Технические Техника наших друзейитогипервенстваАвтомобили социалистической Чехословакии пользуются большим спросом на мировом рынке Их покупают более чем 50 стран. Согласно перспективному плану развития автомобилестроения в ЧССР, к 1980 году половина всех производящихся автомобилей будет идти на экспорт. В нашу страну поставляютсяв основном двенадцатитонные грузовики «Татра-138». Только в прошлом году мы получили 900 таких машин.31А ЗАВОДАХ ЧЕХОСЛОВАКИИ Ао. нrT F РАБАНТ» J СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯСборка ра-603-2» ра-138».легковых автомобилей (вверху) и грузовиков«Тат«ТатП ервыемашинымарки «Трабант» вышли из ворот автомобильного завода «Заксенринг» в Цвиккау (ГДР) тринад цать лет назад. Эти микролитражки быстро приобрелиширокуюизвестностьблагодаря своим необычным конструкт ивным особенностям. Хотя собственно кузов «Трабанта» был стальным , несущего типа, но облицовочные панели крыши , к апота , к рышкибагажника , дверей икрыльев были изготовлены из «дуропласта» — п ластмассына фенольной основе. Таким образом, народное предприятие «Заксенринг» одним из первыхвмире освоило массовое производство автомобилей спластмассовымипанелями кузова. Не менее интересени силовой агрегат «Трабанта». Д вухтактныйдвигательсдвумяпараллельнымицилиндрами уст ановленпоперекмашиныи имеет воздушное охлаждение. Подача горючей смеси регулируетсявращающимся золотником. Ведущие колеса — п ередние , к ак на автомобилях «Ауди», в ыпускавшихсявЦвиккау до войны. Автомобиль снабженнезависимой подвеской всех колес (на поперечных рессорах), р еечным рулевым механизмом, шинами размером 5.20—13. Кузов — д вухдверныйс вместительным багажником.Современная формула 1 ( т ак называемая «трехлитровая») вступает в шестой год своего существования. Остался позади период незрелых конструкций, обусловленный сложностью проектирования гоночных автомобилей, трудностью их изготовления и доводки, а также не в последнюю очередь недостатком времени для выполнения всех этих работ. Неизбежная поспешность в подготовке машин подчас приводила к расхождениям между теоретическими соображениями ипрактикой . В прошедшем сезоне эти неувязки почти исчезли. В частности, т акой вывод можно сделать по итогам эксплуатации восьми- и двенадцатицилиндровых двигателей. Впервые за пять лет трехлитровые моторы с двенадцатью цилиндрами начали оправдывать на практике теоретические преимущества по сравнению с восьмицилиндровыми конструкциями . Кончилось превосходство «восьмерки» «Форд-Косворт», з анимавшей почти монопольное положение впрошедшие годы. В чемпионате 1970 года первые места стали занимать уже автомобили с двенадцатицилиндровыми двигателями БРМ и «Феррари»; отличные динамические качества показал также новый « М атра - С ИМКА V-12». В то же время восьмицилиндровый «Форд-Косворт», который устанавливали на многие гоночные автомобили («Лотос», «Ман-Ларен», «Брэбхэм», «Марч» и др.), подвергался систематическому форсированию, что сопровождалось последовательным увеличением числа оборотов с 9000 до 9500 и затем до 10 000. Мощность двигателя удалось постепенно довести до 440 л. с , но вущерб былой надежности . В соревнованиях минувшего года на этих моторах участились неисправности и поломки деталей. Возможности их дальнейшего форсирования если не исчерпаны совсем, то очень незначительны. Новые двенадцатицилиндровые двигатели ( Б РМ , «Феррари», «Матра-СИМКА») в соответствии с современными констр уктивными тенденциями имеют четырехклапанные головки -цилиндров с очень малым развалом клапанов и центральной свечой. Очевидно, они располагают большими резервами для форсировки присохранении достаточной надежности. К тому же их мощность выше. чем у восьмицилиндровых конструк ций, — т ак , мотор «Феррари-312Б» у же развивает 455—466 л. с. при 11 600 об/мин. Одновременно ведутся эксперименты по применению на автомобилях