Г"1Г Советская I техника I1Самый мощный советский автомобильный дизель I Турбонаддув повышает мощность на 40 процентов Гидравлический гаситель крутильных колебаний , Коленчатый вал на роликовых подшипникахт- щшшмшщтмшПочти четверть века один из старейших заводов нашей автомобильной про ­ мышленности — Ярославский — производит дизельные двигатели. Моторы ЯМЗ широко применяются на тяжелых грузовиках, тягачах, автоцистернах, строительно-дорожных машинах, автокранах, тракторах, — короче говоря, всюду, где 'нужен современный дизель. Новое семейство четырехтактных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240 различных модификаций охватывает диапазон мощностей от 160 до 500 л. с. Наиболее мощный из них — двенадцатицилиндровый ЯМЗ-240, развивающий 360 л. с , применяется на 27-тонном самосвале БелАЗ-540А, а на 40-тонные БелАЗ-548А устанавливаются 500-сильные дизели ЯМЗ-240Н. Конструктивно они отличаются от модели «240» только двумя специальными компрессорами, создающими принудительный наддув воздуха IB цилиндры, и специальной топпивной аппаратурой, чем обеспечено 40-процентное повышение мощности. По оонав1ным «прелатам ЯМЗ-240Н унифицирован с созданными раньше моторами ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. У них одинаковы 1Мног.ие детали цнлиндропорш'невой группы, .клапаны с механизмом 'привода, основные элементы топпивной аппаратуры и узлов системы смазки, топливные фильтры и др. Познакомьтесь с конструкцией Ярославского «богатыря». Цилиндры этого двигателя расположены в два ряда под углом 75 градусов в общем блоке с верхней частью картера (ом. 2—-3-ю стр. вкладки). Блок-картер — туннельного типа, отлит из низколегированного серого чугуна. Семь жестких опор-перегородок, через которые проходит коленчатый .вал, придают конструкции высокую прочность и жесткость. Одновременно отпала необходимость в съемных крышках коренных подшипников. Сам коленчатый вал — стальной, семиопорный; его шейки и рабочие торцы закалены токами вькхжой частоты. Шесть кривошипов вала расположены под углом 120 градуоов один к другому. На каждой шатунной шейке устанавливаются рядом по два шатуна: один для правого, другой — для левого ря ­ да цилиндров. Таким образом, правый ряд цилиндров омещен относительно левого на 35 мм . На переднем конце вала установлен гаситель 6 крутильных колебаний. Назначение этого необычного устройстваснизить нагрузки на коленчатый вал от изменений крутящего момента. Конструктивно это корпус, .внутри которого расположен маховик. Между маховиком и корпусом налита вязкая жидкость, в слое которой и поглощается энергия крутильных колебаний. Подобные устройства уменьшают жесткость работы дизеля, увеличивают его долговечность. Очень интересная новинка, впервые примененная в отечественном дизелестроении, — роликовые подшипники 5 для коренных шеек коленчатого вала. Внутренних колец у них нет — ролики работают непосредственно по кольцевым канавкам на шейках вала. Наружные кольца запрессованы в расточки перегородок блока и зафиксированы стопорными кольцами. Водяной насос 3, генератор 4, распределительный вал и топливный насос 12 приводятся при помощи шестерен, расположенных между задним коренным подшипником и маховиком коленчатого вала. Чугунные мокрые гильзы цилиндров свободно вставлены в гнезда блока и уплотнены снизу двумя резиновыми кольцами, а сверху — прокладками головок цилиндров. Головки — их четыре, каждая на три цилиндра — все взаимозаменяемые. Они также отлиты из серого чугуна с точно обработанными привалочными поверхностями. В них размещены клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стоики коромысел и форсунки. Каждая головка фиксируется на блока двумя установочными штифтами и притянута к нему термообработанными шпильками из хромоникелевой стали. Прокладки из асбостального листа уплотняют стык блока и головок. Поршни ЯМЗ-240Н, отлитые *»з алюминиевого сплава, отличаются от тех, которые ставят во все модели и модификации двигателей ЯМЗ без наддува. В головке поршня расположена камера, конфигурация которой обеспечивает наивыгоднейший режим сгорания топлива. Все поршневые кольца изготовлены из специального чугуна. Компрессионные — их три — в сечении имеют форму прямоугольной трапеции. Верхнее покрыто слоем пористого хрома. Под ними два маслосъемных кольца. Техническая характеристика двигателя ЯМЗ-240Н 12 Число цилиндровДиаметрцилиндра , мм 130 Ход поршня , мм 140 Рабочийобъем всех цилиндров. л 22,3 С.1пень сжатия 16,5 Номинальная мощность при 2100 об/мин, л. с. 500 Максимальный крутящий мом ентпри 1500 об/мин, кгм 180 Вес двигателя , кг 1655 Для обеспечения необходимой долговечности подшипников шатунные шейки значительно увеличены по диаметру. При этом размеры большой головки шатуна возросли настолько, что демонтаж и монтаж поршня с шатуном через цилиндр становились невозможными. Чтобы обойти этот недостаток, шатун и его крышку сделали с «косым» (под углом 55 градусов к телу шатуна) разъемом. А для точной фиксации крышки ее стык с шатуном — не гладкий, а зубчатый, Шатунные подшипники — на тонкостенных трехслойных вкладышах с рабочим олоем из свинцовистой бронзы и специального свинцрво-оловянистого сплава. Основное отличие двенадцатицилиндрового ЯМЗ-240Н от все« раннее выпускавшихся отечественных автомобильныхРазрездвигателя — на 2—3-й страницах14вкладки