28
29
Имвия Акопов и Роберт Акопов. Отец и сын — гордость картингистов Грузии. Трехкратный и пятикратный чемпионы республики. Оба выступали в Риге, и Роберт одержал победу среди юношей. он бросился в погоню за ушедшими вперед соперниками, продолжая держать снятую перчатку в... зубах. Главный судья усмотрел в этом нарушение правил, остановил гонщика, и тот не попал в финал. Еще чаще происходили срывы по техническим причинам. Почти треть участников — 42 из 131 стартовавшего — оставили трассу из-за поломок. Кое-кто из специалистов считает это в порядке вещей: «Что поделать, случается, техника может подвести». А вот ветеран картинга Виктор Вортниекс решительно с ними не согласен. Нет, нам не пришлось беседовать на эту тему с. замечательным гонщиком. Просто всей своей спортивной биографией он опровергает оппонентов. На трассе «Бикерниеки» тридцатидевятилетний слесарь Рижского вагоностроительного завода принял сто второй старт. Он блистательно доказал свое преимущество над всеми соперниками в международном классе. Ему хватило двух заездов (из трех), чтобы в пятый раз подряд стать чемпионом страны и во второй — победителем спартакиады. Но не менее знаменательно другое: за семь лет участия в соревнованиях, включая и такие ответственные, как Кубок дружбы, Бортниекса лишь дважды подвела машина. В остальных ста случаях он благополучно финишировал. Масштаб финальных соревнований по картингу, их значимость — сами по себе достаточное основание для того, чтобы столь детально писать о перипетиях борьбы в Бикерниеки. Но есть и другая причина. События на трассе, итоги выступлений гонщиков в какой-то мере отражают положение дел в картинге, его успехи и проблемы. Мы попросили члена комитета картинга Федерации автоспорта СССР Л. Рейнголда, стоявшего уЭто был сто второй старт Виктора Бортниекса в соревнованиях по картингу, Он принес ему пятую золотую медаль и во второй раз звание чемпиона спартакиады. Фото Р. Вамбутаколыбели этого спорта, оценить его состояние на сегодняшний день. — Десять лет назад, — рассказывает Лернхард Якобович, — когда мы строили в Латвии первый карт, никто не представлял, во что это выльется. Если бы кто-нибудь из нас нарисовал картину, подобную той, что мы увидели здесь на финале спартакиады, его бы посчитали человеком несерьезным, фантазером. На заре картинга небольшая группа его горячих приверженцев отправилась для показательных выступлений по 15 городам Украины. Тысячи людей шли посмотреть на наши старты так, как ходят в цирк, — столь необычно было это зрелище. Сейчас на Украине свои секции картинга, свои картингисты. В Риге команда УССР стала третьим призером. а член ее В. Енин удостоен серебряной медали. Да ив Латвии картинг давно в ранге большого спорта. Помню наши первые соревнования на велотреке Вентспилса 28 мая 1961 года. Всего 14 участников. Больше тогда не было. Ныне у нас около пятидесяти одних только юношеских секций в Домах пионеров, техникумах, школах, на станциях юных техников, а «взрослых» секций еще больше — шестьдесят. Добавьте к этому семь специальных картинговых трасс, парк микроавтомобилей, насчитывающий свыше трехсот машин, десятки календарных встреч — и вы представите себе, что такое картинг сегодня. Господствовавшие раньше на трассах микроавтомобили кустарной постройки теперь редкость. Два завода — в Таллине и Ленинграде — выпускают нарты. Новые двигатели М-105 Минского завода сделают их более быстроходными. Сравнительно недавно лучшее время круга на «Бикерниеки» равнялось 1 мин. 08 сек. Сейчас сильнейшие гонщики проходят его за 53 секунды. — Как видите, — заключил Рейнголд, — свидетельства мужания картинга налицо. Трудно не согласиться с мнением пионера картинга. Этот вид спорта движется вперед. У нас есть центры, где сложились свои картинговые традиции. Можно