IffSflfl NIKHI)Двигатель, система питанияНачнем с ее самого сложного и важного узла — карбюратора. У него две последовательно включающиеся смесительные камеры. Состав смеси корректируется регулированием разрежения за жиклером, то есть методом пневматического торможения топлива. Этот метод ныне получил очень широкое распространеиме. Он .используется, в частности, в карбюраторах «Волги», «Москвича», «Запорожца». Чем вызвано применение двухкамерного карбюратора? Прежде всего стремлением обеспечить хорошее наполнение цилиндров рабочей смесью и получить в результате высокую мощность при полной нагрузке двигателя. Достаточно вспомнить двигатели гоночных машин, где на каждый цилиндр приходится по одной смесительной камере. При частичной же нагрузке для нормального смесеобразования и высокой экономичности предпочтительней одна камера на все цилиндры. Таким образом, схема карбюратора с последовательным открытием двух камер является компромиссом. Первичная камера 27 (см. фотографии) работает в одиночку при частичной нагрузке двигателя, когда дроссель открыт не .полностью. При большем открытии дросселя начинает действовать вторичная камера 18. Для этого рычажок 13, управляющий дросселем вторичной камеры, благодаря имеющейся в его теле прорези отстает от перемещения рычажка 12,' который управляет дросселем первичной камеры. Дальше же оба движутся вместе, и полное включение обеих камер происходит одновременно. Положение рычажка 12 устанавливается упорным винтом 10. Ознакомимся теперь с внутренним устройством карбюратора ВАЗ. Он состоит из трех основных частей: корпуса 5, крышки 6и корпуса 1 дроссельных заслонок. В корпусе 1 сделана полость, которая через штуцеры 11 и шланги связана с водяной рубашкой впускного коллектора. Циркулирующая в ней горячая вода обеспечивает подогрев карбюратора. Между корпусами карбюратора и дроссельной заслонки установлена теплоизоляционная прокладка 2. Крышка 6 одновременно служит и крышкой поплавковой камеры 24. Поэтому на ней устанавливается игольчатый клапан, регулирующий подачу топлива в карбюратор, поплавок и сетчатый фильтр, закрытый резьбовой пробкой 15. Этот фильтр, так же как и жиклеры, надо продувать сжатым воздухом через каждые 10 тысяч километров пробега. В корпусе 5 размещаются две главные дозирующие системы карбюратора. Они обслуживают соответственно первичную 27 и вторичную 18 смесительные камеры. Эти системы аналогичны по устройству и различаются диаметром отверстий (а следовательно, и пропускной способностью) топливных 23 и воздушных 22 жиклеров. Система холостого хода, питающая двигатель смесью, когда дроссель прикрыт (главная дозирующая система не действует), предусмотрена только для первичной камеры. Ее топливный жиклер 14 расположен снаружи карбюратора, а воздушный — под его крышкой 6. Топливо-воздушная эмульсия поступает в первичную смесительную камеру 27 через три отверстия, расположенные в корпусе 1 дроссельных заслонок. Такое устройство позволяет сгладить «провалы» в работе двигателя при увеличении числа оборотов. Проходное сечение нижнего отверстия регулируется винтом 17, которым устанавливается требуемое качество смеси на холостом ходу. При работе двухкамерного карбюратора часто в момент включения вторичной камеры чувствуются «провалы». Чтобы их устранить, в дополнение кглавной дозирующей системе вторичной смесительной камеры 18 введена вспомогательная система, подобная системе холостого хода. Размещение ее топливного 19 и воздушного 20 жиклеров видно на фотографиях. На режиме средних нагрузок главное дозирующее устройство обеспечивает экономичную работу двигателя. При переходе на полную нагрузку параллельно главной дозирующей системе вторичной камеры вступает в работу система экономайзера, которая обогащает смесь при полностью открытом дросселе. На фотографии карбюратора со снятой крышкой виден эмульсионный жиклер 21 экономайзера, от которого эмульсия поступает к распылителю во вторичной камере. Ускорительный насос 16 на карбюраторе ВАЗ. сделан не поршневым, а диафрагменным. Он приводится механически от кулачка на оси дросселя первичной камеры. При резком открытии дросселя ускорительный насос обеспечивает кратковременное обогащение смеси. Распылитель ускорительного насоса выведен во вторичную камеру и крепится винтом 25. Пусковое устройство служит для по дачи сильно обогащенной смеси при