В декабре исполняется 40 лет Московскому автомобильно-дорожному институту (МАДИ). За четыре десятилетия он прошел большой путь от эксплуатационного факультета Института инженеров транспорта до одного из крупнейших в стране высших учебных заведений. Сегодня МАДИ — это 11 факультетов, на которых обучается свыше 10 тысяч студентов, 43 кафедры, две проблемные и две отраслевые научно-исследовательские лаборатории, вычислительный центр с современными ЭЦВМ, подготовительное отделение и курсы.ВСТРЕЧАЯ «ВОСХОД-2»Свои первые мотоциклы Ковровский завод выпустил еще в 1946 году. Это были хорошо известные К-125. В 1957 году он освоил производство машин нового класса — 175 см 3 , быстро завоевавшего многочисленных приверженцев среди мотолюбителей. Основная модель завода непрерывно совершенствовалась. Вскоре на смену К-175 пришли «Ковровец-175А», «175Б», «175В», затем «Восход» и, наконец, «Восход-2», серийное производство которого начнется в будущем году. Создавая новый мотоцикл, мы стремились избавить его от недостатков предшественника, повысить технические и эксплуатационные качества и придать ему более современный, привлекательный вид. И все это надо было сделать так, чтобы новые узлы и детали подошли к предыдущим нашим моделям. Двигатель «Восхода-2» в результате усовершенствований цилиндра, картера и его крышки, кулачков на шестернях коробки передач и сальников в ней стал более надежным и долговечным. Новые детали без переделок можно поставить на ранее выпущенные мотоциклы. Несколько возросла мощность. Скоростная характеристика модернизированного двигателя благоприятна для дорожного мотоцикла, поскольку не требует частого переключения передач при изменении скорости. Например, на четвертой передаче двигатель устойчиво работает при 35 км/час и быстро разгоняется до максимальной скорости. Экипажная часть подверглась наибольшим изменениям, придавшим мотоциклу новый облик. Речь идет прежде всего о щитке переднего колеса, грязевом щитке, руле, инструментальных ящиках, багажнике. Разумеется, они стали и лучше выполнять свое назначение. Так, щиток переднего колеса благодаря новой форме и расположению теперь значительно реже, чем на «Восходе», забивается грязью. Это позволит двигаться по «раскисшим» грунтовым дорогам, недоступным ранее нашим мотоциклам. При поездках жев дождь или снег водитель оценит пластмассовый грязевой и ветровой щитки. Верхняя часть ветрового щитка из органического стекла, нижняя — из пластмассы. Эта часть, воспринимая удар при падении мотоцикла, будет только деформироваться и предохранит от разрушения хрупкий плексиглас. Ветровой щи ток в комплект мотоцикла не входит, со временем желающие смогут приобрести его в магазинах. Средняя часть мотоцикла закрыта кожухом карбюратора, декоративными панелями и инструментальными ящиками. Их сглаженные поверхности хорошо очищаются от грязи, и, следовательно, легко поддерживать опрятный вид машины. Оригинально выполнен на «Восходе-2» задний багажник. Теперь он представляет собой единое целое с подседельным основанием и штампуется вместе с ним из одной заготовки. Полированная поверхность багажника украшает машину. С развитием туризма в нашей стране мотолюбители совершают все более и более длительные путешествия. Поэтому повышаются требования к машинам в отношении комфорта: И прежде всего к посадке водителя и качеству подвески. Чтобы водитель меньше утомлялся, мы сделали руль более высоким и приблизили его к седлу. Крепится он к передней вилке накладкой, а не хомутами, как раньше, чем исключаются поломки. Значительно улучшены амортизаторы передней вилки и заднего колеса. Теперь водители не будут слышать стуков и ощущать удары при переезде препятствий. К роме того, заметно повысилась устойчивость мотоцикла при движении по шоссе. Новую переднюю вилку можно поставить на старые мотоциклы только в сборе с траверсами и кожухами. Багажник, инструментальные ящики, глушитель шума всасывания и декоративные панели устанавливаются на «Восход» комплектно. Остальные новые детали — раму, маятниковый рычаг, амортизаторы, щитки, колеса, руль, топливный бак, седло — можно использовать в отдельности.ВОСЕМЬДЕСЯТ СЕМЕСТРОВ МАДИИнститут готовит инженерные и научные кадры для автомобильного транспорта, автомобильной и тракторной промышленности, строительного и дорожного машиностроения, общего машиностроения, дорожного, мостового, городского и аэродромного строительства, эксплуатации городских улиц и автомобильных дорог, аэродромов. Около 15 тысяч специалистов вышло из стен института. Среди его выпускников — руководители крупных учреждений и промышленных предприятии, известные ученые: министр строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР А. А. Николаев, директор автозавода им. Лихачева Герой Социалистического Труда П. Д. Бородин, директор НИИАТа профессор Н. Б. Островский и другие. Несколько бывших выпускников — лауреаты Ленинской премии. В МАДИ в свое время преподавали выдающиеся ученые — основоположник теории автомобиля академик Е. А. Чудаков, один из создателей отечественной школы двигателестроения член-корреспондент АН СССР Н. Р. Бриллинг. Ныне среди преподавателей института много его бывших выпускников. Одним из первых закончил с отличием институт Л. Л. Афанасьев. Сегодня он ректор МАДИ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор и одновременно председатель ФАС СССР, член руководящего органа международной федерации автоспорта. Бывшими выпускниками МАДИ являются проректор по научной работе заслуженный деятель науки и техники РСФСР доктор наук профессор В. Ф. Бабков, заведующий кафедрой доктор наук профессор К. Т. Кошкин, кандидат наук доцент Г. А. Кациграс и другие. В большом коллективе преподавателей 57 профессоров, 273 доктора и кандидата наук, доцента. Четырнадцати из них присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, в том числе докторам наук -профессорам Е. Е. Рибшману, П. И. Шилову, А. А. Хачатурову. Семь преподавателей являются лауреатами Государственной премии, многие награждены орденами Советского Союза. Работы более чем 300 сотрудников института отмечены медалями и дипломами ВДНХ, авторскими свидетельствами. Учебники, авторами которых являются преподаватели института, изданы за рубежом — в Польше, Болгарии, Чехословакии. Институт имеет большие заслуги в подготовке научных кадров. Здесь защищено 82 докторских и 795 кандидатских диссертаций. Серьезную помощь оказывает МАДИ социалистическим и развивающимся странам в подготовке высококвалифицированных специалистов. Десять лет в нем успешно работает факультет, на котором проходят первоначальную подготовку студенты-иностранцы для дальнейшего обучения в технических вузах страны. С дипломом МАДИ трудится уже три тысячи специалистов более чем в 50 странах мира. В недалеком будущем Московской автомобильно-дорожный институт станет крупнейшим центром по социальным и техническим проблемам автомобилизации. Разработки ученых МАДИ помогут определить место автомобилизации в обществе, а также основные пути и тенденции ее развития.Техническая характеристикаДвигатель диаметр цилиндра, мм ход поршня, мм рабочий объем, см 3 наибольшая мощность, л. с. — при об/мин наибольший крутящий момент, кгм — при об/мин Максимальная скорость, км/час Время разгона до скорости 60 км/час, сек. Бензин Карбюратор Расход топлива при скорости 50 км/час, л/100 км Емкость топливного бака, л Размер шин, мм Тормозной путь со скорости 30 жм/час, м Вес, кг61,75 58 173,7 10,5—11,5—5400 1,5—3800—4000 95—100 8 А-72 К-36 2,8 13 80—405 (3,25—16") Не более 7,2 112 Окончание — на стр. IS16