на жила впалатках возле машины и лишь одна пятая — у частных лиц ив гостиницах. Таким образом, для подавляющего большинства туристов стоянки были основным местом жительства. Между тем для этого они совершенно не подготовлены. Почти все не имеют твердого покрытия, солнцезащиты, бытовых удобств, площадок для отдыха. Стоянки лишены и простейшего оборудования для ухода за машиной, скажем, осмотровых канав для технического обслуживания. Практически сегодняшние наши стоянки это условно огражденные, без всякого благоустройства, прибрежные территории. Здесь в течение отпуска пекутся на солнце и мерзнут по ночам, мудрят в приготовлении пищи тысячи самоотверженных, непритязательных и бодрых духом автомототуристов. С этими «дикими» кемпингами надо распрощаться. Прежде всего, неизбежная при таких условиях антисанитария опасна весьма реальной возможностью инфекционных заболеваний и эпидемических вспышек среди самих отдыхающих. Кроме того, загрязнение местности и водоемов распространяет эту опасность на население всего прилегающего района. К тому же от устройства быта туристов на месте стоянки, к ак показала наша анкета, зависит в значительной степени интенсивность, а следовательно, и безопасность движения на крымских дорогах. Судите сами. Оказалось, что машины наших гостей большей частью не знали отдыха: 18 процентов владельцев использовали их для поездок на пляж, а 46 — для покупки продуктов питания в ближайших населенных пунктах. Если же стоянка будет расположена у моря и обеспечена всем необходим ым (по существу, превратится в простейший кемпинг), наши дороги разгрузятся от многих тысяч машин, меньше станет транспортных происшествий. Вероятно, достигнутый таким образом экономический эффект покроет значительную долю затрат на усовершенствование стоянок. Может возникнуть вопрос, насколько закономерны и типичны полученные данные. Не юлучится ли так , что вскоре картина станет совсем иной. Факты говорят о том, что приток автопутешвственников в Крым будет расти. Из каждой сотня заполнивших нашу анкету водителей 29 побывали здесь четыре раза и более, 35 приехали во •второй и третий раз, а 36 — впервые. Конечно, IB нашей стране много чудесных мест отдыха на берегах рек иозер, будто специально созданных для моторизованных отпускников. Правильно организованная пропаганда и широкая информация об этих вол шебиых уголках природы должны помочь переадресовать сюда часть потока автомототуристов, устремляющихся ш южные курортные зоны в значительной степени по традиции. Однако вся логика постоянного подъема благосостояния советских людей и автомоби лизации подтверждает, что на берегах Черного моря число гостей на своих машинах тоже будет неуклонно расти. И недостатки, (выявленные обследованием, в ближайшие гады перерастут в серьезные проблемы, решать которые нужно уже сегодня. К этому нас обя зышают известные правительственные постановления .о мерах по улучшению технического обслуживания машин индивидуальных владельцев и развитии туризма в стране. Решать эти задачи нужно квалифицированно, всесторонне, заглядывая далеко вперед. Исходные данные для этого дадут обследования, подобные крымскому. Их нужно проводить в раз ных районах страны с применением автоматики и вычислительных машин. З ная сезонные сроки прибытия и количество личных автомобилей, их средние пробеги до и внутри курортных местностей, состояние автомобилей, можно заранее составить необходимые данные для годового и сезонного планирования учреждений автосервиса. Выявление характерных поломок и наиболее часто повторяющихся операций технического обслуживания и ремонта туристских автомобилей позволит прогнозировать перспективную специализацию ремонтных кадров СТО, подбор оборудования, распределение ремонтных площадей, возможность выполнения работ на сезонных, передвижных и других станциях. Анализ данных обследования позволяет определить круг операций по обслуживанию и ремонту личных автомобилей, которые при создании необходимых условий на основных стоянках могли бы быть выполнены туристами в порядке самообслуживания. Результаты обследования послужат хорошей основой для прогнозирования и составления технико-экономических обоснований строительства и перспективного развития сети учреждений автосервиса, а также будут полезны в их многогранной работе сегодня. В. КОСТЕЦКИЙ, кандидат технических наук; Г. КОЖЕМЯЧЕНКО, г. Симферополь инженерТЕРЕМ У ДОРОГИНа автомагистрали Москва — К уйбы шев, у оживленного перекрестна перед въездом в Пензу, водителей ждет приятный сюрприз. Здесь вырос рубленый терем с крыльцом и башенкой на крыше , у крашенный кружевом резьбы по дереву. Будто по щучьему велению, переселился он сюда из древней Руси. Венчающий башенку двухаршинного роста пет ухкаждый час взмахивает крыльями и оглашает окрестности звонким «Ку-каре-ку!» Петух, естественно, не простой, а «золотой», и голосит он не по-пустому, а приглашает проезжихвтрактир . Да, т рантир «Золотой петушок » — таково официальное название кружевного терема. Возник он по идее работников Пензенского треста ресторанов и кафе. Задумано было во всем до мелочей выд ержать стиль русской старины, традиции древнерусского зодчества. Деревянный сруб трактира сделали плотнини Кузнецкого леспромхоза. Исполнить резьбу по дереву взялись народные умельцы из Камешкира во главе с бригадиром 'В. Сорокиным. Много хлопот доставила крыша , ноторую надо было ирыть щепой. Чтобы восстановить забыт ую технологию такой нровли, пришлось отправиться за опытом в старинные села области. Окна терема украшает разноцветное мозаичное стекло. На полах из сосновых плах—дубовые столы и лавки. Гостей обслуживают официантни с косами до пят в русских народных одеждах. На срезе пня при входе втрактир выжжены названия блюд русской кухни , которыми потчуют посетителей. Водители и все путешествующие по автомобильным дорогам всегда рады новому приюту, где можно сделать передышку, пообедать, поужинать. Еще лучше, если полезному сопутствует приятное. Н. ПОПЫЛЬКОВг. ПензаВ экспериментальных мастерских Крымского автоуправления сделаны передвижные станции технического обслуживания. Кроме автобуса с технологическим оборудованием и прицепа с разборной эстакадой, в комплекс входят автомобиль технической помощи и буксируемый им фургон — склад запчастей и материалов. Фото Г. Бородина 19