/455^ I~"~-*.^5153 530KХОРОШИЙМотороллеры появились у нас лет пятнадцать назад и сразу же вызвали жаркие споры среди мотолюбителей. Бывалых мотоциклистов, успевших вкусить прелесть дальних путешествий и не избегающих непроезжих дорог, совсем не привлекали эти новые машины с двигателями небольшого объема (160 и 200 см 3 ). Но довольно скоро они нашли многочисленных приверженцев и доказали свое право на жизнь. Что и говорить, маленькие колеса «Тулы» и «Вятки», спрятанные вместе с силовым агрегатом под капотом, свободная (как на стуле) посад-СПУТНИКлу кажется узким. К новой посадке приспосабливаешься быстро и приходишь к заключению, что в общем-то на мотороллере устаешь меньше, чем на мотоцикле. И все же посадку на «Туристе» можно улучшить, если изменить седло. Во-первых, оно слишком мягкое и продавливается почти до основания. Во-шторых, его передняя кромка приподнимается и давит снизу на ноги. Жесткий кант на седле усугубляет это неудобство. Дает о себе знать недостаточная высота руля. Правда, водитель среднего роста ощущает это в основном на поворотах, когда рука на рукоятке едва не упирается в колено. Водителю же выше 180 сантиметров колени, очевидно, будут всегда немного «мешать». Силовой агрегат «Туриста» — один из самых надежных среди мотоциклетных моторов. Особенно удачна коробка передач. Выполненная с большим запасом прочности, она прощает длительные перегрузки и перемену передач даже без выключения сцепления. Владельцы старых мотороллеров Т-200 (на «Туристе» сохранена та же коробка) рассказывают, что после 80 — 100 тысяч километров пробега валы и шестерни коробки не требовали замены. Так же можно было бы оценить двигатель, будь его мощность несколько выше. Д ля двухсоткубового мотора Ю — 1 1 л. с. сегодня уже не достижение. И если такой мощности достаточно, чтобы «Турист» развивал на ровной дороге приемлемую скорость 80—85 км/час, то на подъемах ее не хватает. Электрооборудование. Тульский мотороллер — единственная из наших двухколесных машин, у которой пуск двигателя осуществляется электростартером. Его главный узел — династартер, работающий как электродвигатель при питании от аккумуляторных батарей, а затем, .когда включается мотор, он действует как генератор постоянного тока. До сих пор нет единого мнения, нужен или нет электропуск на таких машинах. Безусловно, пускать двигательПри повороте рука почти касается колена. Горячие выпускная труба и глушитель расположены очень близко к батареям.ка водителя, защищенного спереди и снизу от пыли, грязи и воды, имеют свои преимущества. В городах их полюбили за маневренность, возможность ездить на прогулки и на работу в обычной одежде. Даже в дождь мотороллер остается снаружи более чистым, чем мотоцикл. В сельской местности решающим оказалось другое преимущество мотороллера — принудительное охлаждение двигателя. На плохой дороге, когда приходится долго ехать на первой или второй передаче, мотоциклетный мотор перегревается, теряет мощность, и, "чтобы сохранить его, нужно часто останавливаться. Мотороллеру такой режим езды не страшен — вентилятор обеспечивает нормальную температуру двигателя, подавая для охлаждения тем больше воздуха, чем выше обороты. Должен признаться, что до последнего времени я, как и многие мотоциклисты, относился к мотороллерам, если не пренебрежительно, то во всяком случае недоверчиво. И уж, конечно, скептически слушал рассказы их владельцев о больших и благополучных путешествиях. А когда встречал их сам на дальних туристских маршрутах, удивлялся смелости водителей. Возможность убедиться в правоте нх слов, а главное, в достоинствах мотороллера представилась мне в прошлом году, когда Тульский завод выделил редакции для дорожных испытаний мотороллер «Турист» и пригласил принять участие в моторалли ФИМ в составе своей команды. Маршрут протяженностью более 3600 километров все двенадцать машин прошли успешно, и команда была отмечена призом (см. «За рулем», 1970, № 11). Наши же испытания закончились, когда спидометр отметил 5500 километров. Что же они выявили? Посадка. Для водителя, привыкшего к мотоциклу, она, конечно, необычна. Ноги вместе и опираются всей ступней на настил. Их можно двигать и вперед и назад — на подножках мотоцикла этого не сделаешь. Руки спокойно лежат на низком руле, который понача10