и В. Олека на «Москвиче-407» занима ют первое место в своем классе в «Рейде польском». 1965 год — В. Егоров и В. Данильчев («Москвич-408»), X. Рююте ль и Г. Хольм («Волга ГАЗ-21») становятся победителями в своих классах. на этих соревнованиях. 1967 год — на ралли в Эфиопии экипаж С. ТенишевВ. Кислых на автомобиле «Волга ГАЗ21» занимает первое место в классе и второе — в абсолютном зачете. Триумфальными были для советских гонщиков выступления в авторалли-марафонах Лондон—Сидней и Лондон — Мехико. Среди 53 финишировавших на Австралийском континенте экипажей, прошедших свыше 16 тысяч километров, оказались все четыре советских «Москвича-412». А в прошлом году жи тели Мехико с восторгом аплодировали трем советским экипажам на «Москвичах-412», преодолевшим путь в 26 тысяч километров по территории 25 стран Европы, Южной и Центральной Америки. За высокое мастерство, огромную волю и мужество, проявленные в этих сложнейших соревнованиях, звания «Заслуженный мастер спорта СССР» удостоены А. Ипатенко, С. Тенишев, У. Аава, В. Щавелев, Л. Поталчик, Ю. Лесовский, Г. Хольм, Э. Баженов, А. Терехин и В. Кислых. Этот успех разделил автозавод имени Ленинского комсомола, создавший надежный, с высокими динамическими качествами автомобиль. Авторалли — увлекательный, захватывающий вид соревнований не только для спортсменов заводов и автоклубов, но и для всех водителей • профессио— налов и владельцев личных машин. У нас накоплен уже определенный опыт организации ралли по упрощенной программе — однодневных с доступными средними скоростями на трассе в 200—300 километров и не очень сложными спецучастками. Сейчас Федерация автоспорта СССР обобщает этот опыт с тем, чтобы разработать типовые условия ралли, которые смогут привлечь к соревнованиям широкие массы автомобилистов.Выглядит он вовсе не по-спортивному. Среднего роста, движения замедленные. Но стоит заговорить с ним о картинге, и он преображается: в глазах огонек, весь становится собраннее, энергичнее. Мы ходим с Виталием Ениным по большому залу, знакомимся с его хозяйством. Здесь есть на что посмотреть. Прижавшись к стенкам, рядами стоят карты. И каждый Виталий знает как свои пять пальцев, знает до последнего винтика — почти все они собраны, отлажены под его руководством, в каждом из них его труд, знания, время. Страсть к картингу и картам у Енина зародилась лет десять назад, когда он работал на станции юных техников. Там по снимку, опубликованному в одном из журналов, собрали первый в Харькове гоночный микроавтомобиль. Эту страсть он принес сюда, в городской Дворец пионеров и школьников имени П. П. Постышева. Из тридцати с лишним машин, которые находятся в секции, только девять заводского производства, остальные сделаны самими ребятами. Если подходить с чисто спортивной точки зрения, может, и не стоило затрачивать столько труда и усилий на постройку картов, ведь заводы делают совершенные машины. Но разве можно упускать из виду другое, едва ли не более важное. Сборка карта — это труд. Захватывающий, вдохновенный, не оставляющий его участникам ни времени, ни желания бесцельно бродить по улицам. Немало родителей юных спортсменов признательны Дворцу пионеров, Виталию Енину за то, что их сыновья полюбили здесь технику.ВИТАЛИИ ЕНИН КАРТИНГИСТЮные картингисты Харькова — неизменные участники первенств республики. И не только участники, но нередко победители, призеры. Немало успехов на картинговых трассах иу мастера спорта Енина. Сколько раз он поднимался на высшую ступеньку пьедестала почета на республиканских соревнованиях, а на первенстве страны минувшего года стал серебряным призером в международном классе 125 см-*. Среди его воспитанников кандидаты в мастера спорта Анатолий Стадник, Борис Корсунский, Александр Скирда, перворазрядник Валерий Соколов. Все они получили во Дворце пионеров путевку в большой спорт. Тридцать пять школьников, тридцать пять увлеченных спортом собираются на занятия картингистов. Большинство из них разрядники, познавшие радость борьбы на трассе, остальные — первогодки. Желающих, разумеется, намного больше. — Отбою нет от ребят, все идут и идут, — говорит Енин. Как и всякая работа с детьми, спортивная требует педагогического опыта, большой выдержки, такта и, конечно, любви к своему делу. Результаты многолетней деятельности Енина — лучшее свидетельство того, что он обладает такими качествами. Не все ребята с первых же шагов становятся на путь, который ведет к мастерству. Один трудолюбив, пытлив, другому черновая работа не по душе, ему бы только «гонять» по трассе, у третьего большое желание научиться водить машину, но не получается. Найти правильный подход к каждому дело нелегкое, но без этого успеха не жди. Анатолий Калайда пришел в секцию уже девятиклассником. Он быстро изучил карт, приобрел навыки вождения, но на трассе ему все время не везло. Пригляделся Енин к тому, как паренек готовит карт, убедился, что делает он многое спустя рукава, и сказал: «Не будешь стартовать до тех пор, пока не научишься ухаживать за машиной». Он показал раз, другой, что и как надо делать. Помогло. Серебряная медаль на республиканских соревнованиях, завоеванная Калайдой, это награда и Енину за педагогическое мастерство, терпение и такт. А вот другой случай. Еще не так давно совсем не ладилось дело у Бориса Корсунского. Желания — хоть отбавляй, но стоило выйти на трассу — и... последнее место. То передачу переключит раньше времени, то не рассчитает скорость. Видел Енин, как переживает парень. Стал с ним заниматься дополнительно, помогал воспитывать выдержку, умение владеть собой в самые острые моменты борьбы. Сейчас Борис — кандидат в мастера спорта. Сам помогает новичкам. Среди автогонщиков можно нередко встретить бывших картингистов. Это естественно. Езда на карте помогает овладеть искусством вождения машины. Пробуют свои силы в автомобильных соревнованиях Виталий Енин и некоторые его воспитанники. В парке Дворца пионеров две «Эстонии-15», три той же четвертой формулы, но собранные самими спортсменами. Наступает новый спортивный сезон. Серьезно готовятся к нему юные гонщики Харьковского Дворца пионеров и их наставник Виталий Енин. А. ЛУБЕНСКИЙ, спецкор «За рулем» г. ХарьковК. сочнов,заслуженный тренер СССР В связи с тем, что появилось много облегченных (из алюминия или «электрона») колее с уширенными ободами, ФИА обязала национальные клубы отдельно рассматривать и утверждать каждый из них. Не допускается применение для серийных машин облегченных (из пластика) деталей кузова. Вводится как обязательное применение пожаробезопасных топливных баков. К 1974 году такие баки должны быть на всех автомобилях, участвующих в спортивных соревнованиях. Отныне запрещен и старт типа «Ле Ман», так как гонщики в этом случае не успевают пристегнуть ремни безопасности. На ограждениях трасс не разрешено применять рекламу из горючих материалов. Комиссия рассматривала вопрос об оборудовании трасс мигающей световой сигнализацией, которая призвана заменить сигнальные флаги (два желтых и один синий). Утвержден спортивный календарь ФИА. Значительно увеличилось количество международных соревнований в социалистических странах. Состоялись выборы в руководящие и рабочие органы. В них достойно представлены ФАС СССР и федерации других социалистических стран. Советские представители избраны в комитет, спортивную, техническую и картинговую комиссии. Л. АФАНАСЬЕВ. председатель президиума ФАС СССР. член генерального комитета ФИА17Фото В. Степанова