28
29
ЦВЕТНОЙ БЕТОН НА ДОРОГАХТерритория возле Останкинской телевизионной башни в Москве обращает на себя внимание необычностью расцветки дорожной одежды. Ярко-красные тонз сменяются синими, густо-черные — сахарно-белыми. Это цветной бетон. Его здесь уложено 5,5 тыс. м^. Специалисты треста «Гордорстрой» внимательно наблюдают за экспериментальным покры. тием. Важно знать, к ак влияют время и атмосферные воздействия на стойкость бетона и его механичесную прочность. Результаты этих исследований могут иметь большое практическое значение и для повышения безопасности движения. Если дорожное полотно сделать цветным, выделить яркими красками пешеходные переходы, разделительные полосы, бортовые камни, подчеркнуть цветным покрытием наиболее опасные участки пути, это значительно облегчит условиябега или через два года. В теплое время в систему охлаждения можно заливать воду. Утечка жидкости исключается тем, что система охлаждения на автомобиле — закрытая. Она может сообщаться с атмосферой только через специальный клапан в пробке 13 радиатора (рис. 1). Для компенсации изменений объема (находящейся в системе жид ­ кости и конденсации ее паров служил расширительный бачок 12. На «Жигулях» перед радиатором Hei жалюзи. Для ускорения прогрева двигателя служат термостат 15 с твердым наполнителем и водяной подогрев впускного коллектора. Вода из головки блока цилиндров поступает в водяную рубашку 9 коллектора, а через шланг 11 — также ив ПОЛОСУЬ '10 подогрева карбю ­ ратора. Параллельно системе охлаждения подключен отопитель 5, соединенный одним шлангом с патрубком между термостатом 15 и водяным насосом 16, а другим — с водяной рубашкой головки. Термостат 15 имеет три горловины, соединяющие его с водяным насосом 16, отводящим 3и подводящим 14 шлангами радиатора. Название узла («термо» — тепло, «стат» — .постоянный) г о ­ ворит о том, что он предназначен для поддержания в системе охлаждения постоянной температуры. В зависимости от положения клапанов термостата возможны гг.ри варианта циркуляции охлаждающей жидкости, При холодном двигателе (рис. 2,а) поток жидкости, увлекаемой насосом через патрубок 4, откроет клапан 3и закроет связанный с ним клапан 1. При этом жидкость будет циркулировать, минуя радиатор, по малому (внутреннему) контуру: водяная рубашка головки — термостат — насос — блок цилиндров — головка цилиндров, Таким образом обеспечивается быстрый и равномерный прогрев жидкости, заключенной в малом контуре. При неполностью прогрет о / л двигателе (рис. 2, б) теплочувствительный элемент 2, заполненный составом с очень высоким коэффициентом расширения (мелкокристаллический воск), переместится вверх относительно штока 6. Связанный с элементам 2 клапан 3 прикроется, а клапан 1 начнет открываться. В этом случае охлаждающая жидкость будет поступать через термостат к насосу уже из двух патрубков — от головки и от радиатора. Циркуляция пойдет как >по малому контуру, так и по большому, который включает радиатор, термостат, водяные рубашки блока и головки цилиндров. При полностью прогретом двигателе (рис. 2, в) клапан 3за ­ крыт 'полностью, и охлаждающая жидкость циркулирует только по большому контуру, обеспечивая норма.льное охлаждение двигателя. Система подогрева карбюратора действует независимо от положения клапанов термостата. Движение нагретой жид ­ кости по ее шлангам возможно лишь. при открытом кране 6 отопителя (см. рис. 1). Выбранная конструкция термостата является самой современной и обеспе-№(ВОРОНЕЖСКИЕ ШИНЫСреди заводов и комбинатов нашей страны, изготовляющих автомобильные покрышки, Воронежский шинный принадлежит к числу ведущих предприятий. В его шины «обуты» тяжелые грузовики Белорусского, Кременчугского, Могилевсного, Минского заводов. Покрышки с воронежской маркой можно встретить на лииинских автобусах, львовских автопогрузчиках, запорожских малолитражках. Выпускает завод и покрышки для серпуховских мотоколясок, а недавно освоил производство специальных спортивных шин для нартинга. За большие успехи в деле освоения новых видов продукции Воронежский шинный завод был награжден орденом Ленина.HEPIEIERДвигатель, система охлажденияУ двигателя автомобиля «Жигули» жидкостная система охлаждения. Непосредственно с ней связаны водяная рубашка подогрева впускного коллектора и карбюратора, а также отопитель 'кузова. Система охлаждения разработана с учетом длительной эксплуатации машины зимой. Поэтому в нее введены 'конструктивные элементы, облегчающие луск двигателя в холодное время. Работа зимой предусматривает применение антифриза. .