ВОДИТЕЛЬ РЕЙСОВОГОКогда пассажиры заняли свои места, в автобус вошел пожилой мужчина в форменном костюме. — Я водитель, зовут меня Петр Дмитриевич Сивак, — приветливо улыбаясь, обратился он к пассажирам. — Наш автобус отправляется по маршруту Запорожье—Киев. К месту назначения при будем по расписанию. Минуту спустя голубой ЛАЗ отошел от автобусной станции. Долог был путь Петра Дмитриевича к пассажирскому скоростному автобусу. Начинал «шоферить» в 30-х годах. Вез отрыва от производства, в вечерней школе изучал теорию и устройство автомобиля. Вскоре он водит машину по дорогам Украины. Когда началась война с белофиннами, Петр Сивак добровольцем ушел в действующую армию. В грозном 1941 году снова встал в ряды защитников Родины, и на все четыре тяжелых года автомобильное подразделение становится его домом. Тысячи километров фронтовых дорог отмерил Петр Дмитриевич, перевозя боеприпасы, продовольствие, топливо. Заслуги водителя в Отечественной войне отмечены семью правительственными наградами. Отгремели бои, Сивак едет на восстановление Донбасса. Следующий этап — стройка в Лисичанске. Настойчиво совершенствует ветеран мастерство. Наконец, повысив квалификацию, он становится водителем автобуса в автотранспортном предприятии 07121 города Запорожья. Сейчас Петр Дмитриевич один из лучших водителей, передовик производства. За успехи в социалистическом соревновании в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина он награжден юбилейной медалью «За трудовую доблесть». Ю. КОВАЛЕВ, инженер г. Запорожьеечь идет о Польской шноле дорожного движения Гражданской милиции , основанной в 1956 году в Ивичной, под Варшавой. На одиннадцать месяцев рассчитана программа обучения младших офицеров, от полутара до четырех с половиной месяцев занимает курсповышения квалиф икации . Инспектора обязаны каждые пять лет обновлять запас знанийи проходить переподготовку, п оснолькувор г анизации их работы происходят существенные изменения. Стать слушателем основныхкурсов непросто. Кандидаты должны обладать крепким здоровьем и ростом не менее 175 сантиметров ( ж енщины —165 сантиметров), иметь безупречнуюхарактери с тику , сдать вступительные энзамены, п ройти специальную психофизическую проверку. К акиеженауки преподают в шноле дорожного движения? Во-первых, основы политических икультурно - п росветительныхзнаний . Лекц ии по истории Польши, международным. и идеологнчесним проблемам читают видные специалисты из вузов и научно-исследовательских институтов Варшавы. В школе демонстрируются фильмы, слушатели посещают варшавские театры и даж еуроки танцев иритмики . На дискуссионные вечера к ним приезжаютжур налисты, писатели, а ктеры . Программой нультурно-.прооветительной работы предусмотрены экскурсии по туристским маршрутам страны. При изучениииностранных языков главное внимание, естественно, обращается на разговорную речь м словарн ый запас, о хватывающий автомобильн уютематику , правила дорожного движ ения , т уризм — милиционер должен суметь ответить на вопросы зарубежных гостей. Второй предмет — предупреждение дор ожныхпроисшествийиконтроль за дор ожнымдвижением . Знакомство со всеми правилами ипредписаниями , которые могут понадобиться милиционеру, и прежде всего — с правилами движения . В ходе практическихзанятийкурсанты овладевают навыками, необходимыми дорожному инспектору. Это работа сразличными измерительными приборами, регулирование движения — вначале под наблюдением преподавателя, а затем самостоятельно на менее оживленных улицах. Для следственной работы слушатели получают юридическую подгот овку , и зучают основы нриминалистики , взаимодействия сдругими учреждениями. а также фотографию. Особо важныйкурс — теория и техн ика вождения. В ыпускник должен дос конально знать механизмы наиболее распространенныхв Польше марок автомобилей, уметь водить все машины , в том числе автобусы, г рузовикии даже тракторы . В большинстве своем курсан т ы приходят вшколуслюбительскими правами. Здесь ониповышают квалифик ациюизаканчивают учебу с правами профессионального водителя. П оскольку все слушатели должны достичь весьма высокого водительского мастерства, о ни занимаются различными видами автомотоспорта. В этихже целях их знакомят с общей психологией водителя и пешехода. В школе изучаюттакже влияние биометеорологичесних условий на водителя, действие фармацевтических препаратов идругих фанторов, могущ их вызвать плохое самочувствие и стать причиной аварии. В прево<-гглно оборудованных набинетах курсантов подвергают даже психотехническому