24
25
НАШИМ (| ПРОЕКТОМ НОВЫХ ПРАВИЛРАЗДЕЛ VIII. ПОРЯДОК ПРОЕЗДА ПЕРЕСЕЧЕНИЙА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Приближаясь к перекрестку улиц (дорог), водитель должен вести транопортное средство с учетом местных условий, в частности, с такой скоростью, чтобы иметь возможность остановиться при появлении сигнала, запрещающего движение, или уступить дорогу транспортным средствам, пользующимся преимущественным правом на движение. Статья 2. При сигналах светофора или регулировщика, запрещающих дви жение в намеченном направлении, а также перед дорожными знаками, обязывающими уступить дорогу, водитель должен остановиться у линии (таблички) «СТОП». Если на регулируемом перекрестке нет линии (таблички) «СТОП», водитель обязан остановиться перед пешеходным переходом или границей перекрестка. Когда движение на перекрестке не регулируется сигналами и нет знаков, обязывающих уступить дорогу, водитель выбирает место остановки в завиС1гмости от конкретных условий и дальности бокового обзора даже при наличии линии (таблички) «СТОП». Статья 3. Запрещается въезжать на перекресток, если даже сигналы светофора или регулировщика, либо правила проезда нерегулируемых перекрестков дают на это право, когда в намеченном водителем направлении образовался затор и вынужденная остановка на перекрестке будет помехой движению, разрешенному с других направлений. Статья 4. Проезжать перекресток в прямом направлении разрешается из любого ряда, отведенного настоящими Правилами, дорожным знаком или табличкой для транспортных средств данного вида. Но если дорожным знаком или линиями разметки предписываются определенные направления движения из какого-либо ряда (рядов), то занимать этот ряд (ряды) перед перекрестком для движения в ином направлении запрещается. Статья б. Порядок движения по площадям определяется дорожными знаками или разметкой проезжей части. При отсутствии знаков и разметки водители могут двигаться на площади по кратчайшим направлениям. Публикация № 10 и 11). третья (см. «За рулем» На каждом пересечении транспортных потоков, в том числе при въезде на площадь, водители обязаны соблюдать правила проезда, установленные соответственно для регулируемых или нерегулируемых перекрестков, а также для одновременного перестроения транспортных средств в соседних рядах. Статья 6. На нерегулируемых перекрестках всех видов, а также когда сигналы светофора или регулировщика совпадают по значению для трамвая и пересекающих его путь нерельсовых транспортных средств, водители трамвая пользуются преимущественным правом проезда как прямо, так и при поворотах независимо от взаимного положения на перекрестке. Статья 7. Одновременно с трамваем (в пределах его габаритной длины) могут двигаться в прямом направлении и нерельсовые транспортные средства, а если трамвайные пути проложены посредине улицы (дороги), то также поворачивать направо или налево. Б. РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИ Статья 1. На перекрестках, где движение в намеченном водителем направлении регулируется сигналами светофора без дополнительной секции — «стрелки», водитель, въехавший на перекресток при зеленом сигнале, должен выехать с перекрестка, не ожидая, когда будет открыто движение в нужном ему направлении, при условии, что это не помешает другим участникам движения. Там, где движение в намеченном водителем направлении регулируется дополнительной секцией — «стрелкой» или регулировщиком, водитель должен ожидать разрешающего сигнала у места обязательной остановки. Статья 2. На перекрестках, перед которыми направления в рядах не предписаны дорожным знаком или разметкой проезжей части, но движение регулируется светофорами с дополнительными секциями — «стрелками», водитель, оказавшийся на полосе, движение по которой регулируется дополнительной секцией, должен продолжать движение в направлении, указанном включенной стрелкой, если остановка воспрепятствовала бы движению транспортных средств, находящихся позади на той же полосе проезжей части. Статья 3. На перекрестках с несколькими самостоятельными проезжими частями и пересечениями потоков транспорта водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора,перед которым разметкой проезжей части или табличкой «СТОП» обозначено место остановки.В. НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИ Статья 1. Независимо от намечаемого водителями направления последовательность движения нерельсовых транспортных средств по нерегулируемым перекресткам определяется дорожными знаками. При отсутствии знаков обязаны уступить дорогу любым транспортным средствам те водители нерельсовых транспортных средств, которые выезжают из следующих улиц (дорог), считающихся «второстепенными» по отношению к пересекающим их «главным» улицам (дорогам) : на трехсторонних перекр естках — из любой улицы (дороги), не имеющей продолжения на противоположной стороне перекрестка, на улицу (дорогу), отходящую от перекрестка в обе взаимопродолжающиеся стороны; на четырехсторонних перекрестках и площадях: а) из внутриквартального проезда или по подъездному пути от придорожного владения любого типа на проезжую часть как с покрытием, так и без покрытия; б) из улицы {дороги) без покрытия проезжей части на любую улицу (дорогу) с покрытием какого-либо типа. Последний пункт не применяется, когда проезжая часть настолько скрыта под снегом, что невозможно определить наличие или отсутствие покрытия. Условия этой статьи обязаны соблюдать и водители трамваев между собой. Статья 2. На перекрестках равнозначных улиц {дорог) водители нерельсовых транспортных средств обязаны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся оправа от них. Это правило должны соблюдать и водители трамваев между собой. Статья 3. При видимости менее 20 м вследствие густого тумана, ливня, сильного снегопада, пылевой бури и т. п. на 'любой нерегулируемый перекресток поочередно въезжают только транспортные средства — в том числе и трамвай, когда его пути проложены на проезжей части, • у которых нет — помехи с правой стороны. При движении по шолотну, расположенному обособленно вне проезжей части, за трамваями сохраняется преимущественное право проезда перед нерельсовыми траиспортньгми средствами.Г. ОСОБЕННОСТИ ПОВОРОТОВ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ Статья 1. Поворачивая направо, водители нерельеовых транспортных средств должны выполнить возможно более короткий маневр. При наличии справа параллельно расположенной в пределах перекрестка велосипедной дорожки, отмеченной знаком или линией разметки, водители нерельсовых транспортных средств обя-24 з аныпропустить велосипедистов, прое зжающих по этой дорожке . С татья 2. В ъехав на перекрестокдля поворота налевои разворота, в одителинерельсовыхтранспортных средств обяз аныуступить дорогу всем получивш имправопроезжать со встречного направления прямо и направо, а также трамваю , п роезжающемупрямос попутного направления . Т акжеобязаныпоступать водители трамваев, поворачивающих налево, по отношению к трамваям, проезжающим со встречного направленияпрямоили направо. С татья3 . Е слитабличкойк дорожному знакупоказано , что главная улица (дорога) н аперекрестке отклоняетс я влево или вправо, то водители , п одъезжающие по обозначеннойтакимобразомглавнойулице (дороге), польз уютсяпреимуществомвдвижении по любомунаправлению перед водителям инерельсовыхтранспортных средств, намеревающимися проехать перекресток виныхнаправлениях . С татья 4. К огдатранспортное средство заканчиваетразворот , все водител и — в том числеитрамваев , • подъ— е хавшиекперекрестку по улице (дороге) справа от этого транспортного средства, о бязаныпредоставить его водителю возможностьзакончитьманеврнезависимо от сигнала светофора илиправилпроезданерегулируемых перекрестков. С татья 5. П ри повороте налевоили направо водители нерельсовых трансп ортных средств должны вести их по такомупути , ч тобывыехатьиз пределов перекресткана одну из полос, предн азначенныхдлядвижениявновом направлении, ,КоммеитарииА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ• с татье 1. Новой является обязанК ность водителей не только выбирать скорость движения перед перекрестками, но и учитывать всевозможные местные условия. К статье 2. Если перед перекрестком нет линии или таблички «СТОП», водители обязаны остановиться, не пересекая границы перекрестка или перед пешеходным переходом непосредственно, не оставляя, к ак того требуют сейчас Правила, 5-метрового расстояния. Это сокращает время, необходимое для проезда через перекрестки, увеличивает их