танавливаться более высокий предел скорости движения, но не выше 80 км/час. Такие дороги должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, устанавливающими верхний предел скорости. Статья 8. Водитель не должен без особого на то основания затруднять нормальное движение других транспортных средств, двигаясь на слишком малой скорости. Статья 9. Водитель должен соблюдать соответствующую дистанцию для того, чтобы избежать столкновения с друпими транспортными средствами в случае их торможения или остановки. В 1971 году будет завершена работа над новыми правилами движения, которые отразили новые методы и способы организации движения транспорта на нынешнем этапе автомобилизации страны, все принципиальные положения последних международных соглашений в этой области. Журнал продолжает публикацию основных разделов проекта этих правил (см. «За рулем», 1970, № 10—12), подготовленного ВНИИ МВД СССР с участием специалистов Министерства автомобильного транспорта РСФСР и его научно-исследовательских организаций, Госавтоинспекции СССР и других учреждений. Знакомство с этой большой и сложной работой уже на стадии проекта позволит принять участие в его обсуждении и вам, наши многочисленные читатели. Сообщаем, в основном для новых подписчиков журнала, что замечания и предложения по публикуемому проекту следует направлять по адресу: Москва, Г-69, ВНИИ МВД СССР, Комиссия по правилам движения. Статья 10. Вне населенных пунктов на автомобильной дороге, имеющей одну полосу для движения в данном направлении, водитель транспортного средства (автопоезда), габаритная длина которого превышает 10 м, должен поддерживать увеличенную дистанцию, чтобы обгоняющий его транспорт мог занять впереди соответствующее место. Статья 11. При встречном разъезде водитель должен оставить сбоку достаточный интервал и при необходимости приблизиться к правому краю проезжей части. Если на его полосе движ ения есть препятствие, то он должен снизить скорость и при необходимости остановиться, чтобы пропустить встречные транспортные средства, движущиеся по свободной полосе. В. РАСПОЛОЖЕНИЕ ВРЯДАХ Статья 12. Водители должны вести транспортные средства ближе к правому краю проезжей части. На улицах и дорогах с движением в два ряда и более в данном направлении водители не должны занимать левые ряды (левый ряд), если свободны правые (правый ряд). Если расположение автомобилей возможно в три ряда и более, то водителям грузовых автомобилей запрещается движение в левом крайнем ряду, за исключением перестроения для поворота налево или разворота. Статья 13. Число рядов для движения определяется продольной разметкой проезжей части или указателями , а при их отсутствии — водителями в зависимости от ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. Статья 14. Велосипеды, тракторы и гужевые повозки, а также другие транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых менее 40 км/час, должны двигаться только в крайнем правом ряду (за исключением обгона, или объезда, перестроения для поворота налево или разворота). Г. ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ, ПЕРЕСТРОЕНИЕ Статья 15. Перед любым изменением направления движения водитель обязан убедиться, что это не создает помех другим участникам движения, подать сигнал поворота и только после этого приступить к выполнению маневра.РазделVIIПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ, ОСТАНОВКА И СТОЯНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВА. СИГНАЛЫ МАНЕВРИРОВАНИЯ Статья 1. Для предупреждения других участников двиясения водитель обязан включить световые указатели поворота соответствующего направления: перед началом движения от тротуара, обочины или места стоянки; перед перестроением в рядах движения; перед выполнением поворота или разворота; перед началом и завершением обгона. Статья 2. Водители немеханических транспортных средств обязаны сигнализировать о маневрировании рукой: перед поворотом налево (разворотом) вытянуть в сторону левую руку либо правую, согнутую в локте вверх; перед поворотом направо вытянуть в сторону правую руку либо левую, согнутую в локте вверх. Так же сигнализируют водители механических транспортных средств при отсутствии световых указателей поворота или их неисправности. Статья 3. Сигнал маневрирования должен подаваться заблаговременно, но не менее чем за 5 секунд до маневра, а прекращаться немедленно после его выполнения; сигнал подаваемый рукой, может быть закончен непосредственно перед выполнением маневра. Подача сигнала не дает водителю преимущественного права проезда и не освобождает его от принятия других мер предосторожности. Статья 4. Дополнительным сигналом об обгоне может служить звуковойсигнал, а в темное время суток — периодическое включение и выключение фар, если их применение в данных условиях не запрещено. Статья 5. Водителю запрещается пользоваться звуковым сигналом в городах и других населенных пунктах. Как исключение подача звуковых сигналов разрешается при видимости менее 20 м из-за метеорологических условий, а также в случае непосредственной угрозы дорожно-транспортного происшествия.В. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ и ДИСТАНЦИЯ Статья 6. Водитель должен выбирать скорость движения с учетом видимости и обзорности, состояния дороги, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния транспортного средства и груза таким обра зом, чтобы сохранять контроль над транспортным средством и иметь возможность выполнить необходимый маневр или остановиться при возникновении опасности. Примечание. Во всех случаях водителю запрещается превышать скорость движения, установленную технической характеристикой данного транспортного средства в качестве максимальной. Статья 7. В населенных пунктах скорость движения всех транспортных средств не должна превышать 60 км'час. Примечание. На скоростных дорогах в населенных пунктах, а также на отдельных магистралях, имеющих необходимое устройство для обеспечения безопасности движения, по решению Советов Министров союзных республик (не имеющих областного деления), автономных республик, краевых, областных исполкомов может ус При всяком изменении направления движения водитель обязан пропустить попутные и встречные транспортные средства, движущиеся прямо, а при поворотах — пешеходов, пересекающих путь движения транспортного средства. С татья 16. П еред поворотом направо водитель обязан приблизиться, наскольк о это возможно , к правомукраю прое зжей части, а при повороте налево или развороте — з анятькрайнеелевое положение. Если ширина проезжей части недостаточна для разворота из левого ряда , этот маневр , как исключение, допускается из правого ряда. Перестроение должно быть закончен оза 15 мдоперекресткаилиместа поворота (разворота), если разметкаидорожныезнаки не даютиных предп исаний . П риодновременном перестроении в соседних рядах преимущество имеетводительтранспортного средства, н аходящегосясправа . С татья 17. Р азворотзапрещаетсяна пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, э стакадах , участк ах дорог с ограниченной видимостью ивместах , г де это создаетпомехинор м альномудвижениютранспортаи пешеходов. Д. ОБГОН Статья 18. П реждечемначать обгон, водитель должен убедиться, что полоса, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что этим маневром он непоставит под угрозудругих водителей и не создаст помехи длятранспортных средств, д вижущихся за нимна более высокой скорости. Статья 19. Обгонять разрешается толькослевойстороны . О днако обгон транспортного средства, выполняющего левыйповорот (разворот), и трамв ая , рельсовый путь которого проход итпосерединепроезжейчасти , долж енпроизводиться справа. П еред началом обгона и возвращением в ранее занимаемыйрядводительобязан под ать соответствующий сигнал поворота. Водителю обгоняемого транспортного средствазапрещается препятствов атьобгонуповышениемскорости движения или иными действиями. С татья20 . Н адорогах , и меющих по крайней мере две полосы для движен ияв данном направлении, водитель, с овершающий обгон, м ожет остаться в этом левом ряду, если после возвращен иявправыйряд ему сразу же прид етсясовершитьновый обгон. С татья21 . Обгон запрещается : а) н аперекрестках , к ромеслучаев , когда водитель следует на разрешающ ий сигнал светофора (регулировщик а ) и липо . г лавнойдороге без выездана полосу встречного движения ; б) н ажелезнодорожных переездах без шлагбаумов (полушлагбаумов) и ближе100мпередними , к роме случаев, когда водитель следует на разреш ающийсигналсветофора без выездана полосу встречного движения ; IB) н аобозначенных знаками или разметкой пешеходных переходах; г) п риприближениикконцуподъ ема и на закруглениях с недостаточнойв идимостью , к ромеслучаевобгона без выезда на полосу встречного движения; д) е сли обгоняемое транспортное средство само совершает обгон или объезд. П римечание . Как исключение на перекрестках и железнодорожных переездахразрешаетсяобгонять велос ипеды , м отоциклы без коляски , мотор оллерыимопеды , н о без выездана полосу встречного движения .