формулы 1 двигателей принципиально нового типа: завод «Лотос» готовит к чемпионат у этого года машинус газовой турбиной. Возможности ее применения для скоростных машин мало изучены, но специалисты считают, что она будет обладать решающими преимуществами по сравнению с моделями, о снащенными традиционными поршневыми двигателями. В нешний вид новых гоночных автомобилей, впервые стартовавших в прошлом году и представляющих собой основных соперников в чемпионате, поназан на иллюстрациях. Бросается в глаза, насколько изменился их внешний облии. От былых представлений относительно обтекаемости формы почти ничего не осталось. Достаточно назвать ширину протектора шин — 380 мм. Прежде считали совершенно необходимым делать заднюю часть кузова обтенаемой и рассматривали эту меру как эффективное средство против вихреобразования за движущейсямашиной . П ри этом обтекаемости радиатора и вообще передней части кузова придавали второстепенное значение. В свете современных понятий о потоке воздуха, обтекающем автомобиль с открытым расположением колес, в зоне средней части кузова вихреобразование уже настолько интенсивно, что задний обтенатель становится бесполезным. Поэтому теперь обращают внимание главным образом на обтекаемость передней части, которая должна способствовать снижению общего сопротивления воздуха. Исходя из этих соображ ений , к онструкторы «Лотоса-72» разместили радиаторы по бокам кузова перед двигателем. Носовая часть кузова стала более обтекаемой, без обычного отверстия для прохода охлаждающего воздуха. Такое решение является довольноПроизводство автомобилей на заводе «Татра» постоянно расширяется. По сравнениюс 1950 годом объем выпуска его продукции удвоился.Завод в Саноке известен своими автобусами — городским (сейчас выпускается модель Х100Б) и междугородным (модель Х100А). Обе машиныблизки по конструкции кузова и шасси. На первойустанавливается 125-сильный дизель, на второй — к арбюраторный двигатель мощностью 105 л. с. Городская модель рассчитана на 60 пассажиров (22 места для сидения), а междугородная — н а 33. Скорость соответственно 60 и 80 км/час, а собственный вес — 5750 и 5850 кг. В настоящеевремя завод разработал более совершенный образец — «Санок-09». Хорошо оснащенный , автобус имеет удобные откидные сиденья, систему кондиционирования воздуха. «Санок-09» может идти со скоростью 85 км/час ивмещает 38 человек. Двигатель — ш естицилиндровыйдизель рабочим объемом 6540 смз и мощностью 150 л. с. По сравнениюс прежней моделью (Х100А), п редназначенной для междугор одных рейсов, «Санок-09» длиннее и ниже. У него современнаявнешность , к омфортабельный салон.JJОЛЬСКИЕ АВТОБУСЫВ целом заводу удалосьсоздать удачн уюконструкциюкомпактной микролитражной машины, вмещающей четырех человек. Она выпускается до сих пор . Правда, з а последние годы «Трабант» подвергся значительноймодернизации — и змениласьформа кузова, все четыре передачи получили синхронизаторы , увел иченырабочийобъемимощность мотора. В частности , в прошлом году намашинепоявилсяусовершенс т3в ованныйдвигатель модели П63 (594 см , 26 л. с. при 4200 об/мин). Его степеньсжатиясоставляет 7.6 и требует применения бенз инасоктановым числом нениже 88. В озросшая на 3 л. с. м ощность позволила повыситьскоростьавтомобиля со 100 до 105 км/час. Улучшилась и приемистость: с места до 80 км/час «Трабант-601» т еперьразгоняетсяза 19,5 сек ундыпротивпрежних 24,2. Однако этот выигрышвдинамике был достигнут не в ущерб экономичности. Расход топлива уменьшилсявсреднем на 5—7 процентов. и наскоростях 50 и 90 км/час он равен соответственно 4,8 и 7,4 л на 100 км пути. Небольшая база (2020 мм) п озволила сделать машину довольно короткой — 3555 мм. Ее колеяравняется 1206 мм (спереди) и 1255 мм сзади, а ширина — 504 мм. Клиренс — 155 мм. Умеренные габариты обеспечили автомобилю сравнительно малый собственный вес — 650 кг.30