привести еще немало фактов, цифр, сравнений, которые дадут представление о масштабах этого движения. И вместе с тем нельзя не заметить, что оно идет неравномерно, а кое-где просто затормозилось. Мы беседовали с тренерами, представителями, участниками. И вот что выяснилось: в ряде мест люди, ответственные за технические виды спорта, не стимулируют развитие картинга. В таком большом промышленном центре, как Нижний Тагил, картингисты лишены каких-либо условий для тренировок, и все их выступления сводятся к двум-трем стартам в год за пределами города. (Добавим в скобках, что несмотря на это нижнетагильцы М. Логинов и Ю. Добров доблестно сражались в Бикерниеки и заняли в клубном и личном зачете высокие места.) Судьба картинга часто зависит от случая. Найдется человек одержимый, этакий фанатик — и появятся в городе секция и команда. Получается., что все держится лишь на одной инициативе. Инициатива — вещь крайне ценная, но ее нужно поддерягать, развивать. Наверно, нет смысла приводить все аргументы в пользу картинга — они хорошо известны. Там, где делают ставку на его широкое развитие, создана надежная опора автоспорту, база технического творчества для юных. Вот почему этот отчет хотелось бы закончить призывом: «Шире дорогу картингу] Всемерную поддержку картингистам!» М. ТИЛЕВИЧ, спецкор «За рулем» г. Рига Результаты соревнований Командный зачет: 1. Грузинская ССР; 2. Москва; 3. Украинская ССР. Личный зачет. ПА (125 см 3 , международный класс): 1. В. Вортниекс (Латвийская ССР), 2. В. Енин (Украинская ССР), 3. М. Рябчиков (РСФСР); ИБ (125 см 3 , всесоюзный класс): 1. А. Шилин (Москва), 2. Т. Хидишели (Грузинская ССР), 3. В. Лыткин (РСФСР); III (175 см 3 ): 1. Э. Срапионян (Армянская ССР). 2. А. Заградим (Ленинград). 3. Ю. Рейнтам (Эстонская ССР); ПВ (125 см 3 , юноши): 1. Р. Акопов (Грузинская ССР). 2. В. Густешов (Москва), 3. А. Потехии (Москва); IV (50 см 3 , юноши): 1. Ю. Руткс (Латвийская ССР), 2. П. Энок (Эстонская ССР), 3. В. Кузнецов (РСФСР).ИЗ ЗАЕЗДА «НАДЕЖДЫ»НА ПЬЕДЕСТАЛ ПОЧЕТАДень закрытия финальных соревнований по мотогонкам на ипподроме в Таллине был самым счастливым для меня. Восемнадцать лет мечтал яо золотой медали чемпиона страны. Много раз заветная цель была близка. Но всегда не хватало самого малого. Можно вспомнить первенство Советского Союза по ледяным мотогонкам, когда я занял четвертое место и попал в сборную команду страны, или всесоюзные соревнования на ипподроме, принесшие мне бронзовую медаль. И вот наконец мечта сбылась. Успех ко мне пришел в том виде гонок, с которого я когда-то начинал в мотоспорте. Да, ничего нет удивительного в том, что восемнадцать лет назад я серьезно увлекся ипподромом. Тогда эти соревнования по своей популярности и значимости ни в чем не уступали кроссам и шос-ЧЕМПИОНЫОгромным было наше желание показать высокое мастерство на финальных соревнованиях юбилейной спартакиады. Но еще до поездки в Ленинград мы знали, что удержать завоеванное в минувшем году первенство на шоссейно-кольцевых гонках будет нелегко. Все стремились выставить сильные команды. Среди участников были такие опытные бойцы, как М. Логинов и Г. Тваури из Грузии, В. Калнин из Латвии, Ю. Дедук из Белоруссии, И. Щетинский из Ленинграда,Первые золотые медали в их спортивной жизни: В. Калнин (слева) и Л. Евсиков после награждения победителей спартакиады.