БЕСЕДЫ НА ОБОЧИНЕ4. ОСТОРОЖНО! ПОВОРОТ...«Авось, дотяну потихоньку до гаража» — эту психологическую ошибку иногда допускают не только при слабых тормозах, но и при неисправном рулевом управлении. Опасная ошибка. Чтобы ничего с вами не приключилось, надо заблаговременно съезжать на обочину, если обнаружилась хотя бы малейшая неисправность в рулевом управлении. Не говоря уж о безопасности, вы этим еще выиграете время — ведь на устранение неисправности требуется иногда всего несколько минут, которые можно будет с лихвой наверстать, если ехать с нормальной скоростью ис хорошим настроением, а не «дотягивать до гаража». Водитель в дороге иногда не замечает, что неисправно рулевое управление. Между тем определить это не так уж сложно. Если, например, автомобилем трудно управлять или он плохо «держит» дорогу, то наиболее вероятен чрезмерный люфт рулевого колеса. Давайте же его проверим. Это можно сделать даже без люфтомера. Нет, нет, только не в движении, пожалуйста! Остановите машину. Поставьте ее на обочину. Сейчас мы с вами этим займемся. Попытаемся сначала установить самый факт слишком большого люфта. Для этого достаточно энергично покрутить руль в обе стороны (автомобильстоит) и посмотреть, как реагируют передние колеса. Вели они почти не поворачиваются, то люфт, безусловно, выше нормы. Остается лишь уточнить размеры этого отклонения. Поверните рулевое колесо в крайнее положение — ну, например, вправо, до момента, когда передние колеса автомобиля начнут поворачиваться. Зафиксируйте это положение меткой. Теперь поворачивайте его влево, опять-таки до тех пор, пока колеса автомобиля не начнут поворачиваться в другую сторону. Отметив и это положение рулевого колеса, замерьте расстояние между метками наободе. Ыа автомобилях «Запороясец-965» и «Москвич-407» оно не должно превышать 35 мм, на машинах Горьковского автозавода — 40 мм, «москвичах» моделей «408» и «412» — 26 мм (запомните попутно, что при измерении люфтомером допустимый люфт должен быть, соответственно, не более 10," 10 и8 градусов). Итак, мы убедились, что люфт рулевого колеса, действительно, чрезмерно велик. Как найти причину? Первым делом проверим надежность крепления картера рулевого механизма, а также рулевого колеса на валу. При необходимости подтянем разболтавшиеся гайки. Затем надо проверить рулевой привод. Это делают вдвоем. Я буду поворачивать рулевое колесо то влево, то вправо, а вы наощупь определяйте места, где ослабло крепление. Обратите внимание на надежность крепления и шплинтовку следующих деталей: сошки на валу, продольной рулевой тяги, верхнего рычага левой поворотной цапфы, рычага поворотных цапф, поперечной рулевой тяги. Теперь попробуйте покачать тяги влево и вправо, вперед и назад. Не качаются? Значит все хорошо — в шарнирных соединениях люфта нет. Ну ав самом рулевом механизме? В первую очередь проверим, не увеличился ли зазор в подшипниках червяка. Для этого поднимем переднюю ось автомобиля домкратом, повернем рулевое колесо на один оборот влево и закрепим его в таком положении, привязав к стойке ветрового стекла. Теперь вам опять понадобится помощник. Положите руку на рулевую колонку так, чтобы большой палец касался торца ступицы рулевого колеса, а я буду в это время оильно раскачивать вывешенные передние колеса. Ну как — заметили что-нибудь? Если большой палец ощущает осевое перемещение ступицы, значит в подшипниках червяка излишний люфт. Как его устранить? Регулировкой. Надо установить прокладки под нижней крышкой картера рулевого механизма (в автомобилях «Волга», ГАЗ-бЗА, ГАЗ-66) или вращать регулировочную гайку в передней части картера рулевого механизма (автомобили «Москвич» и другие). После этого остается проверять и отрегулировать зацепление червяка с роликом. Поставим колеоа в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля, и разъединим сошку с продольной тягой (то есть отсоединим шаровой палец тяги от сошки). Если для этого нет специального съемника, можно просто ударить раза два" молотком по боковой поверхности головки сошки, так, чтобы не повредить резьбу на пальце. Теперь покачивайте сошку в плоскости ее вращения. Есть люфт на ее конце? Он не должен превышать 0,20,3 мм. Гораздо больше? Ну вот, мы и нашли, в чем загвоздка. Нужна регулировка бокового зазора в зацеплении червяка с роликом. У автомобилей ЗИЛ для этого достаточно удалить прокладки. У большей же части машин регулировка осуществляется винтом на боковой крышке картера рулевого механизма. Ввертывая винт в картер, переместите вал сошки с роликом к червяку — таким образом устраняется боковой зазор. И наконец, заверните контргайку этого винта. Только не перестарайтесь! Туго затянутая гайка может быстро вывести рулевой механизм из строя, а кроме того, ухудшить устойчивость автомобиля в движении, так как колеса после поворота не будут устанавливаться в исходное положение. Итак, люфт руля мы устранили. Вот теперь, пожалуйста, можете проверить машину на ходу. Это даже необходимо. И если рулевое колесо будет поворачиваться туго, надо отпустить регулировочный винт или регулировочную гайку на '/в часть оборота. Впрочем, тугое вращение руля — это тоже неисправность, но уже другая. Причин может быть несколько: слишком затянуты подшипники червяка; заедает вал рулевой сошки (возможно, что и шкворни поворотных цапф); нет нужного зазора в рабочей паре ролика с червяком в зацеплении. Может быть, появились задиры, а то и посторонние предметы в картере рулевого механизма. Не исключено также, что в этом картере попросту мало смазки. Есть еще одна причина, которая, правда, к рулевому управлению не относится. Вспомните о давлении в шинах передних колес. «Приспущенные» шины порой весьма натурально симулируют признаки «заедания» руля. И еще не поленитесь заглянуть под машину — не погнуты ли рулевые тяги? Это важно и для сохранения покрышек. Во всех случаях обращайте серьезное внимание на шплинтовку гаек. Нигде так не опасно самопроизвольное отвертывание их, как в рулевом приводе! И последний совет. Не развивайте слишком большую скорость, когда едете по плохой дороге, и не слишком часто «крутите» колеса, когда автомобиль стоит.МОЛОДОГО ШОФЕРА