седан» может развивать 150 км/час — меньше, чем «купе», имеющий более выгодную сМопед «Вабетта». Двухтактный одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения выполнен по классической схеме. Его алюминиевый цилиндр с запрессованной чугунной гильзой расположен горизонтально. Картер и головка цилиндра также отливаются под давлением из алюминиевого МОДЕЛИ 1970 ГОДА «В конце прошлого года французский завод «Пежо» выпустил на рынок новую модель — пятиместный седан «304» (см. «За рулем», 1970, № 1). На его базе начато производство двух модификаций: двухместного «кабриолета» с брезентовым тентом и «купе», рассчитанного на два взрослых и два детских места. Таким образом, теперь это уже семейство «Пежо-304» из трех автомобилей. Обе новые машины максимально унифицированы с базовой моделью — у них передние ведущие колеса, поперечно расположенный двигатель и коробка передач, размещенная в общем картере с мотором, под коленчатым валом. Сам мотор (4 цилиндра, 76x71 мм. 1288 см 3 , степень сжатия 8,8) имеет со временную конструкцию с пятиопорньш коленчатым валом, мокрыми гильзами. алюминиевым картером и распределительным валом в головке. С однокамерным карбюратором он развивает мощность 65 л. с. при 6000 об/мин. Как и на базовой модели, на обеих модификациях устанавливаются диафраг менное сцепление, четырехступенчатаи полностью синхронизированная коробка передач, дисковые тормоза передних колес, гидровакуумный усилитель тормо зов, независимая подвеска всех колес. реечный рулевой механизм. «Кабриолет» и «купе» не отличаются от «седана» общей шириной (1570 мм) и размерами передней (1320 мм) и задней (1260 мм) колеи. Однако база их укороМОДЕЛИ 1970 ГОДА ф1ЕМЕЙСТВО«ПЕЖО-304»«Пежо-304» лет».вмодификации «кабрио-•гочки зрения аэродинамики форму задней части кузова. Французские технические эксперты отмечают на всех машинах семейства «304» заметную вибрацию двигателя, тесноту пассажирского помещения у «кабриолета» и «купе».«Пежо-304-купе», как и базовая модель, снабжен прямоугольными фарами и генератором переменного тока мощностью 500 ватт. МОДЕЛИ 1970 ГОДАМОДЕЛИ 1970 ГОДА #МОДЕЛИ 1970 ГОДА # 1ОРОГИЕнапример, стоит вдвое дороже популярной «Явы-350», которая, хотя и не ошеломляет технической характеристикой, но исключительно долговечна и надежна. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИЛенинградский финалМотогонки по гаревой дорожке культивируются в нашей стране немногим •)олее десяти лет. За это недолгое время советские спортсмены добились в соревнованиях по спидвею значительных успехов, неоднократно завоевывая приювые места на чемпионатах мира. Признанием этих успехов явился тот факт, что в нынешнем году местом европейского финала в чемпионате мира ФИМ впервые избрала нашу страну. Соревнования состоялись на ленинградском мотодроме. Первое место завоевал прошлогодний чемпион мира новозеландец Иван Маугер. Советские гонщики В. Гордеев и Г. Курнленко заняли соответственно второе и третье призовые места. Кроме них, еще два наших спортсмена вышли в финал первенства мира. Это В. Клементьев и Ю. Дубинин. Подводя итог ленинградскому финалу, надо отметить, что он оказался для нас самым удачным — раньше в Финал чемпионата мира удавалось выйти максимум троим (1964-й год) советским мотоциклистам. Присутствовавшие на финале зарубеже го сти в 355, м * ,' частности, вице-пре5идент ФИМ Н. Диксон (Англия), высоко оцени ли организацию этих соревнований.«ДЕЛИКАТЕСЫ)!Марка «Кавасаки» у многих ассоциируется, скорее, с рыболовными моторными катерами, чем с мотоциклами. Действительно, сухопутные двухколесные машины для этого японского завода — новая область. Область, где господствуют могущественные соперники«Хонда», «Ямаха», «Сузуки», бороться с которыми на рынках нелегко. Чтобы на-«250-1А» «350-А» «Мах-3» Число цилиндров—рабочий объем, 3 см 2—247 2—338 3—498 Диаметр и ход поршня, мм 56X53 56X62 58,8X60 Мощность, л. с. — при об/мин 31—8000 42 — 7500 60 - 7 500 Сухой вес, кг 145 149 174 Скорость, км/час 160 170 200«Кавасаки-мах-3», демонстрировавшийся на японской промышленной выставке в Москве.Йодные (или галогеновые, как их иногда называют) ф ары сегодня хорошо известны в автомобильном мире. Их небольшие лампы, наполненные парами йода, обеспечивают очень яркий свет. Однако сделать такие лампы двухнитевыыи — для дальнего и ближнего света — весьма трудно из-за малых размеров их колб. Поэтому до сих пор йодные фары либо применяли в качестве противотуманных, либо ставили в дополнение к обычным (с дальним и ближним светом) на машинах с четырехфарной системой освещения. Французская фирма «Сибье»,' специал изирующаяся на автомобильных осветительных приборах, разработала недавно фару «Би-иод» овальной формы с двумя йодными лампами. Каждая из них имеет свой параболический рефлектор, причем оптические оси рефлекторов не совпадают. Одна лампа служит только для дальнего света, другая — лишь для ближнего.