з) б лиже 15 м от указателяостанов ки автобуса, троллейбуса, трамвая, если разметка или дорожные знаки не даютиныхуказаний . Статья 28. Стоянка (кроме вынужденной) з апрещается : а) т ам , где запрещенаостановка ; б) б лиже100м от железнодорожных переездов; в) у выездаиздворовиближе5м от них ; г) т ам , где стоянкасделаетневоз м ожнымдвижение автомобилей, троллейбуса или трамвая ; д) н аобозначенныхстоянкахтакси ; е) н алевойсторонедорогс односторонним движением. Статья 29. В случае вынужденной остановки на проезжей части дороги вненаселенныхпунктов , а такжев местах, откуда остановившееся транспортное средство может быть замечено лишьс близкого расстояния, водитель обязанпрежде всего выставитьпозади транспортного средства на расстоянии неменее 50 мспециальный предупреждающий сигнал* и принять меры к выводу транспортного средства за пределы проезжей части. С татья30 . В населенныхпунктах стоя нка грузовых автомобилей запрещена ужилых зданий и лечебных учрежд енийс0 до 6 часов. * Треугольник с размером стороны не менее 0,4 мскраснойкаймойшири ной не менее5 см, к оторая выполняетс я из прозрачного или светоотрангающего материала . Середина треугольника мож ет быть белого или нселтого цвета.Е. О СТАНОВКАИСТОЯНКА Статья 22. Перед остановкой трансп ортногосредстваводительобязан подать сигнал поворота, перестроиться в крайний ряд и остановиться вплотную к тротуару или на обочине. Статья 23. Стоянка транспортных средств разрешается только в один ряд параллельно краю проезжей части или подугломкнему , з аисключением вел осипедов , м отоциклов без коляски , моп едовимотороллеров . Это требованиенеобязательновместах , где конфигу рация проезжей части допускает иное расположение транспортных средств. Статья 24. Оставлять транспортное средство можно, только приняв необх одимыемерыпредосторожности во из б ежание его самопроизвольногодвиже ния или использования в отсутствие водителя. Статья 25. Н а дорогах вне населенных пунктов при достаточной ширине обочиностановкаилистоянка , з а исключением вынужденной, разрешается только на обочине вне проезжей части. П ри необходимости остановиться на длительный срок (отдых, ночлег, экск урсияи т. п.) т ранспортноесредстводолжно быть отведено с обочины за пределы земляного полотна. Статья 26. Запрещается использовать для остановки истоянки тротуары, велосипедные и пешеходные дорожки. Однако разрешается наезжать на тротуар одной стороной автомобиля, а также использовать пространство тротуара между краем проезжей части и зелеными насаждениями, если это не мешает движению пешеходов. Статья 27. Остановка (кроме вынужденной) з апрещается : а) в близикрутыхподъемови переломов продольного профиля дороги с недостаточной видимостью; б) н атрамвайныхи железнодорожных переездах; в) п одэстакадамиивтуннелях ( з а исключением специально обозначенных мест); г) т ам , где расстояниемеждулини ей продольнойразметкииостановив ш имсятранспортным средством менее 3 м; д) т ам , где остановившеесятранс п ортноесредствозакрывает от других водителей сигналы светофора, регулировщика или дорожные знаки; е) н апешеходныхпереходахи ближ е5м перед ними ; ж) на перекрестке и ближе 5м от его границы , з аисключениемостанов к инапротив бокового проезда на трехстороннем перекрестке, имеющем сплошную осевую линию разметки (разделительную полосу);'КомментарииА. С ИГНАЛЫ МАНЕВРИРОВАНИЯ Кстатье 3. М инимальноевремя пред упредительногосигналаосталось прежним. Однако общее требование усилено словом « з аблаговременно » . Чем раньше подан сигнал, тем безопаснееманевр . К статье 4. Это указаниеперешлоизразделаоправилах обгона; здесь оно более уместно . Конечно, п опеременноевключениедальнегои ближнего светя вфарахдопустимолишьв том случае, если поблизости нет встречного транспорта. К статье 5. Прежде круглосуточное запрещение звуковых сигналов было привилегией городов. Теперь это требов аниераспространено на все населенные пункты. Б. СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯИ ДИСТАНЦИЯ Кстатье 6. Статья конкретнее , чем это сформулировановдействующих ныне Правилах , о пределяеттребованияк скорости движения. К статье 7. Теперь для всех трансп ортных средств предел скоростив нас еленныхпунктаходинаков — 60 километров. Это положение , к акиповыше ние скоростей до 80 км/час на отдельн ыхмагистралях , с этого года уже обпр ло силузаконаив свое время было прокомментировано на страницах журнала («За рулем», 1970, № 9). К статье 8. Новое ивесьма показат ельное для изменившихся за последние годы условийдвижениятребование . Конечно, надо способствовать повышению скоростейдвижения , а для этого старатьсядвигатьсяв общем ритме. Так ибезопаснееиэкономичнее . К статьям9 — 11. П равила не случайно такобстоятельно говорят об интервале идистанции между транспортны ми средствами . Слишком много аварий23