В последние годы все чаще мы оперируем сравнительно новым понятием «автомобилизация» — говорим ли об экономике, о городском хозяйстве, о бытовом устройстве людей. И разумеем под этим весь комплекс вопросов, связанных с быстрым ростом автомобильной промышленности, развитием транспорта, дорожной сети. Наверное, нет нужды придумывать новый термин, в котором фигурировал бы мотоцикл, хотя и рост популярности «двухколесного транспорта», и подъем производства, количественный и качественный, — факты очевидные. Девять заводов выпускают у нас широкий ассортимент мотоциклов-одиночек ис коляской, мотороллеров и мопедов — в общей сложности более миллиона в год. Цифра внушительная не только в масштабах нашей страны. По общему выпуску мотоциклов мы находимся на втором (вслед за Японией) месте в мире, а что касается машин с колясками, то здесь первенство за нами. Задачи мотоциклетной промышленности в прошедшей пятилетке были обширны и внушительны. Заводы реконструировались, расширялись. Возьмем такие известные из них, как Ижевский, Ковровский, Киевский и Ирбитский. В 1970 году они дали около 700 тысяч мотоциклов. Это весовдая цифра: десять лет назад столько машин вышло из ворот всех наших мотоциклетных заводов. Советское мотоциклостроение вступает в новую пятилетку на подъеме. Строительство новых, дальнейшая реконструкция существующих заводов, технологическое переоборудование и более совершенные методы организации производства дадут возможность не только увеличить выпуск машин, но и перейти на более современные образцы. Наши мотозаводы в основном раз в четыре — пять лет обновляют свои модели. На этот раз такое обновление совпадает с новой пятилеткой.Перспективы нашего мотоциклостроения имеют четко выраженную тенденцию: преимущественное развитие предприятий, выпускающих тяжелые мотоциклы, которые пользуются наибольшим спросом. Обратимся к примеру Киевского завода. Здесь введен в строй новый производственный корпус на 15 тысяч квадратных метров, строятся инженерный корпус и экспериментальный цех. Мощность предприятия выросла в 1,8 раза. Реконструкция продолжается. Благодаря ей к 1975 году завод достигнет полной проектной производительности. Вместе с Ирбитским он будет выпускать в общей сложности более 220 тысяч мотоциклов в год. Сейчас обсуждается вопрос о строительстве нового завода тяжелых мотоциклов на 300 тысяч машин. Принятый к производству на Киевском заводе мотоцикл К-650 положил начало семейству «Днепр» и означал заметный шаг вперед по пути технического прогресса. В новой пятилетке работа над этой моделью будет продолжена. В нынешнем году намечено освоить более совершенный мотоцикл с двигателем мощностью 34 л. с. Задний ход и указатели поворота сделают машину более удобной в эксплуатации. Что готовит Ирбитский завод? Сейчас там продолжается работа над модернизацией семейства «Урал». В 1971 году будет налажено производство «Урала-3» с двигателем мощностью 36 л. с. К концу пятилетки завод должен освоить еще одну модель. О ее конструктивных особенностях пока говорить преждевременно, так как в процессе испытаний и доводки многое может измениться. Мотолюбителей, бесспорно, интересует проблема долговечности машин и их агрегатов — это ведь один из главных пунктов эксплуатационной характеристики. Можем сообщить, что коллективы Киевского и Ирбитского заводов ведут серьезные работы в этой области, цель которыхдовести пробег без капитального ремонта до 50 тысяч километров. Одновременно с расширением производства тяжелых машин намечаетсязначительно увеличить выпуск мото3 циклов класса 350 см как одиночек, так ис коляской. Ижевский завод уже в 1971 году существенно усовершенствует свои модели. Они будут оснащены указателями поворота; конструкторы предусмотрели возможность эксплуатации «ИЖПланеты-3* с любым боковым прицепом из числа существующих для мотоциклов этого класса. Новую коляску кИЖам уже начинает выпускать завод в Вятских Полянах («За рулем», 1970, № 12). К концу пятилетки достигнет высокой цифры — 400 тысяч в год — выпуск мотоциклов легкого типа. Однако речь не только о количестве. В известные уже конструкции внесены будут серьезные изменения, появятся и новые модели. Серийное производство мотоциклов «Восход-2», начатое в конце прошлого года, будет полностью развернуто в нынешнем. Конструкторы Ковровского завода постарались повысить эксплуатационные качества новой модели, придать ей более привлекательный вид. К аки «ИЖ-Планета-3», ковровская машина снабжается указателями поворота. В 1971 году на Минском заводе начнется выпуск новых мотоциклов М-106 — легких машин с 9-сильными двигателями. Белорусские конструкторы работают и над другой моделью — М-107. 3 При том же рабочем объеме (125 см ) мощность ее двигателя составит 11 л. с. Производство М-107 намечено начать в новой пятилетке. Если характеризовать эти модели в целом, следует отметить тенденцию к созданию более надежных, удобных машин, отвечающих требованиям технического прогресса и эстетики. Р ешая текущие задачи, совершенствуя сегодняшние модели, минчане не прекращают перспективных разработок. В планах конструкторов — 150-кубовая машина с раздельной системой смазки и золотником на впуске, унифицированная с базовыми моделями класса 125 см 3 . К концу пятилетки намечено разработать еще одну модель мотоцикла легкого типа, который по своимДвигатель для мопеда, снабженный экспериментальной бесступенчатой трансмиссией. Она состоит из ремня клинового сечения и раздвигающихся шкивов. Конструкция создана во ВНИИмотопроме.уг-у&г«11*1