пропускную способность. Когда движение на перекрестке не регулируется ничем, водители самостоятельно выбирают место остановки, даже если перед перекрестком имеется линия или табличка «СТОП». Такая ситуация может сложиться при выключении светофора, переводе его на режим желтого мигающего сигнала или уходе регулировщика с перекрестка, на котором движение обычно регулируется. К статье 3. С целью упорядочить проезд перекрестков с интенсивным движением предлагается запретить въезжать на перекресток даже при разрешающих сигналах или преимущественном праве на движение, если в намеченном водителем направлении образовался затор, затрудняющий проезд. К статье 4. Проезжать перекрестки в прямом направлении можно из разных рядов, но только из числа отведенных для транспортного средства данного вида; в частности, при ширине проезжей части, допускающей движение в три ряда и более, водители грузовых автомобилей не вправе занимать крайний левый ряд для проезда перекрестка в прямом направлении, а водители тихоходных транспортных средств —- в ыезжать из первого ряда.При наличии разметки проезжей части или дорожном знаке «Направление движения в рядах» (заметим, знак новый) водители, проезжая перекресток, обязаны строро руководствоваться их предписаниями независимо от того, регулируется движение на данном перекрестке или нет и какие применены светофоры — с дополнительными секциями или без них. К статье 5. Никаких особых преимуществ находящийся на площади не получает (при необходимости здесь надо прибегать к разметке и знакам). Так что в ряде случаев водители, въезжающие на площадь, будут пользоваться преимущественным правом на движение перед проезжающими по площади. К статье 6. Трамваям предоставлено исключительное право на движение. Как рельсовый, этот вид транспорта приравнен к железнодорожному. Трамваи пользуются преимущественным правом проезда через любой нерегулируемый перекресток перед нерельсовыми транспортными средствами независимо от дорожных знаков, направления движения, внешних признаков пересекающих улиц (дорог) и взаимного положения транспортных средств. Как и сейчас, за водителями трамвая приоритет сохраняется в тех случаях, когда сигналы светофора или регулировщика совпадают по значению для них и водителей нерельсовых транспортных средств. Например, при зеленом сигнале светофора водители, проезжающие перекресток в прямом направлении, должны пропустить трамвай, поворачивающий напрадо. К статье 7. Важным изменением порядка проезда перекрестков равнозначных улиц (дорог) является отмена так называемого движения «под прикрытием» навстречу пользующемуся приоритетом. При одновременном подъезде к четырехстороннему перекрестку транспортных средств с трех сторон они будут проезж ать последовательно, при отсутствии помехи с правой стороны. Эта мера направлена к предотвращению заторов при поворотах на перекрестке и возникающих между водителями конфликтов. Однако с учетом первоочередного права на движение трамваев проект Правил допускает проезд нерельсовых транспортных средств через перекресток «под прикрытием» трамвая, но только в попутном (не встречном!) с ним направлении ив пределах его габаритной длины. Право проезда «под прикрытием» трамвая поставлено в зависимость от расположения рельсов — нельзя поворачивать направо или налево под прикрытием трамвая, если его пути проложены сбоку проезжей части. Б. РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИные», и водители проезжают, руководствуясь условиями преимущественного права на движение. В. НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИК статье 1. Здесь конкретно определены условия проезда перекрестков с различными системами регулирования движения. К статье 2. Если определенное расположение в рядах перед перекрестком и не предписано дорожным знаком или разметкой, а транспортное средство оказалось на полосе, движение по которой регулируется дополнительной секцией — «стрелкой», то водитель не лишается права безостановочно проехать перекресток в намеченном им направлении при разрешающем сигнале светофора. Однако, если остановка, в соответствии с сигналом светофора помешала бы движению других транспортных средств в направлении «стрелки», водитель обязан продолжить движение по сигналу дополнительной секции, хотя