0
0
Хороший помощник водителя — гидровакуумный усилитель тормозов! Бесспорны, его достоинства. А нельзя ли оборудовать таким агрегатом тс машины, на которых еще не было усилителя? Как это сделать? Откуда взять «разрежение», чтобы подключить «гидровак»? Какие потребуются переходные детали? В почте «Клуба»—десятки писем с подобными вопросами. Автолюбители М. Никонов из Рязани, В. Семиродный из г. Куйбышева, москвич Ю. Борзенков и многие другие обращаются к нам с просьбой помочь им разобраться во всех этих вопросах, подсказать, как подключить усилитель в тормозную систему «Моеквича-408». Отвечает читателям инженер автозавода имени Ленинского комсомола В. Н. ТАПИНСКИЙ, автор статьи о гидровакуумном усилителе тормозов (см. «За рулем», 1969, № 12).«ГИДРОВАК» НА «МОСКВИЧЕ 403»соединения «гидровака» с двигателем. Впускную трубу, откуда мы и берем нужное для работы усилителя разрежение, придется снять с мотора. Иначе стружка при обработке трубы может попасть в цилиндры и под клапаны со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями. В вертикальной утолщенной стенке прилива, на котором установлен карбюратор, просверлите отверстие диаметром 10,7 мм и нарежьте в нем резьбу М12Х1.25 (рис. 7). Раззенкуйте его на диаметре 22 мм на глубину 1 мм и отцекуйте до получения плоскости, перпендикулярной оси резьбы. Тщательно удалите стружку и пыль и поставьте трубу на место. В это отверстие заворачивается штуцер (деталь 412-355120) с уплотнительной алюминиевой прокладкой, который можно изготовить по чертежу (рис. 8) из шестигранного (размер под ключ 19 мм) стального прутка. При этом нужно соблюсти следующие требования: неперпендикулярность торца «Т» оси резьбы «Р» не должна превышать 0,05 мм; резьба «Р» должна быть полного профиля; следует снять заусеницы и притупить острые кромки. Теперь можно соединить усилитель со впускной трубой двигателя. Для этого нужен двухслойный шланг из бензомаслостойкой резины с внутренней оплеткой. Длина его около 770 мм, отверстие 7 ±0,25 мм, наружный диаметр 14,5 мм. Наденьте шланг на штуцер впускной трубы и на клапан усилителя и. затяните хомутики. Остается удалить из системы воздух. Для этого дважды прокачиваем тормоза — сначала при выключенном, а затем при работающем двигателе. И последнее: внимательно осмотрите все соединения вновь установленных агрегатов и трубопроводов, убедитесь в отсутствии даже малейшего подтекания жидкости.Сам усилитель — его номер по каталогу 412-3550010 — у вас уже, конечно, есть. Кроме него, потребуются гибкие шланги, тормозные трубопроводы, тройник, кронштейн усилителя, скобы для крепления проводов и два штуцера. Детали трех первых наименований этого перечня должны быть «фирменными» — заводского изготовления, кронштейн же и скобу вы легко сделаете сами по чертежам (рис. 2 и 6), а штуцера могут быть как заводские, так и самодельные. Рекомендуемая схема размещения агрегатов показана на рис. 1. Наиболее удобное место для установки усилителя — правый (по ходу машины) задний угол подкапотного пространства. Кронштейн (рис. 2) закрепляется на колесной нише (брызговике) сваркой или шестью болтами Мб с пружинными шайбами и гайками. При втором варианте крепления обязательно подложите со стороны колеса под все болты усилительные стальные пластинки (их понадобится две) толщиной 1,5 мм. Чтобы точнее определить место крепления, соберите гидровакуумный усилитель с кронштейном и примерьте узел «по месту». При этом помните о двух условиях. Во-первых, то отверстие в усилителе, к которому подходит трубопровод от главного тормозного цилиндра, не должно быть выше, чем дно наполнительного бачка. Этим исключается подсос воздуха в систему после заполнения ее тормозной жидкостью. Во-вторых, зазор между усилителем и щитом передка (называемым иногда также «торпедо») должен быть в пределах 15—20 мм. К кронштейну усилитель прикрепляют двумя болтами М8Х50 с пружинными шайбами и гайками. Тройник с главного тормозного цилиндра вашего автомобиля переставьте на усилитель, так как в новом варианте тормозная жидкость распределяется по рабочим цилиндрам именно отсюда. Сам тройник, его соединительный болт и уплотнительные прокладки сохраняются. Новое положение детали на усилителе показано на рис. 3. Штуцер главного цилиндра, к которому был присоединен тройник, придется заменить новым — от модели «412» (его номер в каталоге 412-3505017). Можно изготовить эту деталь и самому по чертежу, представленному на рис. 4, из прутковой стали (шестигранник 36) и оцинковать. А три новых медных трубки с накидными гайками сделать в «домашних» условиях нельзя, так как двойная развальцовка их концов (рис. 5) требует специального инструмента. Трубопроводы нужны разной длины: один 1380 мм (деталь 412-3506171), другой 1196 мм (деталь 412-3506151) и третий 530 мм (деталь 412-3506161). Самым длинным, первым, соедините усилитель с главным тормозным цилиндром, трубопровод средний по длине свяжет тройник с переходником на левом лонжероне подрамника, а короткий пойдет к гибкому шлангу тормоза правого переднего колеса. Длинные магистрали следует надежно укрепить на щите передка скобами . из листовой стали (рис. 6) толщиной 1,5 мм, которые приваривают или привертывают к щиту винтами. На трубопроводы, в местах, где они зажаты скобами или проходят сквозь колесную нишу, следует надеть резиновые втулочки-прокладки, как показано на рис. 6. Проверьте, не касаются ли гидропроводы подвижных частей подвески, рулевого управления или колес при максимальных углах их поворота и вертикальных перемещениях рычагов подвески. Если потребуется, устраните опасные контакты. После этого очередь одной из самых сложных и ответственных операций —Рис. 1. Схема установки гидровакуумного усилителя: 1 — тормоз переднего колеса; 2 — гибкий тормозной шланг; 3 — переходник; 4 — впускная труба двигателя; 5 — резиновый шланг; 6 — трубопровод от главного цилиндра к усилителю; 7 — трубопровод от усилителя к переходнику; 8 — тройник; 9 — трубопровод к правому переднему колесу; 10 — кронштейн усилителя; 11 - усилитель; 12 — скоба креп— ления трубопроводов; 13 — главный цилиндр; Р и с. 2. Кронштейн усилителя. Материал — листовая сталь толщиной 2,5 мм. Р ис . 3. Соединение тройника с усилителем: 1 — усилитель; 2 — уплотнительная шайба внутренним диаметром 12,5 мм; 3 — тройник; 4 — уплотнительная шайба внутренним диаметром 15 мм; 5 — соединительный болт; 6 — датчик стоп-сигнала; 7 — трубопровод к переходнику; 8 — трубопровод к правому переднему тормозу. Р ис . 4. Штуцер главного цилиндра. Неперпендикулярность торца Тк оои резьбы не более 0,1 мм. Р ис . 5. Так должны быть развальцованы концы трубок. Р ис . 6. Так трубки привариваются к «торпедо» кузова: 1 — резиновые защитные втулки; 2 — трубопроводы гидропривода; 3 — скоба. Р ис . 7. Место сверления отверстия во впускной трубе двигателя (поперечный разрез вдоль фланца крепления карбюратора). Р и с. 8. Штуцер усилителя.