пуске холодного двигателя. Оно включает установленную в первичной камере воздушную заслонку 7с автоматическим и ручным приводом. После пуска двигателя, с ростом числа его оборотов увеличивается разрежение в смесительной камере и над диафрагмой автоматического регулятора 8 «подсоса». Диафрагма перемещается и через систему рычагов приоткрывает воздушную заслонку 7, предотвращая переобогащение смеси и остановку двигателя. Привод воздушной заслонки включает трехплечий промежуточный рычаг 4, который связан (тягой 3) с рычажком 12 дросселя и (телескопическим толкателем 9) с рычажком оси воздушной заслонки. Внутри толкателя находится тарированная пружина, которая при вспышках в двигателе позволяет воздушной заслонке приоткрываться. Уход за карбюратором сводится к его периодической чистке и промывке, проверке на отсутствие течи и подсасывания воздуха, контролю и регулировке уровня топлива в поплавковой камере и регулировке холостого хода. Для регулировки системы холостого хода служат винты 10 и 17. Топливный бак на 39 литров помещается в заднем правом крыле, которое, как показывает статистика, наименее подвержено повреждениям при столкновениях. Электрический бензоуказатель, установленный на щитке приборов, позволяет судить о количестве горючего в баке. Когда запас его падает до А—6,5 литра, на щитке приборов загорается сигнальная лампа. Из бака бензин подается к карбюратору диафрагменным насосом. При проверке или ремонте следует обратить внимание на его толкатель. В утопленном положении он должен выступать на 1—1,5 мм. Этот размер при необходимости регулируется подбором прокладок. Воздух поступает в карбюратор через воздушный фильтр. Его штампованный корпус имеет два патрубка. Один слу- Вид на карбюратор сзади, с праваи со снятой крышкой : 1 — корпус дроссельных заслонок; 2 — прокладка; 3 — тяга; 4 — рычаг воздушнойзаслонки ; 5 — к орпускарбюратора ; 6 — к рышка ; 7 — в оздушная заслонка; 8 — автомат пускового устройства; 9 — толкатель; 10 — у порный винт дросселя; 11 — ш туцеры ; 12 — р ычажок дросселя первичной камеры ; 13 — р ычажок дросселя вторичной камеры ; 14 — т опливныйжиклер холостого хода; 15 — п робкафильтра ; 16 — у скорительный насос; 17 — регул ировочный винт качества смеси; 18 — в торичнаясмесительнаякамера ; 19 — т опливныйжиклер вспомогательной системы; 20 — в оздушныйжиклер вспомогательной системы; 21 — эмульсионный жиклер' э кономайзера ; 22 — главные воздушные жикл еры ; 23 — главные топливныежиклеры ; 24 — п оплавковая камера; 25 — винт распылителя ускорительного насоса; 26 — возд ушныйжиклер холостого хода; 27 — п ервичнаясмесительная камера.жит для подвода воздуха из передней части подкапотного пространства, другой — для подвода теплого воздуха от заборника, расположенного вблизи впускного коллектора. Сезонная регулировка выполняется перестановкой крышки фильтра, переключающей подачу воздуха от соответствующего патрубка. Зимой крышку надо поставить так, чтобы против стрелки на переднем патрубке фильтра приходилась красная метка на крышке. Летом против стрелки должна быть синяя метка. Фильтрующий элемент изготовлен из специального картона с очистителем из нейлоновой ваты. Он обеспечивает малое сопротивление впуску и эффективную очистку поступающего в двигатель воздуха. Заменять элемент надо через 2. «За рулем» № 110 тысяч километров пробега. Однако при езде по очень пыльным дорогам эту операцию придется делать чаще. В исключительных случаях допускается повторное применение фильтрующего элемента после тщательной продувки его изнутри сжатым воздухом. Перед продувкой надо удалить очиститель, который восстановлению не поддается. В нижней части корпуса фильтра помещен коллектор вытяжной вентиляции картера двигателя. Поступающий в систему вентиляции двигателя воздух очищается при помощи самостоятельного бумажного фильтрующего элемента, который заменяют одновременно с основным фильтрующим элементом. Впускной коллектор, к которому присоединен карбюратор, отлит из алюминиевого сплава и снабжен водяной рубашкой. | юдогрев коллектора улучшает смесеобразование и повышает топливную экономичность. Когда двигатель не работает, в коллекторе может сконденсироваться небольшое количество бензина. Чтобы не затруднялся пуск из-за переобогащения смеси конденсатом, предусмотрено дренажное отверстие для отвода его. Л- ШУВАЛОВ, инженер г. Тольятти