•я о5я а* о со 2яяв * о я ч£ So я©Яг_>чо hОв оСО £ евX яПеред игрой я старался внушить ребятам, что легкой борьбы не будет. Все соглашались, обещали действовать с полной отдачей сил, но все же где-то подсознательно излишняя самоуверенность у них осталась. Команда Латвии привела их в чувство очень быстро. Наверняка, наши соперники провели свою лучшую игру. Великолепен был капитан латышской команды Агрис Зирнис. Он поспевал буквально всюду. В середине первого тайма со штрафного удара Зирнис открыл счет. До перерыва усилиями В. Шауло мои подопечные не только восстановили равновесие, но и вышли вперед. Второй период заканчивается со счетом 2 : 2 , третий — 4 : 4 , четвертый — 5 : 5 . В течение матча трижды нам приходилось отыгрываться. Лишь в дополнительное время чаша весов наконецсклонилась в сторону команды Российской Федерации. Окончательный счет встречи 7 : 5. Кубок журнала «За рулем» • (кстати, заменивший прежний — тот, что дал восемь лет назад нашему мотоболу первые официальные соревнования) обрел нового хозяина. Все девять игроков команды-победительницы были награждены памятными призами редакции. Итак, соревнования окончены. Благодаря спартакиаде мы получили возможность лишний раз убедиться в достижениях наших мотоболистов, р асширении географии этой мужественной и динамичной игры. Вместе с тем отчетливее стали видны пробелы. Тревожит тот факт, что интерес к мотоболу в последнее время несколько понизился. Д ажев Зеленокумске финальная встреча проходила при незаполненных трибунах. В чем тут дело? Причин, к ак мне кажет ­ся несколько. Одна из них — организационная. Слишком уж часты изменения в нашем календаре, зритель кое-где перестает верить афишам . Но эту причину устранить нетрудно. Д ругая посложнее. Интерес к себе мотобол может сохранить только при условии постоянного роста мастерства спортсменов, разработки новых тактических схем. Здесь непочатый край работы. Посмотрите на игру наших мотоболистов. Д ажелучшие из них порой не в ладах с чисто футбольными элементами — остановкой мяча, точным пасом и ударом по воротам. Х арактерный пример. В команде Казахстана все шесть мячей в ворота москвичей забили Виталий Захаров и Леодор Русанов — бывшие футболисты. Чуть ли не вдвоем они благодаря хорошей футбольной подготовке переиграли команду столицы, з акоторую выступали шесть кандидатов в мастера спорта. Работу с мячом затрудняет неприспособленность к мотоболу используемых ныне мотоциклов. Ковровский завод никак пока не отклинается на просьбы мотоболистов выпустить специальные легкие машины с короткой прочной рамой и, главное, с ручным управлением. Н ужны , наконец, хорошие мячи. Вероятно, в недалеком будущем вопрос будет решен. А сейчас главная задача — подготовка квалифицированных тренеров, специалистов именно мотобола. Н ашим командам нужны настоящие наставники , способные творчески подходить ккаж ­ дому игрокуик мотоболу в целом. Вот тогда мужественная игра засверкает новыми краскамии привлечет к себе многие тысячи новых поклонников. А. К ВАН . тренер команды РСФСР Ставропольский г. Зеленокумск Результаты край,соревнований ССР; 3. Ка1. РСФСР; 2. Л атвийскаязахская ССР.ТРЕБУЮТСЯ ПОПРАВКИОб этом много и горячо спорят судьи, тренеры, спортсмены... Предмет спора — автомногоборье. В общем-то можно соглашаться или не соглашаться с различными проектами «реконструкции» номплекса, но все, безусловно, правы в одном: та форма, в которой многоборье существует ныне, явно несовершенна. Больше всего в поправках нуждаются правила езды на экономию топлива. На первый взгляд, соревнование соответствует своему назначению. И все-таки в существующем виде это упражнение является наиболее узким местом в комплексе: оно не интересно для зрителей, не выявляет в достаточно