чуть не вгрызаясь в нее зубами, цепляясь за малейший выступ. — Аля, это очень трудная трасса. Такой еще не было у меня... Альбина понимает его лучше всех. Она тоненькая, совсем как девочка. И глаза ее, большие, синие, широко раскрыты, словно хотят вобрать в себя всю его боль и рассеять все его сомнения. Раньше они выступали вместе. Альбина — мастер спорта, в прошлом чемпион Украины по мотокроссу. У нее тоже еще не было такой трудной трассы. Двое ребят, младший Юра пошел в третий класс. Саша — в седьмом. Оба мальчика — не из легких. Но самый трудный ее ребенок — Игорь. Смотри-ка, Игорек, мы шагаем! Она сбегает до следующей площадки и переносит его костыли вниз. А он уже, взмокший, стоит наверху, ждет ее и широко улыбается. Альбина возвращается, подставляет ему свою маленькую руку. «Раз, два, три»... Вот и еще один марш одолели. Да, они были самым'и длинными в жизни эти тяжкие три года. Но идущий осилил дорогу. «Я двигаюсь, я работаю, я живу!» Да, он работает. Пока что его рабочее место ограничено подоконником, где привернуты слесарные тиски, где рядом с бормашиной — атрибутом мотоциклетного механика — рассыпаны шарошки и напильники. И вот уже на многих трассах поют на высокой ноте победную песню двигатели, подготовленные к гонкам Игорем Григорьевым. И вправду, кто еще так хорошо сумеет это сделать!.. .Вокруг него, рядом с ним много друзей — старых и новых. Он счастливо смеется, лицо его, исхудавшее в долгих страданиях, озаряется широкой 1улыбкой, .а его крепкие, железные руки гонщика долго мнут пальцы Юрия Игнатьевича.Да, они, как и прежде, вместе, Григорьев и Трофимец. Они расположились рядом с трассой, по которой мчатся мимо них мальчишки в синих блузах с «надписью через всю опину: «Днипро». «Днипро» — это мотоклуб, созданный Игорем на одном из киевских заводов. Пока здесь пятнадцать юных гонщиков. Зато во время тренировок на трассу с соседних улиц приезжают десятки мальчишек. Все на велосипедах, и у каждого задание, полученное от Трофимца: проехать двадцать метров на заднем колесе, полторы минуты пробалансировать на одном месте, за две с половиной секунды проскочить двадцатиметровую змейку... Методика эта, проповедуемая Трофимцом, уже стала "хрестоматийной, но трудно найти тренера, столь же терпеливо, как он сам, следующего ей. Игорь отвечает за техническую часть. Побывайте на тренировка или просто понаблюдайте, как ребята готовят машины в мастерской, и вы убедитесь, что Игорь и Юрий Игнатьевич с удивительной естественностью дополняют друг друга. — Домбровский, как учеба? — Нормально. — Паша, надень шлем. — Игорь Михайлович, я только коробку проверяю... — Надень шлем, тогда хоть на уши становись. — Коля, эта ручка красивая, но она не годится, возьми вот эту, старую, стертую. Она будет хороша. — Шури'к, ты работаешь на публику. Хорошему гонщику это противопоказано. Между прочим, Шурику тринадцать лет, и он отменно «ходит» на заднем ко лесе. Много интересного можно наблюдать в клубе «Днипро». И, пожалуй, наиболее характерно то, с какой добротойотносятся наставники к своим питомцам. Ребята бывают небрежны, иногда невнимательны, но никогда здесь не слышно окрика. Авторитета Игоря хватило бы на все, ему простили бы любую несдержанность, но как он корректен, с каким уважением относится к этим еще ничего «е достигшим в жизни мальчишкам! — А как же иначе, — улыбается Игорь. Вот и еще одна тренировка кончилась. Сегодня Игорь устал больше, чем обычно. С утра пришли мотоболисты: «Игорь Михайлович, завтра игра, а машина что-то не тянет. Вот цилиндр принесли, посмотрите». «И как только вы ездили до сих пор?» — ворчит Игорь, разглядывая нетронутые окна в цилиндре. «Посмотрите». Это значит, два-три часа просидеть за тяжелой бормашиной. Потом он едет к себе в «Днипро». Помогает ребятам готовить мотоциклы. Потом — вот эта тренировка. Руки лежат на руле, неторопливо ведет он свою машину по вечернему Киеву. Да, это еще одна победа. Он снова сам водит машину, только теперь с ручным управлением. Игорь вспоминает, что дома его ждет неоконченная рукопись. «Мотоцикл без секретов» — так будет называться будущая книга. ...