Анализ дорожных происшествий показывает, что большое количество аварий на автомобильных дорогах случается вечером и ночью. Особенно опасны в этом смысле вечерние часы «пик»—с 16 до 21 часа. На это время приходится около 38 процентов происшествий, 41 процент погибших и 39 процентов раненых от общего числа пострадавших за сутки. Хотя с2 до 7 часов утра аварийность относительно невелика в связи с малой интенсивностью движения, однако она характеризуется особой тяжестью последствий. Если с 16 до 21 часа в каждой 1000 происшествий гибнет 261 человек, то с2 до 7 часов — 342. Это лишний раз подтверждает, что темнота многократно увеличивает опасности, подстерегающие водителя в пути. Пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» довольно точно определяет значение зрения водителя. Оно дает ему свыше 95 процентов всей информации об окружающей обстановке. Как только освещенность падает, поступление такой информации резко сокращается, водитель не видит или не успевает заметить многое, на что он отреагировал бы днем: пустячные при дневном освещении опасности перерастают в реальную угрозу ночью. От этого никуда не уйдешь. Биологически глаз человека плохо приспособлен к работе в темноте. Однако с заходом солнца движение на улицах и дорогах не прекращается, и чтобы обеспечивать его безопасность, необходимо учитывать особенности нашего зрения, всячески помогать ему техническими и иными средствами. Условия работы человека за рулем предъявляют особые требования к его зрению даже при идеальной освещенности. Он должен уверенно определять и сопоставлять расстояния между объектами на дороге, хорошо различать цвет, замечать множество деталей и безошибочно ориентироваться в «их. Нужно учитывать еще, что скорость движения изменяет привычное восприятие окружающей обстановки. Например, поле зрения человека в состоянии покоя составляет около 180 градусов. При скорости 50 км/час оно сужается до 105 градусов, а при 100 км/час — до 50. За пределами этого сектора он уже ничего заметить не может. Установлено, что при увеличении скорости на каждые 16 км'час расстояние видимости уменьшается 'приблизительно на 6 метров. Водитель обязан учитывать это и выбирать такую скорость, при которой полный остановочный путь был бы меньше расстояния видимости. Надо иметь в виду, что острота зрения значительно ухудшается при кислородном голодании. Оно представляет серьезную опасность на высокогорных дорогах, но может наступить ив обычных условиях, если, например, в непроветриваемом салоне автомобиля будут курить. Ухудшается зрение и при нарушении температурного режима в кабине: чем жарче в ней, тем хуже видит водитель. С наступлением темноты влияние перечисленных факторов резко воз-растает. Поле зрения ограничивается пучком света фар, уменьшается расстояние видимости. Особую опасность представляет неизбежное ночью периодическое изменение уровня освещенности, связанное с разницей освещенности отдельных участков улиц и дорог, светом фар встречных и попутных машин. Глазу присуща способность адаптироваться, приспосабливаться в широких пределах к изменившимся условиям освещения, но на это необходимо определенное время, и наш орган зрения часто не успевает привыкнуть к мгновенно наступившему потемнению или яркой вспышке света. В такие моменты водитель может потерять ориентировку в дорожной обстановке. Сильно утомляет зрение мелькающая смена глубоких резких теней и ярко освещенных участков. В этих неблагоприятных условиях водитель стремится видеть все отчетливо, напрягает зрение и быстро утомляет его. Сказанное относится к тем, кто обладает безупречным зрением. Однако оно бывает не у всех, да и не остается стабильным на всю жизнь. К примеру, способность видеть в темноте утрачивается с возрастом быстрее, чем острота зрения. Если принять за единицу освещенность предмета, достаточную, чтобы его мог увидеть двадцатилетний человек, то через 13 лет, чтобы заметить этот предмет в тех же условиях, потребуется вдвое большая его освещенность, а еще через 13 — вчетверо большая. Таким образом, в 60 лет люди видят в темноте в восемь раз хуже, чем двадцатилетние. Пожилые водители должны постоянно это учитывать и быть особо осторожными а ночных поездках. С возрастом, обычно после 40 лет, замедляется адаптация, более длительное время действует ослепление при встречных разъездах, глаза быстрее утомляются, ухудшается способность различать цвета. Могут развиться и другие дефекты зрения, безобидные в обыденной жизни, но весьма опасные для водителей. Поэтому долг каждого пожилого шофера периодически проверять свое зрение у врача, своевременно обнаруживать наступившие изменения.и ночьКаждый водитель должен знать особенности своего зрения, беречь глазе и, отправлвясь в ночную поездку, принимать меры, чтобы не переутомлять их. Важно тщательно протереть ветровое стекло, удалить пыль и грязь со стекол фар. Это значительно улучшит условия видимости. Нельзя устанавливать на передних бортах машин противоречащие правилам движения отражатели красного цвета. При плохой видимости они могут ввести в заблуждение и стать причиной столкновения. Много уже говорилось о правильной регулировке света фар. Не лишне напомнить, что ошибка в их установке лишь на один градус создает ослепляющее действие, сокращает наполовину дистанцию видимости. Обеспечение безопасности движения в ночное время зависит не только от водителя. Большую роль должны здесь сыграть современные научно обоснованные системы уличного освещения. Практика показала: на правильно и хорошо освещенных участках число происшествий резко сокращается. Конечно, освещение дорог требует больших затрат, но в наиболее опасных местах, где чаще всего случаются происшествия, оно необходимо. Дать свет на так называемые черные точки — значило бы резко сократить тут число аварий. Это и экономически вполне оправдано. Большое значение для безопасности движения в темное время суток имеет хорошо продуманная конструкция и правильная расстановка дорожных знаков. При интенсивном движении освещение их лишь светом фар оказывается недостаточным, необходимо оборудовать их независимой системой ночной подсветки. Значительно облегчают вождение хорошо видимые на поверхности дороги полосы и указатели, особенно полосы, обозначающие край дорожного покрытия, или столбики на обочинах дорог. Правда, столбики не так четко позволяют следить за краем дорожного полотна, но зато зимой их не заносит снегом. Весьма полезны покрытия с высокой отражательной способностью для обозначения неподвижных препятствий .и ограждений в зонах строительных работ, а также отражательные экраны на задних бортах автомобилей, особенно прицепов и полуприцепов. Помимо всего прочего, водители должны уметь хорошо ездить ночью, что, понятно, требует специальных навыков. Между тем при обучении водителей и во время экзаменов в ГАИ им не уделяется достаточного внимания. По-видимому, настало время более требовательно относиться к квалификации водителя ив этом отношении. Настоящей статьей, конечно, не исчерпаны проблемы безопасности на дорогах в ночное время. Нам хотелось лишь еще раз привлечь к ним то внимание, какого они заслуживают в условиях все возрастающей интенсивности движения. В. БУДНИК, научный сотрудник ВНИИ МВД СССР23