ФАРА «БИ-И0Д>:Полку картингистовприбылоМы привыкли видеть на соревнованиях Кубка дружбы социалистических стран четыре команды. В этом году к постоянным соискателям приза присоединились гонщики ЧССР ис первого же стар . га заговорили в полный голос. Лидер в их команде Р. Прохазка. У него хорошо подготовленная машина, он уверенно держится на трассе, причем " р аду обращает на себя внимание необычной для картингистов «лежачей» посадкой кубок разыгрывается теперь впять этапов. Каждый состоит не из шести какв прошлом году, а из четырех заездов В личном зачете гонщику засчитываютУ,1™, И рнабРанныев трех наиболее успешных для него заездах. Командный зачет ведется параллельно - по сумме очков четырех сильнейших (из пяти шявляемых спортсменов), причем по результатам всех четырех заездов , п н1 ? п ЭТа " с остоялсяв г. Кошалине (НИР), Вот его результаты. Личный заr rrpV 3ч иРедХ0В ' 2А \ БоРтниек ( о ба £££?>•. ВА Ц. 1 ТКИ Ангер 4. X. Винцлер ( о ба ГПР! 5 « - Л Ь . " (СССР). 6. Д. Штоппель ,, т"''РР°й этап разыгрывалсяв г. Лоза !] Д ?,'- Личный зачет: 1. Ю. Кох 2 . ШУЛЬЦ, 3. Д.5 Штоппель (все — ГДР)' ех вВ гг Д » ° £ т 'г, - - Бортниек (оба СССР). 6. Т Рихтер (ПНР). Командный зачет: 1. ГДР. 2. СССР, 3. ЧССР, 4. ПНР, <х ВНР. Ареной третьего этапа стал Центральный стадион имени В. И. Ленина в Москве. Чисто «картинговая» трасса с множеством правых и левых поворотов разных радиусов позволяла оценить в равной мере и достоинство двигателей и подбор передаточных чисел, и мастерство гонщиков. Превосходство в двух первых компонентах оказалось на стороне лидеров команды ГДР Коха (он победил в трех зачетных заездах и уступил в четвертом товарищу по команде) и Винцлера. Благодаря им сборная ГДР, несмотря на посредственные результаты Других ее членов, уверенно выиграла гонку. Наши спортсмены выступили ниже своих возможностей, в основном из-за худшей подготовки машин. Заслуживает похвалы 18-летний Роберт Акопов из Грузии. Он заявил о себе как спогобный гонщик в 1967 году на IV спартакиаде народов СССР, когда стал чемпионом среди юношей. А в этом году, впервые выйдя на старты в составе сборной страны, от этапа к этапу улучшает результаты (57 очков. 66 и 84). Третий этап. Личный зачет: 1. Ю. Кох, 2. X. Винцлер (оба — ГДР). 3. Т. Рихтер (ПНР). 4. Р. Акопов, 5. В. Бортниек (обаСССР), 6. X. Шульц (ГДР). Командный зачет: 1. ГДР, 2. СССР, 3. ПНР. 4. ЧССР, 5. ВНР. Сумма трех этапов. Личный зачет: 1. Бортниек (258 очков), 2. Ооехов (253). .1. Винцлер (252). 4. Рихтер (237). Командный зачет: 1. ГДР (1192). 2. СССР (1123), 3. ЧССР (881), 4. ПНР (859), 5. ВНР (519).!ЖР,ТЛНРЫ5.ЭВНРТв1'С ССР' ^Г ДР'Двигатель модели «250-1А». Виден установленный на картере двигателя карбюратор, п равее него — м асляный насос, а позади цилиндра — генератор и прерыватель.в ерняка добиться успеха «с первой по пытки», завод решил привлечь покупателя «скоростными деликатесами» и развернул серийное производство быстроходных машин с золотниковым распределением, системой зажигания на тиристорах, очень мягкой подвеской, дуплексной рамой, двухкулачковыми передними тормозами, пятиступенчатой коробкой передач. Интересной особенностью двухтактных двигателей «Кавасаки» является их умеренная степень сжатия (7,0 или 6,8) и самостоятельная система смазки. Остальные технические данные мотоциклов приведены в таблице. Одна из этих моделей, 500-кубовая «Мах-3» экспонировалась на японской промышленной выставке в Москве весной нынешнего года. На базе дорожных машин созданы специальные гоночные модели. На одной из них (125 см 3 , 35 л. с.) Д. Симмондс выиграл чемпионат мира 1969 года. К нынешнему сезону подготовлены еще два гоночных мотоцикла. У модели «А1-РА» двухцилиндровый. двигатель (247 см 3 , •47 л. с. при 9800 об/мин),3 ау «Х1-Р» — трехцилиндровый (498 см , 75 л. с. при 9000 об/мин). Первая весит 112 кг и может развивать 220 км/час, у второй показатели соответственно 136 кг и 245 км /час. Одним словом, завод делает все возможное, чтобы завоевать доверие будущих покупателей. Это трудная задача, если учесть, что 350-кубовый «Кавасаки»,Овальная фара «Сибье» типа «Би-йод».Устройство фары : 1 — рефлектор лаль пы ближнего света; 2 —- регулятор высоты установки фары : 3 — р ефлектор лампы дальнего света; 4 — йодная лампа дальнего света; 5 — йодная лампа ближнего света.Такие фары значительно дороже обычных, но, несмотря на это. ими сейчас уже оборудуется часть легковых автомобилей «Пежо-204» и «Рено-16».31