Петляет по косогорам трасса. Крутой поворот на склоне, прыжок после затяжного подъема, и сразу головокружительный спуск... Гремит над трассой сладчайшая в мире музыка — звонкая песня мотора... Мчатся по трассе мальчишки. Какое счастье в каждом из них узнать себя! «Я остаюсь на трассе. Остаюсь, какой бы трудной она ни была». г. Киев В. СМИРНОВ Фото В. ГорловаПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ ДИВЕРТИСМЕНТЗаметны фельетонистаЗрителям, собравшимся на краснокамском стадионе «Нефтяник», чтобы посмотреть мотогонки по гаревой дорожке, крупно не повезло. В тот день должна была состояться встреча на первенство страны в классе «Б» между спортсменами пермской «Иснры» и «Урожая» из города Мелеуза соседней Башкирии. Однако увидеть довелось лишь не предусмотренное программой сольное выступление X. А. Концелидзе — представителя команды «Урожай». Гость появился перед переполненными трибунами за десять минут до назначенного старта и не удостоил многочисленных болельщиков никакими признаками внимания. Он вышел на ровное полотно трековой дорожки и медленно направился по кольцу, что-то высматривая под ногами, словно надеясь найти потерянный двугривенный. Временами он присаживался на корточки и задумчиво поглаживал дорожку ладонью. Малейшие неровности заставляли его страдать, как принцессу на горошине из знаменитой сказни Андерсена. Потом, так же взыскательно, он обследовал деревянный барьер, отделяющий арену от публики. Не полагаясь на глазомер, скрупулезно промерил посредством линейки щели между досками забора. Завершив круг по стадиону, Концелидзе молча удалился в судейскую комнату. Вскоре пришлось удалиться и зрителям, поскольну было объявлено, что на этом представление заканчивается, соревнования отменяются, деньги за билеты будут возвращены. Все остальное происходило в помещении, укрытом от глаз озадаченной публики. Здесь представитель мелеузовского «Урожая», он же начальник местного спортивного мотоклуба, объявил главному судье соревнований, что команда выступать отказывается. — Дорожка у вас не очень ровная и щели в заборе имеются. Непорядок, — укоризненно покачал головой гость. И, положив на стол исписанную шариковой ручкой бумагу, сказал: — Вот официальный отказ. Тут все перечислено. Ему напомнили, что трек имеет паспорт и лицензию, подтверждающие его полное соответствие установленным правилам и требованиям, что соревнования здесь проводятся не первый год и никогда претензий от участников не было. Но руководитель команды задумчиво тянул свое: — И гонщики в «Искре» какие-то моложавые... Паспорта бы у них проверить, может, они еще не достигли установленного возраста. Сцена эта вызвала тягостное впечатление у судей. Все присутствовавшие знали, в чем тут дело. Час назад при медосмотре у Алексея Богомолова, спортсмена из Мелеуза, обнаружилось повышенное кровяное давление. Врач не допустил его к стартам. Представитель команды так сформулировал свое отношение к медицинскому заключению: — Или Богомолов будет выступать, или я сорву соревнования. Я найду к чему придраться. Поскольну медики не пошли на попятную, угроза была приведена в исполнение И теперь X. А. Концелидзе упивался собственной твердокаменной неуступ-чивостью, демонстрируя безграничное неуважение к судьям, организаторам соревнований и тысячам зрителей и мотоспорту вообще. Этот сеанс беспардонности состоялся прошлым летом. Может быть, его исполнитель потом одумался, почувствовал укоры совести? Ничуть не бывало. Волновало его лишь засчитанное команде поражение. Поэтому, вернувшись домой, он послал в Центральный автомотоклуб письмо, в котором милостиво соглашался встретиться с моложавыми гонщиками «Иснры» на забракованном им треке, только при условии, если оплатят проезд команды «Урожай» и главным судьей будет другой человек, к которому у гостей возникло бы душевное расположение. Словом, каким он был, таким и остался. При этих условиях полезнее было бы переменить не судью, а руководителя команды. К созвучному решению пришел и президиум Федерации мотоциклетного спорта СССР, запретивший X. А. Концелидзе представлять команду в те-13