16
17
КОРОБКАПЕРЕДАЧ никоя 192906К, поскольку посадочные размеры их одинаковы. Кстати, в крышках коробок передач, выпускаемых в качестве запасных частей для одноцилиндровых двигателей, вторичный вал установлен на новом подшипнике. Промежуточные валы у всех коробок одинаковы, за исключением ИЖ-56, где от этого вала шел привод к спидометру. Коробка передач ИЖ-Ю и ИЖ-Ю2 отличается передаточными отношениями, наличием автомата выключения сцепления и первичным валом. Теперь о механизме переключения. Та или иная передача во всех коробках включается передвижением шестерен 3и8 (рис. 3) по шлицам валов посредством вилок 7. Они управляются механизмом переключения передач (рис. 4) следующим образом. При нажатии на педаль 1 вал 13 поворачивается вместе с поводком 8и свободно качающимся на его оси анкером переключения 9. Благодаря стопору 11, расположенному в пазе анкера, последний поворачивается относительно поводка и входит в зацепление с зубьями храповика на секторе переключения. При этом постоянно сцепленный с сектором валик 2 поворачивается, а вилки переключения 3и 4, соединенные штифтами 7с его фигурными пазами, передвинутся вместе с шестернями 3и8 (см. рис. 3). Валик удерживается в нужном положении фиксатором 6 (рис. 4). Основные детали коробок нормально работают до пробега в 60—70 тысяч километров. Преждевременно неисправности возникают главным образом вследствие резких перегрузок при эксплуатации или из-за неправильной сборки после ремонта двигателя. Наиболее часто владельцы жалуются на самопроизвольное выключение передач или скрежет в коробке. Эти дефекты вызываются чрезмерным износом вилок, сколами или смятием кромок кулачков у шестерен, а также появлением больших осевых люфтов валика переключения или вторичного вала. Для восстановления нормальной работы коробки изношенные или поврежденные шестерни и вилки заменяют новыми, а люфт валов регулируют следующим образом. Разобрав коробку, как указано в инструкции, в левую половину картера (у одноцилиндровых двигателей) вплотную к стенке вставляют валик переключения 11 (см. рис. 1) 'И на правую его шейку «адеваюгг упорную шайбу толщиной 1,4 мм . На плоскость разъема картера кладут линейку (можно использовать прямой шток выжима сцепления) и измеряют щупом зазор между линейкой и плоскостью шайбы. Если на плоскости разъема установлена прокладка, тоУ всех ижевских мотоциклов, за исключением двухцилиндровых «Юпитеров», коробки передач одинаковой конструкции. Они имеют четыре передачи с одним нейтральным положением и ножное управление. На моделях ИЖ-350, ИЖ-49 и ИЖ-56 устанавливался еще вспомогательный рычаг ручного переключения передач. Коробки эти (рис. 1 и 2) состоят из трех валов — первичного, промежуточного и вторичного, восьми шестерен и механизма переключения. Начнем с валов и их опор. Первичный вал 5 (см. рис. 2), изготовленный заодно с шестерней первой передачи, вращается в шариковом подшипнике (204), установленном на левом его конце, и в подшипниках скольжения 17 вторичного вала. Другой опорой вторичного вала является роликовый подшипник 10, запрессованный в правую половину картера. На мотоциклах ИЖ-350, ИЖ-49 (первых выпусков) использовался подшипник 192906. Позже вместо него ставили другой — 192906К. По способу фиксации и посадочным местам в картере они невзаимозаменяемы. На «Планете-2» и «Юпитере-2» применены более надежные и долговечные подшипники 192906К1 с роликами бочкообразной формы (со скосамибомбинами у торцов). Их можно ставить на вторичный вал вместо подшип-Р и с. 3. Схема расположения шестерен при включении разных передач: Н — нейтраль: I, II, III. IV — передачи: 1 — первичный вал с шестерней I передачи z 17(15): 2 -- шестерня г = 15(21): 3 — шестерня z - 20(21): 4 — вторичный пал с шестерней г 21(34): 5 — шестерня z - 15(15): 6 — шестерня z---20(19): 7 — вилка переключения: 8 — шестерня z - 24(22); 0 — шестерня z = 37(37). Количество зубьев (z) шестерен указано для одноцилиндровых двигателей ио скоб ках — для ИЖ-Ю иИЖ 102. Р ис . 