А. МАРЕСЬЕВ, ответственный секретарь Советского комитета ветеранов войны, Герой Советского Союза Ученые уже давно объявили наш двадцатый век веком высоких скоростей и машин. Турбореактивные самолеты и курьерские поезда, суда на подводных крыльях и современные автомобили почти уничтожили расстояния. И все жея убежден, что эту революцию в способах передвижения может в полной мере ощутить лишь тот, кто сам управляет техникой, кому подвластны скорости, кто много ездит и много видит. В годы войны я летал на военных самолетах. Но первое радостное ощущение того, что машина слушается тебя, повинуется тебе, я получил на земле. Это было в 1938 году на Дальнем Востоке. Я служил в авиапогранотряде мотористом, и мой товарищ — водитель газика давал мне иногда проехаться за рулем по аэродрому. Через пять лет мне представилась возможность самому водить «эмку». Теперь-то могу признаться, что ездил без прав, что знание правил ограничивалось более чем скромным «минимумом»: красный светстой, зеленый — двигайся. Но езда доставляла удовольствие, она служила как бы продолжением летного дела. Д о сих пор вспоминаю, с каким трудом досталось М1не шоферское удостоверение. Автомобильная медкомиссия оказалась еще более несговорчивой, чем авиационная. Мне отказали. Пришлось предпринять «обходный маневр » — представить справку о том, что годен к летно-подъемной работе. Это освобождало от медосмотра. С 1-го февраля 1945 года я полноправный автолюбитель. На моих глазах за эти годы произошли прямо-таки невероятные изменения на дорогах. Я коснусь лишь одного — использования машин для отдыха, путешествий. В самом деле, что может быть лучше отдыха на колесах? Частая смена впечатлений, неповторимые пейзажи, поток новых эмоций — все это без следа вымывает усталость, духовно обогащает. Посмотрите, что делается в субботу и воскресенье, скажем, на подмосковных шоссе. Катят вереницы автомобилей и мотоциклов, все рвутся за город, чтобы насладиться прекрасной природой, увидеть и узнать новое. Путь их лежит в заповедные уголки, к историческим памятникам, шедеврам архитектуры и, конечно же, к святым для каждого советского человека местам сражений минувшей войны. Сколько раз видел я, как замедляли свой бег машины, как стояли, склонив головы, у белых столбиков с красной звездой спешившиеся автомобилисты и мотоциклисты. Да, автомототуризм сегодня — не только укрепление здоровья^NjesalfcliВСТРЕЧАСПОДВИГОМНовая пятилетка будет пятилеткой научно-технического прогресса. А это само по себе предопределяет высокие темпы дальнейшей автомобилизации. В ближайшее время станет еще больше владельцев автомобилей и мотоциклов, и в отряды авто- и мототуристов вольется новое пополнение. Многие станут участниками очередного этапа Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи, который решено посвятить 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик, участниками нового туристского конкурса журнала «За рулем», также посвященного этому знаменательному событию. Мне хочется обратиться ко всем, кто готовится к походам на автомобилях и мотоциклах. Отправляйтесь в места, где в жестоких боях, кровью и жизнью мы отстояли свободу! Набирайтесь бодрости и энергии! Желаю вам успехов на этом пути!и повышение работоспособности. Это еще и важное подспорье в патриотическом воспитании. О многом может поведать дорога •— * памятник, разрушенный дзот, заросший окоп. Тысячи моторизованных туристов ежегодно отправляются к местам былых сражений. Люди старшего поколения едут по велению памяти сердца. Ветеранов влечет туда, где проходили фронтовые дороги их боевой молодости. Юношами руководит другое — потребность самим узнать недавнее прошлое, чтобы глубже понять и ощутить подв1иг старших в годы войны. Где только не пролегли маршруты автомобилистов и мотоциклистов! Их машины можно было встретить у Волгограда и Бреста, Севастополя и Одессы, в районе Орловоко-Курской битвы, в бывшем партизанском крае, на Брянщине. Участники Всесоюзных походов молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы, моторалли, а также автомотопоходов на призы журнала «За рулем» шли путями отгремевших сражений. И все они получили неоценимый заряд патриотического чувства. А значение этого, в особенности для молодых, не прошедших сквозь вихри войны, неоценимо. Коммунистическое мировоззрение, любовь к Родине надо воспитывать, и помнить при этом, как велика сила воздействия событий прошлой войны на молодежь, особенно когда знакомство с прошлым активное, когда можно лично ощутить близость к героической истории. Пленум Советского комитета ветеранов войны призвал бывших фронтовиков и партизан встретить XXIV съезд нашей партии активной работой по военно-патриотическому воспитанию населения. Многое сделано. Но еще больше предстоит сделать. Наша солдатская память может сослужить хорошую службу. Мы должны позвать в новые походы юношей и девушек, повести их по местам былых боев. Молодые должны знать все о тех, кто бесстрашно встретил врага на рубежах нашей Родины, кто пал смертью храбрых в бою, кто донес наши знамена до Победы. Массовый автотуризм, повторяю, открывает самые широкие возможности для встреч с героическим прошлым.Огромное значение для повышения массовости автомототуризма, как ив целом для улучшения дела туризма, имеет постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969 г.). Автомототуристы — активные участники Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. За это время прошли три моторалли: «Родина», посвященное 50-летию Великого Октября, «Юность» — полувековому юбилею ВЛКСМ и «Искра» — 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. В них участвовало около 3 тысяч человек. В заочных соревнованиях, проведенных журналом «За рулем» и Центральным клубом автомототуристов под девизами «Дорогами подвигов и славы» и «Идеи Ленина торжествуют!» приняли участие около 7 тысяч автомототуристов. В 1968 — 1970 гг. состоялось три всесоюзных слета автомототуристов. Свыше 1000 человек, 158 команд из разных городов были их участниками.15