обследованию, выявляющему их способности и пригодность квождению быстрох одных специальных автомобилей. Потом все « с коростники » проходят каждыетри года повторное обследование. Последний, п ятый предмет — боевая подготовка. В программе много места отведено стрельбе, плаванию, дзю-до, с портивнымиграм , р азличным соревнованиям, в ырабатывающим физическую выносливость. Перед выпускомкаждо му слушателю вручается инструнцияс перечнем рекомендованных ему упраж нений для сохранения хорошей спорт ивной формы на протяжениимногих лет. Сегодня среди нашихинспекторов дор ожногодвижения более восьми тысячвоспитанниковшколыв Ивичной, высококвалифицированных любящих дело специалистов. К ристина ПРОГУЛЬСКАЯ г. ВаршаваIУважаемыечитатели!Всесоюзный институт научной итехнической информации издает информационн уюлитературу по всем основным вопросам наукиитехники . В изданиях ВИНИТИ — Реферативном журнале , Экспресс-информации, сборник ах «Итоги наукиитехники » , Сигнальной информации идругих — помещаются рефераты, а ннотации , обзоры, библиографические и патентные описания , охватывающие мировуюлитературу по естественным итехническимнаукам , и здающуюсяв 117 странах мира на 65 языках . Читайте, в ыписывайте , используйте! Реферативные журналы : «Автомобильный и городской транспорт » (имеет указатели); «Автомобильный транспорт » ; «Городской транспорт » ; «Автомобилестроение»; «Автомобильные дороги» (имеет указатели). И ндексы «Союзпечати» (для бюджетныхииндивидуальныхподписчиков ) : 71190 — 193; 71198 — 199; 71202—203; 71196—197; 71174—177. Экспресс-информацию: « Г аражиигаражное оборудование»; «Городской транспорт»; «Искусственные сооружения на автомобильных дорогах»; «Строительство иэксплуатация автомобильных дорог». И ндексы «Союзпечати»: 72100—72101; 72112113; 72120—72121; 72240 — 241. Заказы на Сигнальную информацию. «Итоги науки и техники», реферативную и библиографическую картотеки, труды по научной информации и другие издания принимаются по адресу: Московская область, г. Люберцы-10, Октябрьский проспект, 403, Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ, Отдел распространения. Тел. 271-90-10, доб. 26-29. Там же вы можете подробно ознакомиться со всей интересующей вас литературой по своей специальности и получить проспекты.ЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, п омещенные на стр. 25. Правильные ответы — 2, 4 , 9, 1 1 , 13, 16, 18, 20. I. Любое изменение направления движения не должно создавать помех для движущихся рядом, навстречу или позади вас (ст. 41). II. Движение задним ходом разрешено на любой улице или дороге, кроме мест, перечисленных в ст. 31. III. Двигаться при маневре по полотну трамвайных путей можно, кроме случаев, когда тот или иной маневр запрещен (ст. 39, 48). IV. При выезде из занимаемого ряда водитель обязан пропустить всех движущихся в прямом направлении попутно с ним или навстречу (ст. 42). V. При одновременном перестроении в рядах преимущество за тем, кто находится справа (ст. 42). VI. Одно из необходимых условий для разворота в населенном пункте — чтобы улица просматривалась хотя бы на 20 метров в каждом направлении (ст. 446). VII. Двигаться через пешеходный переход задним ходом нельзя (ст. 316). VIII. Остановка на дорогах разрешена только справа по ходу движения (ст. 58а). На первой и четвертой страницах обложки фото В. Стрелкова. На второй странице обложки плакат В. Корзинкина. Главный редактор И. И. А ДАБАШЕВ . Редакционная коллегия: Л . Л. АФАНАСЬЕВ, Г. М . АФРЕМОВ, А. Г. БАБЫШЕВ, И. М . ГОБЕРМАН, С. Н. ЗАЙЧИКОВ, Г. А. ЗИНГЕР, В. П. К ОЛОМНИКОВ , Л . В. КОСТК ИН , Б. П. ЛОГИНОВ, Д . В. ЛЯЛИН, Б. Е. М АНДРУС (ответственный секретарь ) , В. И. НИКИТИН, В. В. Р ОГОЖИН , С. В. С АБОДАХО , Н. М. СТАНОВОВ, А. Т. ТАРАНОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ (заместитель главного редактора], Б. Ф . Т РАММ , А. М . ФЕДОТОВ, А. М . ХЛЕБНИКОВ, Л . М . ШУГУРОВ. Оформление Г. Ю. Дубман и Н. П. Бурлака. К орректор В. В. Н икольская .Адрес редакции: Москва, К-92, ул. Сретенка, 26/1. Телефоны: отдел науки и техники — 295-92-71; отдел обучения и воспитания — 223-37-72; отделы безопасности движения и обслуживания; спорта, туризма и массовой работы — 228-71-21; отдел писем и консультаций — 221-62-34; отдел оформления — 223-37-72. Рукописи не возвращаются. Тираж 2 500 000 Сдано в произв. 20.8.70 г. Подп. в печ. 14.9.70 г. Зак. 323 Г-71115 Бум. 60X90'/». 4 печ. л. + вкладка Цена 30 коп. Издательство ДОСААФ (Москва, Б-66, Ново-Рязанская, 26) 3-я типография Воениздата