полной мере возможностей спортсменов. Те условия, с которыми автомобилисты сталкиваются на тренировках и соревнованиях, далеки от их нормальной повседневной работы. Где же выход? Увеличить среднюю скорость и дистанцию? Но это полумера. Трудно найти достаточно большую площадку, а на 450-метровом круге езда на экономию горючего будет выглядеть как кольцевая гонка. Выход, по мнению многих специалистов, в создании надежного прибора для измерения топлива. Существующие сейчас слишком громоздки и неточны. Здесь нужны не отдельные конструктивные изменения, а принципиально новое решение. Будет такой прибор — появится возможность объединить это упражнение, скажем, с той же «фигуркой» или непродолжительными ралли, кроссом, или... Словом, возможности это откроет широкие. Интересным представляется, в частности, предложение тех, кто видит автомногоборье в форме непрерывного состязания. Спортсмен садится в автомобиль, преодолевает какой-то участок с учетом экономии горючего, затем стрельба, метание гранаты, фигурное вождение и финиш. Вне всякого сомнения, это было бы и для зрителей гораздо интереснее, да и времени на выполнение комплекса затрачивалось бы меньше. Короче, автомногоборье в этом случае приобрело бы большую динамичность. О ходе самих финальных соревнований спартакиады, состоявшихся в Ереване. Среди лидеров произошла перестановка. Прошлогодние чемпионы страны симферополец Николай Любимов (класс автомобиля «Волга») и таллинец Кауно Вирк (класс ГАЗ-51) вынуждены были уступить первую ступеньну пьедестала почета Другим и опуститься на две ниже . А алые чемпионские ленты надели их давние соперники — механин ереванского республиканского автомотоклуба ДОСААФ Вартан Кираджяни мастер производственного обучения того же клуба шаварт Овсепян. — Надоело быть тенью чемпиона, вечным вторым призером, — полушутя, полусерьезно сказал перед началом соревнований 39-летний В. К ираджян . — Не скрываю, что на этот раз полон решимости стать первым. К тому же , н ак говорят, дома и стены помогают. Слово свое Вартан сдержал. Уверенно и четко преодолел он все «рифы». «Автомобильным профессором» зовут этого спортсмена в Ереване. Но не толь-ко пренрасное знание машины отличает Вартана. Он по праву считается одним из лучших тренеров. Мотокроссмен, автораллист, К ираджян воспитал целую плеяду хороших автомотоспортсменов. Ромик Саакян, Самвель Манесян, Геворк Мовсепян и другие входят в сборную республики. А его питомцы Генрих Заргарян иАратюнАрутунян недавно завоевали звание чемпионов спартакиады и страны по авторалли. В классе ГАЗ-51 борьба за победу проходила напряженнее , ч аша весов в ходе состязаний снлонялась то в одну, то вдругую сторону. И только в последнем упражнении — фигурном вождении Ш. Овсепян сумел утвердиться на первом месте. Опять-таки «фигурка» позволила сборной Украины опередить остальные шестнадцать коллективов. Победу своей номанде обеспечили мастер спорта Николай Любимов и перворазрядник Леонид Малютенко, тоже симферополец, а так ­ же кандидат в мастера спорта второй призер первенства страны прошлого года Александр Лось из Чернигова. Для того чтобы решите судьбу второго командного места, пришлось прибегнуть к подсчету первых мест, занятых спортсменами. У сборной Армении их оказалось больше. _, А. С ДВИЖКОВ г. Ереван Результаты соревнований Командный зачет: 1. У краинская ССР — Ь: очков; 2. А рмянская ССР — 653 Эстонская ССР — 65; 4. РСФСР —' 6 1 : б.^Латчзийская ССР - 52; 6. Г рузинскаяЛичный ' зачет Клаееа втомо б'и-V ' , п нская ССР) — 75 очков; 2. Р Лай, до (Эстонская ССР) - 73,5; 3. Н Любимов (Украинская ССР) - 70 5 Класс автомобилей ГАЗ - 5 1 - 1 ' Ш Опсе пя.г (Армянская ССР) - 6 9очков " 2 В. л евшин (Грузинская ССР) - § 0 : 3 К. Вирк (Эстонская ССР) — 56,5.28