|
1
|
2
|
|
' И'"^m,,^стРшчщг СЪЕЗЖУWASZZSULJSНАБИРАЯ ТЕМПЫЮ. А. РАМЕНСКИЙ Страна вступает в новую пятилетку. Контуры ©е я:се четче вырисовываются в ходе всенародной подготовки к XXIV съезду КПСС. В преддверии съезда кавкдый коллектив, каждая отрасль подводят итоги пятилетки минувшей, анализируют и оценивают все сделанное. Для автомобильной промышленности эти годы отмечены строительством новых предприятий, реконструкцией ведущих автозаводов, переходом к массовому производству новых моделей основных марок. Без преувеличения можно оказать, что по масштабам внедрения достижений науки и техники с последней пятилеткой не может сравниться ни одна из предшествующих. Автомобильная промышленность СССР сегодня — одна из наиболее развитых отраслей машиностроения по уровню технологии и организации массово-поточного производства. Для прошедшей пятилетки характерно ускоренное ее развитие. Объем производства увеличился более чем в 1,6 раза. Освоено 39 новых моделей — 16 грузовых автомобилей, 7 — легковых, 6 — автобусов и 10 — прицепов. И это не просто новые, но современные, прогрессивные конструкции, не уступающие зарубежным аналогам. Конечный результат труда автомобилестроителей и транспортников — перевозка грузов. Полный переход на производство ЗИЛ-130 и ГАЗ-53, семейства МАЗ-500, машин КрАЗ-255Б, лесовозов МАЗ-509 — автомобилей большей грузоподъемности, чем их предшественники тех же марок, — создал условия для дальнейшего повышения производительности труда на транспорте, позволил справиться с возросшими объемами перевозок грузов и грузооборотом. Сравним такие цифры. Если за семилетие с 1959 по 1965 г. средняя грузоподъемность парка возросла с 3,3 до 3,76 тонны, то с 1966 по 1970 г. она увеличилась еще на 0,74 тонны. Повышение производительности труда позволило за пятилетие снизить себестоимость перевозок на автомобильном транспорте на 12,5 процента. Только благодаря повышению грузоподъемности парка за пятилетку получена экономия транспортных расходов свыше 2 миллиардов рублей. Росту производительности труда на автотранспорте способствовало и улучшение эксплуатационных качеств машин — повышение удельных мощностей, надежности и долговечности, совершенствование их в отношении удобств для водителей и безопасности движения. Это основная тенденция в развитии советских автомобилей, и в первую очередь грузовых. Обратимся еще раз к цифрам. Пробег грузовиков ЗИЛ и ГАЗ, автобусов ЛиАЗ и ЛАЗ до первого капитального ремонта увеличен почти в полтора раза, а машин Минского завода — почти вдвое по сравнению с машинами предшествующих лет. Трудовые затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт сократились на 30—40 процентов. Это несомненные достижения автомобилестроителей. Во многом они определили результаты работы автомобильного транспорта: накануне новой пятилетки его грузооборот увеличился по сравнению с 1965 годом в полтора раза, а пассажирооборот — в 1,7 раза. Коллективы автозаводов, совершенствуя конструкции выпускаемых машин, одновременно работают над перспективными моделями, над автомобилями завтрашнего дня. Возьмем в качестве примера Белорусский автозавод. За прошедшую пятилетку здесь разработано и освоено семейство самосвалов грузоподъемностью от 27 до 40За пашуСоветскуюРодину!Чирц.ики№ 1 - январь - 1971ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССР издается с 1928 годатонн. Новые БелАЗы соответствуют современному техническому уровню, их эксплуатация в народном хозяйстве дает стране ежегодно десятки миллионов рублей экономии. Эта работа была удостоена Государственной премии в области науки и техники. Сейчас уже созданы образцы самосвала и автопоезда грузоподъемностью 75 и 120 тонн и идет работа над дальнейшим повышением грузоподъемности до 200 тонн. Минувшая пятилетка отмечена строительством крупнейших автомобильных предприятий. В ее завершающем году вынуты первые кубометры грунта «а месте будущего Камского автомобильного комплекса. Сейчас работы идут полным ходом. КамАЗ — всенародная ударная стройка. Новый автозавод будет выпускать многие десятки тысяч грузовиков в год, дизельных трехосных машин грузоподъемностью 8—11 тонн и автопоездов на их базе 16—22 тонны. Они предназначаются для перевозок массовых грузов, в том числе и на большие расстояния. В таких автомобилях все больше нуждается народное хозяйство. Заботой о благосостоянии населения продиктовано дальнейшее развитие производства автобусов и легковых автомобилей. В минувшем пятилетии начато серийное производство первых отечественных городских автобусов большой вместимости ЛиАЗ-677. Они уже заслужили высокую оценку у жителей крупных промышленных центров страны. Серьезную модернизацию своих машин провели Львовский и Павловский автобусные заводы. Важным этапом является начало производства легковых машин на Волжском автомобильном заводе. В завершающем году пятилетки с конвейера этого завода сошли первые тысячи «жигулей». Меньше чем за