Фото А. Войчука28 сейно-кольцевым гонкам. Высокие скорости, простор для выполнения тактических планов, наконец, большие возможности в работе с двигателем мотоцикла -? все это привлекло к ипподромным соревнованиям сотни юношей. Затем у «длинного трека» появились конкуренты — ледяная и гаревая дорожки. Они. а также кросс и «кольцо» не только «переманили» к себе часть спортсменов, но и внесли серьезные изменения в конструкции «ипподромных» мотоциклов. На нынешнем чемпионате. например, большинство участников применяло двигатели «Чезет» и «МЦет». а рамы — от «трековых» машин. Но все же старая гвардия не изменила ипподрому. В этом году я вновь встретил много знакомых — уфимца Ю. Дудорина, москвичей А. Олейникова и А. Савельева, эстонца В. Хельма и других ветеранов мотоспорта. Так случилось. что ныне мне трижды пришлось спорить с Ю. Дудориным и В. Цыбровым из города Луховиц. Первая наша встреча состоялась в полуфинальных соревнованиях спартакиады Российской Федерации. Там победил отлично выступивший Цыбров. вторым был Дудорин. а я — только восьмым. Еще раз мы стартовали вместе в финале. Цыбров снова добился успеха, я занял второе место, а Дудорин — третье. И вот мы в Таллине на Всесоюзных спартакиадных соревнованиях. Самое большое число участников — 34 собралось, как и ожидалось, в классе 350 см 3 , где предстояло выступать и нам. Меньше всего было женщин (всего восемь) и спортсменов на мотоциклах класса 125 см 3 (21 юноша и 22 мужчины). Причина может быть только одна — нехватка двигателей этой кубатуры. В целом соревнования были достаточно представительными. Если добавить отличную организацию, чем всегда славятся эстонские товарищи, то можно смело сказать, что финальные старты в гонках по ипподрому вылились для всех любителей мотоспорта в большой праздник. Среди юношей не было равных москвичу К. Оленеву, опередившему почти на 25 секунд второго призера В. Оверчука (Украинская ССР). Под знаком явного превосходства известных «ледовиков» из Каменск-Уральского В. Чупина и В. Тетерина прошли заезды 3у мужчин на мотоциклах класса 125 см . Но самой интересной была борьба в3 классе 350 см . В четвертьфинале Хельм показал лучшее время дня — 2 мин. 25,0 сек., у меня второе — на 5,2 сек. хуже. Вроде бы, все шло нормально, но совершенно неожиданно в полуфинале мне не удалось взять старт — не завелся двигатель. Пришлось завоевывать место в финале победой в заезде надежды. (Кстати, формула розыгрыша с заездами надежды обостряет борьбу, делает ее зрительно привлекательнее, исключает случайности, и очень жаль, что она долгие годы была не в чести.) И вот решающий старт. Дудорин, Хельм и Цыбров ушли вместе, стараясь занять внутреннюю бровку. Внешняя же осталась свободной. Она и вывела меня в лидеры. Финишировал я первым. Л. ЕРОХИН. почетный мастер спорта СССР г. Таллин Результаты соревнований Командный чемпионат: 1. Москва, 2. Украинская ССР, 3. РСФСР, 4. Эстонская ССР, 5. Белорусская ССР, 6. Казахская ССР. Личное первенство. Женщины (125 см 3 ): 1. Р. Ряжская (РСФСР), 2.Заезд участников на мотоциклах клас3 са 350 см . Фото П. Кузнецова (ТАСС)М. Поммер (Эстонская ССР). 3. С. Тежик 3 (Белорусская ССР); ю ноши (125 см ): 1. К. Оленев (Москва!. 2. В. OBepHVK (Украинская ССР), 3. Ю. Жарков (Киргизская ССР); м ужчины 125 см 3 : 1. В. Чупин. 2. В. Тетерин (оба — РСФСР); 3. А. Савельев (Москва); 175 см 3 : 1. В. Поддубный, 2. П. Афонин (обаРСФСР). 3. А. Олейников (Москва); 3 350 см ; 1. Л. Ерохин, 2 Ю. Дудорин (оба — РСФСР), 3. В. Хельм (Эстонская ССР).БЕЗ «КОЛЬЦА»его земляки член сервисной бригады на ралли Лондон—Мехико Е. Андреев, а также В. Смелков, Ф. Смуров. Наша команда, представлявшая Москву, выступала в таком составе: на «москвичах» — И. Астафьев, А. Бруштейн, В. Ржечицкий, на «Волге» — шофер такси С. Колесник ив личном зачете, кроме них, — молодой гонщик Л. Евсиков. К соревнованиям мы готовились серьезно. Как и ожидали, встретили острую конкуренцию, особенно со стороны грузинской команды. Но победа вновь досталась нам. Чемпионом по классу «Москвич-412» стал водитель-испытатель автозавода имени Ленинского комсомола мастер спорта Л. Евсиков. В классе «волг» тоже появился новый чемпион. Это почетное звание завоевал мастер спорта из Латвии В. Калнин. Для