Для «Жигулей» создана специальная жидкость. Ее 50-процентный раствор в воде не замерзает даже при 45-.Г:радусном морозе. Кроме того, он ^ обладает еще рядом полезных' свойств: ,не образует накипи икорро ­ зии, не склонен к вспениванию и интенсивному 'Испарению. Заменять его надо лишь через 60 тысяч километров про-Эта гигантская покрышка модели • В-74 размером 27,00—33 предназначена для сверхтяжелых грузовиков; ее наружный диаметр равен 1,3 м. Она имеет 18-слойный каркаси рассчитана на максимальную нагрузку в4 тонны. Рядом с этой гигантской шиной — п окрышка размером 5.00 —10 для мотоколяски.Создатели спортивной шины модели В-25 (размер 3.50 — 5) для карта (слева направо): главный конструктор завода И. Минков, н ачальник конструкторского бюро В. Резникова, старший инженер ' В. Минаков, н ачальник сектора автомоб ильныхшип А. Чижиков. Фото В. Кожевникова (ТАСС)28 чивает высокую надежность и точность действия. На работу этого узла совершенно не влияют колебания давления в системе охлаждения, к которым так чувствительны термостаты старых типов. Термостат «Жигулей» не разбирается, а случае неисправности его просто надо заменить. Показатели исправной работы термостата: основной клапан 1 (см. рис. 2) начинает открываться при температуре 78—82 градуса и полностью открывается при 100 градусах. Радиатор составляют два бачка и сердцевина, набранная из 115 вертикальных латунных трубок и 113 горизонтальных стальных пластин. При заправке системы охлаждения воду (или специальную охлаждающую жидкость) вначале заливают через пробку радиатора до его наполнения. Затем закрывают пробку и доливают жидкость уже в полупрозрачный расширительный бачок до уровня на 7—8 см выше отметки «Мин». Система охлаждения может сообщаться с атмосферой через отверстие в пробке расширительного 6ач1ка или через клапаны в пробке радиатора. Воздух просасывается через радиатор при помощи четьгрехлопастного пластмассового вентилятора 5 (рис. 3), укрепленного на валу 2 водяного насоса и приводимого, как и сам насос, клиновым ремнем, охватывающим шкив 4» а также шкивы коленчатого вала и генератора. Натяжение ремня, контролируемое величиной его прогиба (10—15 мм под усилием 10 кг), может быть отрегулировано перемещением генератора относительно натяжной планки. Крыльчатка насоса напрессована на вал 2, который вращается в специальном двухрядном нерэзборном шариковом подшипнике 3. В процессе эксплуатации подшипник не требует «мазки. Для уплотнения вала в корпусе насоса служат специальный сальник 8и графитовое кольцо 9. Вода, капающая из дренажного отверстия 7 (его необходимо периодически прочищать), является признаком того, что сальник требует замены. Л. ШУВАЛОВ, инженер г. Тольяттищ[Ж'171112.. из головки 1ДВИГАТЕЛЯ=0П71 17 ILZT"" ' i dJLI! 4, ч,<Х1-_Ц| = 1 у^^М™~\1_ Г ° Т РАДЙАТО РД|1:?-®Рис. 1. Схема системы охлаждения; I — р адиатор ; 2 и4 — сливные краники; 3 — отводящий шланг; 5 — отопитель; 6 — к ранвключения отопителя; 7 — д атчиктермостата ; 8 — трубка, отв одящая воду от карбюратора ; 9 — вод янаярубашка впускного коллектора; 10 — полость подогрева карбюратора ; I I — шланг, подающий горячую воду ккарбюратору ; 12 — р асширительный бачок; 13 — п робка радиатора; 14 — подводящий шланг; 15 — термостат; 16 — водяной насос; 17 — вентилятор. Р ис . 2. Схема работы термостата; 1 — клапан, в пускающий воду из радиатора: 2 — корпус теплочувствительного элемента; 3 — к лапан , в пускающий воду из головки; 4, 5, 8 — патрубки, соединенные соответственно с. в одяным насосом, головкой двигателяи радиатором; 6 — • шток; 7 — стойка; 9 — к орпус термостата. Рис. 3. Водяной насос: 1 — крыльчатка; 2 — вал насоса; 3 — подшипник; 4 — шкив; 5 — в ентилятор : 6 — стопорный винт: 7 — д ренажное отверстие; 8 — уплотнитель; 9 — г рафитовое кольцо; 10 — п риемный патрубок.