четыре года был построен Волжский автозавод — крупнейшее предприятие, оснащенное самой современной техникой. Заканчивается реконструкция автозавода имени Ленинского комсомола, которая позволит увеличить выпуск «москвичей» до 200 тысяч в год. Близится к завершению строительство автозавода в Ижевске, который уже начал выпуск автомобилей. Наши легковые автомобили по своим качествам стоят на уровне современных зарубежных аналогов. Лучшей аттестацией их является триумф «москвичей» в гигантском ралли Лондон — Мемико. Таковы исходные позиции новой пятилетки. Коммунистическая партия ставит перед советским автомобилестроением на новом этапе еще более ответственные задачи. Главная из них — развитие грузового автомобильного транспорта, способного справиться с растущим объемом перевозок и грузооборотом. Такие высокие темпы роста требуют повышения производительности труда в отрасли, дальнейшего совершенствования технологических процессов, применения более производительного оборудования, улучшения организации труда, введения в строй новых мощностей. Строительство новых предприятий и завершение реконструкции действующих в наступающем пятилетии откроет широкие перспективы для нашего автомобилестроения, создаст условия для изменения структуры, качественного со-L става автомобильного парка страны. Ведь для планируемого роста перевозок и грузооборота требуется не простое количественное увеличение парка. В разработанном типаже автомобилей отводится большее место машинам высокой грузоподъемности и автопоездам, автобусам большой вместимости, специализированным автомобилям для перевозки массовых грузов. Планируемые на 1971—1975 гг. мероприятия позволят осуществить дальнейшее повышение средней грузоподъемности выпускаемых автомобилей до 5 тонн. Задача повышения производительности труда транспортников решается, с одной стороны, 'увеличением доли подвижного состава высокой грузоподъемности, а с другой — изменением соотношения водителей и всего остального состава автотранспортных предприятий и организаций. У транспортников в этой области свои заботы. Но во многом помочь им должны автомобилестроители. Речь идет об увеличении пробега автомобилей до капитального ремонта (в частности, машин МАЗ, ЗИЛ и ГАЗ до 200—300 тысяч километров) и значительном снижении трудоемкости технического обслуживания. В обширной программе новой пятилетки большое место занимает техническое перевооружение самой автомобильной промышленности «а основе специализации производства и внедрения новейшей техники. Процесс этот охватывает всю отрасль, он уже начался. Омыол его в том, чтобы, с одной стороны, аоздать широкую icerb предприятий, призванных снабжать автозаводы комплектующими .изделиями, а с другой — оставить <на головных заводах массовое (производство базовых моделей и вывести на специальные предприятия изготовление многочисленных мо дификаций. Если раньше, скажем, двигатели для «москвичей» выпускали на АЗЛК (тогда МЗМА), то теперь этим будет занят Уфимский моторный завод, производство двигателей для автомобилей Горыковокого завода, автобусов Рижского, Павловского и Курганского заводов возложено на Заволжский мо торный. Двигатели для машин с маркой УАЗ будут поступать с Ульяновского моторного. Выпуск силовых агрегатов для машин, сходящих с конвейера Запорожского автозавода «Коммунар», поручен Мелитопольскому моторному. В то же время в Горьком уже не делают самосвалов — этим заняты Саранокий и Фрунзенский автосборочные заводы. Специализация все более углубляется, а реконструкция захватывает и заводы-ветераны, такие, как Ярославский моторный, ЗИЛ, ГАЗ, и сравнительно молодые, например, завод в Жодино. Цель всего этого — ускоренное развитие мощностей действующих заводов и увеличение выпуска главной продукции — автомобилей на основе повышения производительности труда. Возьмем Московский автозавод имени Лихачева. Этот гигант в результате специализации и технического перевооружения выходит по основным технико-экономическим показателям на уровень наиболее совершенных заводов США и Европы, выпускающих грузовики. По производительности труда автоматические линии ЗИЛа уже сейчас не уступают аналогичным линиям за рубеж ом , а в ряде случаев — и превосходят их. Большая программа реконструкции осуществляется и на другом ведущем нашем автомобильном заводе — Горьковском. Он тоже решает проблему создания филиалов, специализируемых на выпуске отдельных узлов и деталей. Производство на новых заводах-филиалах строится на базе новой технологии, более современного оборудования и высокого уровня организации производства. Техническое перевооружение автомобильных заводов на основе новых принципов формирования мощностей позволит в предстоящей пятилетке добиться роста производства автомобилей с наименьшими затратами при высоких темпах. Важнейшей проблемой в области грузового транспорта является «дизелизация». К концу новой пятилетки войдет в строй Камский автозавод, машины