многих любителей спорта это явилось неожиданностью. Большинство было уверено в том, что чемпионский титул завоюет опытнейший боец участник ралли Лондон—Мехико И. Астафьев. И действительно, он около двадцати кругов мчался с значительным отрывом от остальных, пока не вышел из строя ротор прерывателя. Пришлось его заменять. А на это ушло время. Но Астафьев сумел все же приблизиться к лидерам и стать бронзовым призером, В связи с этой «неожиданностью» мне бы хотелось сказать о роли, которую играет воспитание у спортсмена высоких волевых качеств. Некоторые тренеры упускают это из виду, неправильно полагая, что важны только техника и умение водить машину. Техника, ее подготовка к соревнованиям, безусловно, имеет большое значение. Пример тому — весьма скромные результаты хозяев трассы в финале. Команда Ленинграда оказалась в числе аутсайдеров главным образом из-за неисправностей в машинах. Но даже если и появляются неполадки, то порой многое зависит от собранности спортсмена, его упорства в борьбе. Хочется привести еще один пример. В заезде «волг» до последнего круга лидировал мастер спорта из Грузии М. Логинов. Но когда до финиша оставалось несколько десятков метров и он был уже уверен в успехе, его обошел В. Калнин, образно говоря, сняв золотую медаль сгруди соперника. Вряд ли это могло произойти. если грузинский гонщик раньше времени не уверовал бы в свою победу. Исход командной борьбы зависит от каждого спортсмена. Зачет на этот раз велся по всем четырем участникам. На мой взгляд, это правильно и такой строгий порядок следует ввести не только на финальных соревнованиях спартакиады, но и на всех первенствах страны по шоссейно-кольцевым гонкам. Сюда допускаются только хорошо подготовленные спортсмены, и каждый из них должен чувствовать полноту ответственности за результаты своего выступления. Для привлечения более широкого круга участников следовало бы разыгрывать первенство среди заводских команд. И наконец, вопрос, касающийся главным образом спортсменов-москвичей. Давно мы ждем, что в столице или ее пригороде будет кольцевая трасса. Смогли же создать ее в Белоруссии, Ленинграде, Таллине. И только автогонщики Москвы не могут пока продемонстрировать мастерство своим землякам. Н. ШЕВЧЕНКО. мастер спорта СССР, тренер команды Москвы Ленинград Результаты соревнований Командный зачет: 1. Москва — 299 очков; 2. Грузинская ССР — 274; 3. Латвийская ССР — 260. Личный зачет: « В олга » : 1. В. Калнин (Латвийская ССР); 2. М. Логинов; 3. А. Мартиросян; 4. Г. Тваури (все — Грузинская ССР); 5. С. Колесник (Москва); 6. II. Вайтенас (Литовская ССР).На трассе «Невского кольца» автомобили «Волга». «Москвич-412»: 1. Л. Евсиков; 2. В. Ржечицкий; 3. И. Астафьев (все — Москва); 4. Е. Гурис (Белорусская ССР); 5. А. Дамбис (Латвийская ССР); 6. А. Бруштейн (Москва).КОРОТКО О ПОБЕДИТЕЛЯХГ. КУРИЛЕНКО (Уфа). Семь лет входит в состав сборной команды страны по спидвею. Он был серебряным призером первенства страны , т рижды пробивался в финал личного чемпионата мира, выиграл «Золотой шлем» на традиц ионных международных соревнованиях в ЧССР. А вот чемпионский титул завоевал впервые. В. ВОРТНИЕКС (Рига). Начиная с 1966 года неизменно побеждает во всесоюзн ых чемпионатах. Нынешняя его золотая медаль — пятая по счету. Член команды победительницы Кубка дружбы социалистических стран 1969 года. В. ЧУПИН (Каменск-Уральский). Четыре раза был чемпионом страны , т риж ­ ды успех н нему приходил в ипподромн ыхгонкахи один раз — на ледяной дорожке. В. КАЛНИН (Рига) и Л . ЕВСИКОВ (Москва). Первый занимается автоспортом 12 лет, второй — шесть. До нынешнего , спартакиадного года, к оторый принес им чемпионские титулыв кольцевых гонках на стандартных автомобилях, ни Калнин, ни Евсиков не входили даже в число призеров всесоюзных первенств.29