1. Коробка передач мотоциклов ИЖ-П и ИЖ-П2: 1 — первичный вал сшестерней первой передачи; 2 — ш ариковыйподшипник 204: 3 — шестерня II передачи; 4 — ш естерня III передачи; 5 — ш естерня IV передачи со вторичным валом; 6 — роликоподшипник; 7 — ведущая звездочка ладней передачи; 8 — с ектор переключения передач; 9 — механизм переключения; 10 — вилка переключения II и IV передач; 11 — валик переключения; 12 — вилка переключения Iи III передач; 13—оси вилок; 14 — промежуточный вал; 15 — стопорная пластина подшипников первичного и промежуточного валов. Р ис . 2. Коробка передач мотоциклов ИЖ-Ю и ИЖ-Ю2: 1 — стопорное кольцо: 2 — регулировочная шайба подшипника первичного вала; 3 — регулировочная шайба барабана сцепления; 4 — шариковый подшипник 204; 5 — ш естерняI передачи спервичным валом; 6 — шестерня II передачи; 7 — подвижная (скользящая) ш естерня III передачи; 8 — упорная шайба первичного вала; 9 — шестери i IV передачи со вторичным валом; 10 — р оликовый подшипник; 11 — упорная шайба; 12 — стопорное кольцо; 13 сальник вторичного вала; 14 — гайка вторичного вала (с левой резьбой); 15 рычаг автомата сцепления; 16 — шток выжима сцепления; 17 — втулка (под шипник); 18 — п ромежуточный вал; 19ш ариковый подшипник 203; 20 — ше стерня промежуточного вала; 21 — ше стерня III передачи; 22 — кулачок авто мата сцепления; 23 — у порная шайба валика переключения ; 24 — зубчатый сектор переключения передач; 25 — валик переключения; 26 — вилка переключения II и IV передач; 27 - вилка переключения Iи III передач; 28 — валик механизма переключения; 29 — р егулировочная шайба валика переключения; 30 — подвижная шестерня II передачи; 31 — ш естерняI передачи промежуточного вала.23 456789 Ю11 12 13 1*зазор в пределах 0,2—0,4 мм обеспечит необходимую «игру» валика. Чтобы устранить больший зазор, на левую шейку валика ставят регулировочные шайбы толщиной 0,2—0,3 мм. В двигателях ИЖ-Ю и ИЖ-Ю2 осевой люфт валика проверяют иначе. В обоих половинах картера измеряют расстояние (глубину) от плоское;и их разъема до мест опоры валика. Сумму этих расстояний сравнивают с длиной валика плюс 1,4 мм (толщина шайбы). Обеспечивают осевую «игру» (0,20,4 мм) установкой шайб на левую шейку залика. Осевой люфт вторичного вала проверяют после соединения обеих половин картера и затяжки винтов. Если люфт превышает 0,6 мм, смещают первичный аал вправо легкими удорами по наружному кольцу подшипника через трубчатую выколотку. Нормальная осевая «игра» вторичного вала — 0,40,6 мм. Фиксируют подшипник в нужном положении регулировочными шайбами толщиной 0,3—0,5 мм, ставя их заподлицо со стопорной пластиной 15 в одноцилиндровых двигателях (см. рис. 1), а на ИЖ-Ю и ИЖ-Ю2 — в уровень стопорного кольца 1 (см. рис. 2). Наружный диаметр регулировочных шайб — 47 мм, внутренний • 38 мм. — Кроме упомянутых неисправностей,встречаются и такие. При нажатии на педаль передачи не включаются. Это указывает на износ или повреждение собачки анкера, поломку пружины, собачек или износ упора механизмов переключения (ИЖ-350, ИЖ-П, ИЖ-П2), а возможно, на ослабление его крепления к картеру. Для выявления неисправности необходимо проверить стояние перечисленных деталей. При трогании к: места мпи резком увеличении нагрузки выключается передача — значит оолабла .или сломалась пружина фиксатор а^ Не полностью включается четвертая передача на ИЖ-Ю (ИЖ-Ю2). Причина — чрезмерный осевой люфт валика переключения передач 28. Чтобы устранить люфт, достаточно ослабить болт крепления кулачка 22, подать вал вправо до упора• п затянуть болт. и Уход за коробкой передач заключается главным образом в систематической проверке уровня масла и своевременной его замене. Для коробок пригодны автотракторные, дизельные и авиационные масла любой марки. Летом следует применять более вязкие МС-20, ДС-11, зимой — менее вязкие АС-8, АСЗп-10, АСЗп-6. В морозное время их можно разбавлять бензином в пропорции 100—150 см 3 на литр масла. г. Ижевск В. СТАРКОВ, инженер11-111 IVР и с. 4. Механизм переключения передач ИЖ-Ю и ИЖ-Ю2: 1 — педаль; 2 — валик; 3 — вилка переключения IиШ передач; 4 — вилка переключения II и IV передач; .5 — пружина фиксатора; 6 — ф иксатор : 7 — ш тифты вилок; 8 — поводок; 9 — анкер; 10 — пружина: 11 — стопор; 12 — сектор; 13 — вал переключения.