бы это направление и не соответствовало намеченному им маршруту. Регулировщик в такой обстановке может дать соответствующее указание жестом, которому водитель обязан безоговорочно подчиниться. К статье 3. В соответствии с общим направлением проекта правил и на так называемых многосторонних перекрестках основным указанием места остановки для водителя является разметка проезжей части или табличка «СТОП»: только эти технические средства и определяют обязанность водителей руководствоваться сигналом очередного светофора, регулировщика или знаком. Если на пути транспортного средства нет разметки и таблички, то светофоры, установленные в разных местах перекрестков, не рассматриваются как «входные» и «выходК статье 1. Как ив действующих Правилах, первый и главный признак, определяющий преимущественное право на движение, — дорожные знаки: «Главная улица или дорога» (в паре со знаком «Пересечение со второстепенной дорогой или улицей»), либо нсвый знак «Примыкание к главной дороге или улице второстепенной» (в паре со знаком «Пересечение с главной улицей или дорогой» или «Проезд без остановки запрещен» — на пересекающей). Если знаки не установлены, определять «главные» и «второстепенные» улицы (дороги), а отсюда и приоритет в движении, как и прежде, будут сами водители по внешним признакам пересечения проездов. Первый из таких признаков — число сходящихся на пересечении проездов в сочетании с конфигурацией перекрестка. На трехсторонних перекрестках любая улица (дорога), не имеющая продолжения на противоположной стороне перекрестка, считается «второстепенной» по отношению к другой улице (дороге) — «главной», которая отходит от перекрестка в обе взаимопродолжающиеся сто•роны. При этом ни угол, под которым «второстепенная» улица (дорога) примыкает к «главной», ни ширина их, ни характер поверхности, ни названия отдельных отрезков не имеют значения — важен лишь планировочный признак перекрестка. Особо нужно отметить только так называемые «развилки», в этом случае улицы (дороги) считаются равнозначными. На четырехсторонних перекрестках и на площадях первым признаком является транспортная характеристика или значимость отрезка улицы (дороги) в общей дорожной сети, а не ширина проезжей части или число рядов движения. Водители, выезжающие из внутриквартального проезда (между корпусами массивов жилой застройки) или из придорожного владения какого-либо типа (промышленное или сельскохозяйственное предприятие, лечебное или оздоровительное учреждение, спортивное сооружение, площадка для стоянки или отдых аи т. п.), обязаны считать себя находящимися на «второстепенной» улице (дороге); при этом характер поверхности пересекающихся улиц (дорог) не учитывается. Если четырехсторонний перекресток или площадь образуется не внутриквартальными проездами или подъездными путями, а улицами (дорогами) общего транспортного назначения, то, независимо от их значимости, в качестве последующего признака приоритета учитывается характер поверхности проезжей части. Отрезки пересекающихся улиц (дорог), не имеющие покрытия, то есть грунтовые, считаются «второстепенными», а имеющие покрытие — «главными». При этом тип покрытия не имеет значения: цементо- или асфальтобетонное покрытие, гудронированное или щебеночное шоссе являются равнозначными между собой. , В любом случае, когда в определении приоритета по какому-либо признаку у водителей могут возникнуть сомнения, организаторы движения должны на каждом из пересекающихся отрезков установить соответствующие дорожные знаки, четко определяющие преимущественное право на движение; водители же должны проявить требуемую от них взаимопредупредительность. помня, что лучше на несколько секунд задержаться. уступая дорогу, чем рисковать. К статье 2. Когда ни один из указанных в Проекте внешних признаков не дает основания разделить .пересекающиеся улицы (дороги) на «главную» и «второстепенную», их считают равнозначными. На таких перекрестках тип и вид нерельсовых транспортных средств не учитывается: троллейбусы и легковые автомобили, автобусы и грузовики, тракторы и велосипеды, самоходные машины (механизмы) и гужевые средства — никто из них не пользуется приоритетом перед другими. На перекрестках равнозначных улиц и дорог действует только «правило правой стороны».25