Новая мотоколяскаМоторные коляски для инвалидов Серпуховским мотозавод начал выпускать еще в 1952 году. Изучая опыт эксплуатации колясок и пожелания их владельцев, мы постоянно улучшали конструкцию. За минувшие годы машина видоизменялась семь раз. Однако возможности дальнейшей модернизации базовой модели оказались исчерпанными. Она уже не могла удовлетворять возросших требований. Было налажено производство новой коляски, получившей индекс СЗД. Она во многом отличается от своей предшественницы, по существу — это скорее микроавтомобиль, чем моторная коляока. Здесь мы расскажем о ней лишь в общих чертах. Более подробное описание и правила обслуживания приведены в инструкции, прилагаемой к коляске. Кузов. Внешний вид машины стал более привлекательным благодаря современным очертаниям ее кузова. Улучшена обзорность. Теперь водитель хорошо видит происходящее вокруг, а это придает ему уверенность и повышает безопасность движения. Тому же способствуют стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла, заимствованные у «Запорожца». Двери кабины открываются по ходу коляски. Мягкие регулируемые сиденья с откидными спинками и подушками, большое пространство для ног, мягкая обивка и, конечно, отопитель кабины создают необходимые удобства и водителю и пассажиру в любое время года. Если на предыдущих моделях кузов был рамной конструкции, то на СЗД цельнометаллический кузов стал несущим, как на подавляющем большинстве выпускаемых ныне автомобилей. Компоновка коляски осталась прежней: м о ­ торный отсек — сзади, багажный — впереди, но размеры их заметно увеличены. Двигатель (ИЖ--П2) — двухтактный, одноцилиндровый, воздушного охлаждения. Он снабжен карбюратором К-36Е и контактно-масляным воздушным фильтром, обеспечивающим более полную, чем прежний, центробежный, очистку воздуха. Мощность двигателя увеличена до 12 л. с. Топливо из бака, вмещающего теперь 18 литров (раньше было 12), подается диафрагменным насосом, применяемым на лодочных моторах. О запасе топлива в баке водителя информирует указатель на приборной панели. Главная передача не претерпела переделок. Мы повысили ее надежность и долговечность, упрочнив оси сателлитов и улучшив их смазку, ввели втулку на поводок вала переключения передач и изменили крепление рычага включения заднего хода. Подвеска всех колес, как и на прежней модели, — независимая. Благодаря усилению торсионов (теперь они состоят из шести листов) «передок» машины поднялся, а толчки передних колес эффективно гасятся. Этому помогают автомобильные гидравлические амортизаторы. Совершенно по-новому выполнена на СЗД подвеска задних колес. Они закреплены на прочных рычагах, качающихся в продольной плоскости машины. К кузову рычаги присоединены посредством обрезиненных втулок (сайлентблоков), не нуждающихся в смазке. Энергию ударов колес о препятствия поглощают два цилиндрических торсиона и два гидравлических амортизатора. Благодаря этому улучшилась устойчивость и плавность хода коляски. Безусловно, понравятся владельцам и тормоза. Достаточно небольшого нажатия на рычаг, чтобы уверенно остановить машину даже на мокром асфальте. Дело в том, что все колеса снабжены тормозными цилиндрами от ЗАЗ-965А с гидравлическим приводом. Нужный зазор между тормозными колодками и барабаном в процессе эксплуатации поддерживается автоматически специальным устройством, расположенным в колесном цилиндре. Стояночный тормооз действует на задние колеса и приводится тросом. Органы управления в основном не изменились. Для поворота колес применен рулевой механизм реечного типа. Долговечность рулевых тяг повышена благодаря использованию шаровых головок от «Москвича». Электрооборудование коляски — 12-вольтовое. Источники тока — аккумуляторная батарея 6-СТ-42ЭМЗ емкостью 42 а-ч и генератор переменного тока Г108-М мощностью 250 ватт со встроенным выпрямителем и релерегулятором РР-24Г (от «Москвича-408»). Батарея обеспечивает надежный пуск двигателя при помощи стартера СТ 351Б даже в холодное время года, а генератор — достаточную энергию для ее заряда в короткий срок и питания всех потребителей. Первые партии машин уже служат владельцам. Они в общем, как свидетельствуют первые отклики, довольны новыми колясками, а мы работаем над дальнейшим их совершенствованием. В. ЛУЧШЕВ, главный конструктор г. СерпуховТак выглядит кабина коляски.Моторный отсек.