которого рассчитаны на дизельные двигатели. Сейчас заводы и НИИ автомобильной промышленности готовят образцы новых дизелей, предназначенных в первую очередь для автомобилей КамАЗа, ЗИЛа, Уральского автозавода. В новой пятилетке по-новому будет решаться проблема запасных частей. Несмотря на ежегодный прирост их выпуска, в том числе деталей по дефицитной номенклатуре, потребность в запасных частях удовлетворяется не полностью. Основное внимание будет уделяться улучшению качества ремонта, увеличению межремонтных пробегов. Вместе с этим предусматривается значительно увеличить производство запасных частей, для чего намечается реконструкция 52 заводов и строительство восьми новых предприятий. Предполагается также организовать капитальный ремонт новых V-образных двигателей (ЗИЛ-130, ЗМЗ-53, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238) на специализированных ремонтных заводах, оанащенных современным оборудованием. Внедрение промышленных методов ремонта и увеличение ресурса отремонтированных двигателей позволит существенно снизить расход запасных частей. Развитие производства автомобилей, смена конструкций и повышение их эксплуатационных качеств определяется большой совместной работой заводов и научно-исследовательских институтов, изучающих потребности народного хозяйства, состояние и развитие мирового автомобилестроения и разрабатывающих прогнозы на ближайшее будущее. Важнейшая из перспективных разработок — типажи автомобилей, подлежащих производству на предстоящие 10 лет. Типаж грузовых автомобилей предусматривает создание таких машин, в которых будет максимально облегчен труд водителя и ремонтника. В перспективных моделях грузовых автомобилей и автобусов большое внимание уделяется эстетике, культуре и условиям труда шофера. Речь идет о кабине — с хорошей обзорностью, регулируемым сиденьем, о мягкой подвеске, гидроусилителях руля, автоматических коробках передач и .т. д. Опытные образцы некоторых новых автомобилей уже испытываются сегодня на Московском, Горьковском и Минском автозаводах и других предприятиях отрасли.Заводские инженеры вместе с учеными много сделали в области проек тирования специальных модификаций автомобилей, приспособленных для работы в различных условиях — на севере, в зонах жаркого климата, в песках. Постоянная забота исследователей — автомобили повышенной проходимости, нужные прежде всего в сельском хозяйстве. Этим занимаются ЗИЛ и ГАЗ и головной институт — Н АМИ . Расширяется научно-исследовательская база автомобильной промышленности. Организован институт автоматериалов, построена первая очередь автополигона, ведутся работы по расширению НАМИ , НИИТавтопрома, на одних заводах реконструированы, на других строятся конструкторско-экспериментальные центры. Автомобильная промышленность стимулирует развитие многих других, с меж ных отраслей производства, поставляющих для нее оборудование, материалы, изделия. Это ярко видно на примере Волжского автозавода. Он вызвал к жизни десятки комплектующих специализированных предприятий. В отношении даже к этому автогиганту комп лектующие заводы — крупные производства. Они объединяются сейчас об щим термином «спутники». Развивающаяся специализация внутри автомобильной отрасли позволяет, наряду со строительством больших заводов в крупных экономических районах страны (на Волге, Каме) и реконструкцией действующих, осуществлять строительство в небольших городах, не имевших раньше развитой машиностроительной промышленности (Кинешма, Мелекесс, Белебей, Лихославль, Вязники и т. д.). Автомобильная промышленность по своим масштабам производства является крупнейшим устойчивым потребителем большого количества разнообразных материалов. Она предъявляет высокие требования к металлургической, химичеекой, нефтехимической и резинотехнической, целлюлозно-бумажной, текстильной, стекольной, радио- и электронно-технической, станкостроительной идругим отраслям промышленности. Это мощный фактор, способствующий их развитию. Наряду с развитием производственных мощностей по выпуску автомобилей, совершенствованием их ремонта и . эксплуатации в настоящее время в стране сделано многое и для улучшения условий труда и быта автомобилистов. Программа отечественной автомобильной промышленности в новой пятилетке обширна как никогда. От своевременного введения в строй новых мощностей и реконструкции существующих заводов, от совершенствования конструкции автомобилей, от повышения уровня технологии и организации производства, внедрения современных методов планирования и управления будет зависеть многое в нашем народном хозяйстве. Большие перспективы, открывающиеся перед отраслью в новом пятилетии, забота Коммунистической партии и Советского правительства о людях, создающих и эксплуатирующих эту технику,^ воодушевляют автомобилестроителей и работников автотранспорта на новые трудовые достижения. Советская автомобильна<я промышленность — на пороге больших перемен.