общил о создании первого советского пожарного автомобиля — автонасооа на базе АМО. После вступления в строй Московского и Горьковского автомобильных заводов пожарные начали получать для своих машин шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5, а с 1934 года — специальное шасси ЗИС-11. За сравнительно короткий срок были созданы прототипы пожарных автомобилей, по которым начала делать машины промышленность. Сегодня советские пожарные автомобили не уступают лучшим зарубежным образцам, а по некоторым параметрам и превосходят их. Успешно экспортируются наши автоцистерны, автонасосы, автомеханические лестницы. Кстати, в пожарной профессии автомобиля стало столько «узких специальностей», что число моделей составляет уже не один десяток. В чем тут дело? Специализация вызвана развитием новых сложнейших промышленных производств. Древнее средство тушения пожаров — вода — не всегда годится сегодня, даже если горит жилой дом. Не говоря уж о химическом производстве или электростанции. Есть вещества, которые в сочетании с водой становятся взрывоопасными или начинают выделять токсичные газы, а если говорить об электричестве, о высоких напряжениях, — то известно, что и тут пожар тушить не просто: струя воды обладает электропроводностью. Сегодня существует множество разнообразных средств тушения, помимо воды, — и пена, и порошки, и газы. Эти средства, сфера их применения и определяют специальности пожарного автомобиля. Вот несколько из них. Аэродромный автомобиль АА-40 (131) несет пожарноспасательную службу на стартовой полосе. Он выполнен на шасси ЗИЛ-131 и, помимо обычного оборудования, имеет специальные огнегасящие установки — стационарную и переносную, обеспечен инструментом для вскрытия фюзеляжа самолета. Здесь есть запас воды (2000 л) и пены (150 л), насос и лафетный ствол, рукава. В автомобиле умещается пятеро пожарных. Разведчики недр хорошо знают, какое это бедствие — вырвавшийся на волю фонтан нефти или газа. Пожарные нашли оригинальный способ тушения фонтанов. Принцип его состоит в том, что надо оторвать от горловины пламя «свечи» с помощью турбореактивной установки. Для этих целей пожарными в содружестве с учеными создан специальный автомобиль-«фонтанщик» газоводяного тушения. Эта машина означает новый шаг в мировой технике тушения газовых и нефтяных фонтанов. Блестяще показали себя турбореактивные установки на тушении крупнейшего грозненского фонтана в 1967 году. Мощнейший горящий столб нефти и газа (высотой со здание МГУ) не сдавался 49 дней и ночей. Он был укрощен при помощи первых опытных образцов автомобиля-«фонтанщика». У пожарных сегодня есть разнообразные машины и другого характера. Далее по облику современные пожарные машины во многом отличаются от традиционного привычного автомобиля с лестницей наверху. Вот новейшая, одна из лучших — модель пожарного автомобиля АЦ-40. Здесь вы не увидите лестницы: она спрятана в кузов.Для АЦ-40 взят в качестве базового автомобиль «Урал-375». Большая же часть новейших моделей пожарных автомобилей построена на шасси ЗИЛ-130 и 131. Среди них — автонасос ПМЗ-64, который делается и на экспорт, новая автоцистерна АЦ-40(131). Мы назвали наиболее оригинальные модели. Если рассматривать их вообще, то, независимо от узкой специализации, все пожарные автомобили сегодня подразделяются на несколько типов. Автоцистерны — самые распространенные из них. Насосно-рукавные автомобили (АНР-40), в отличие от автоцистерн, не имеют водобака. Их назначение — перевозить рукава, прокладывать линии и перекачивать воду. Есть еще автомобили воздушнопенного тушения АЦ-40 на шасси «Урала-375». Их появление связано с разработкой в стране нового способа тушения горящих нефтепродуктов в резервуарах. Особую группу составляют автомобили для тушения крупных пожаров на лесобиржах, складах, других больших объектах — во всех случаях, когда требуется много воды или пены. Тут работает обычно комплекс машин. Автомобили технической и оперативной службы, собственно, ничего не тушат. Они вывозят на пожар оборудование, необходимое для выполнения разнообразных технических работ. С их помощью, в частности, поддерживается радиосвязь между пожарными и центральным диспетчерским пунктом. Кроме того, эти автомобили имеют средства освещения, всегда необходимые на ночном пожаре. Такие автомобили, как АТ-3 (131), оборудованы тяговой лебедкой, полноповоротным краном грузоподъемностью 3 тонны, разнообразным пневматическим ломовым инструментом. Автомобиль технической службы укомплектован дымососом и кислородными изолирующими противогазами на случай работы в подвале или большом дыму. В последние годы все большее распространение получают коленчатые автоподъемники с подвесной кабиной. Это новый для советской пожарной охраны тип автомобиля. И, наконец, остается упомянуть о «самых пожарных машинах» — автолестницах. Главный их параметр — полная длина. У нас она растет от 18 метров и приближается уже к 45. Эти лестницы имеют гидравлический привод. Названные здесь автомобили выпускают специальные заводы противопожарного оборудования. С появлением новых моделей автомобилей изменился характер труда пожарного водителя. Обязанность его — не просто быстро доставить на пожар людей и технику, но и заставить эту технику работать. Обеспечить, например, бесперебойное действие насоса. Правда, водитель управляет теперь насосом из кабины. Здесь у него и радиостанция. И все-таки в его работе при всех предусмотренных удобствах много специфических трудностей. Нужно обеспечить безотказность автомобиля во время внезапного выезда (а других не бывает), нужно, не теряя ни секунды, прибыть к месту происшествия. Водитель-пожарный не может опоздать. Н. СЕМИНАНА УРАЛЬСКОМ АВТОМОБИЛЬНОМЧелябинская область, город Миасс. Здесь на Уральском автомобильном заводе производится около 30 модификаций мощных и выносливых вездеходов. Крайний Север, ж аркие пустыни, горы и тайга — всюду, где пока еще нет асфальта и всегда есть грунтовые дороги. незаменимы труженики с маркой «Урал». Завод реконструируется, производство набирает мощность. В прошлом году выпуск автомобилей в Миассе был увеличен более чем в 3.7 раза.Очередные машины лят с завода.«Урал-375» выхоГлавный конвейер. Здесь получают путевку в жизнь «Урал-375». «Урал-377» и все их модификации. Фото Б. Клипиницера (ТАСС)ДЛЯ МОНТАЖА ПОКРЫШЕКХорошим помощником для владельцев мотоциклов станет приспособление, производство которого осваивает Долотный завод в г. Верхние Серьги Свердловской области. Пользуясь им, к ак показано на фото, можно легко, быстро, а главное без повреждения надеть покрышку на обод колеса любого мотоцикла. Благодаря простоте устройства — в нем всего три основных детали — приспособление очень надежно в работе. Поскольку подшипнини колес в мотоциклах разные, оно комплектуется одной из следующих вилои: диаметром 12 мм для минских мотоциклов, диаметром 15 мм для ковровских и ИЖ-49, диаметром 17 мм для остальных моделей ИЖи диаметром 20 мм для тяжелых мотоциклов. Приспособление легко разбирается и складывается в брезентовую сумку. Н. МОРОЗОВ г. СвердловскНовости, события, факты7