Эхо зимних гонокЧемпионат, страны — организация и судействоПервенство страны по мотогонкам на льду давно стало столь приметным событием зимнего спортивного сезона, что вполне может поопорить с лыжным и конькобежным. Чтобы выяснить, какими заботами жи вут ныне мастера ледяного спидвея, какие стоят перед этим видом мотоспорта проблемы, корреспонденты «За рулем» судья Всесоюзной категории Е. Дискин, мастер спорта Г. Плешаков, журналисты Б. Логинов и Б. Синельников посетили стадионы Ленинграде, Москвы, КаменскУральского, Вятских Полян 'и Красноярска, где проходили финальные поединки чемпионата. Надо сказать, что (Проблем оказалось немало. К ним мы еще вернемся а канун будущей зимы. А в данной статье рассмотрим минувшие соревнования только с двух точек зрения — их организации и судейства. Сделать это важно и своевременно, на наш взгляд, потому, что подобные вопросы в той или иной мере волнуют сейчас, на старте большог о летнего сезона всех, кто причастен к мотоспорту вообще, а к гаревым гонкам — в особенности. Ведь они сродни ледяным. Необычно теплая зима создала дополнительные трудности организаторам финальных стартов в пятисоткубовом «королевском» «лассе, .которые проходили в Ленинграде и Москве. Здесь, на двух стадионах, предпринимались прямо-таки героические усилия, чтобы подготовить ледяную дорожкуи предохранительный снежный вал. И с этим организаторы успешно справились, а вот с остальным... Похоже, что на Ленинградском треке, где каждый год образцово проходят международные гонки, как-то охладели к чемпионатам страны. Оказался забытым очень важный компонент любого соревнования — праздничность, торжественность, столь нужная и спортсменам и зрителям. Не было на первом этапе чемпионата даже общепринятой церемонии открытия с подъемом флага. Особого разговора заслуживает освещение трека. Прожекторы, установленные на барьере, тускло высвечивали из темноты отдельные участки ледяной дорожки . Трудно было не только главному судье (впотьмах он едва различал цвета нашлемников), но даже самим гонщикам. В этом отношении два последних этапа, состоявшихся в Москве на стадионе «Динамо», прошли несравненно лучше. С явной прохладцей к проведению чемпионата страны в классе машин 175 см3 отнесся Красноярский автомотоклуб ДОСААФ , и особенно стадион имени Ленинского комсомола. Даже официальную тренировку участников удалось провести с большим трудом. Причины кроются в том, что за последние годы Красноярск перегружен соревнованиями на мотоциклах только одной кубатуры, причем победа неизменно достается местным гонщикам. Организаторы и зрители потеряли интерес к ледяным мотогонкам, поскольку заранее знают их результат. Думается, правы красноярцы, претендуя на проведение ответственных стартов в классе машин 3 500 см . Одному из авторов этой статьи очень повезло: он увидел по-настоящему образцовый чемпионат. Проходил он в3 Вятских Полянах (350 см ). Интересно, что местному автомотоклубу уже в третий раз поручают его организацию, и с каждым годом она все лучше и лучше. В дни чемпионата город буквально жил мотогонками. Улицы, прилегающие к стадиону, были украшены, как в дни праздника. Всем участникам работницы машиностроительного завода преподнесли хлеб-соль, памятные сувениры. Главным призом для победителя стал мотороллер «Вятка». Свои призы учредили все организации, даже... детский сад, ребятишки которого собственными руками изготовили сувенир. Словом, участники чемпионата с самого начала оказались в центре внимания и выступали они с подъемом. На хорошем уровне -были организованы также соревнования в Каменск-Уральском, где за золотые медали чемпионов боролись гонщики на машинах класса 125 см 3 . Несколько слов о судействе. Проходило оно ныне в соответствии с новой инструкцией ФИМ , касающейся главным образом поведения гонщика на старте. Теперь спортсмена, совершившего фальстарт, штрафуют очком (в денежном выражении), а порвавшего стартовую ленту — вообще исключают из заезда. Кажется, все ясно и просто. На практике же оказалось иначе. Ведь гонщики на стартовой черте внимательно следят не только за лентой, но и друг за другом. Любое движение спортсмена сразу же передается всем остальным. И получалось: фальстарт совершал один, а ленту рвал другой. Кто виноват, кого исключать из заезда и как поступить, если спортсмен порвал только одну из двух лент стартового устройства? А тут еще ввели зеленый светофор, который, вместо своего прямого назначения — объявления готовности № 1, провоцировал участников на фальстарт. Оговоримся, что с подобными трудностями встретились только судьи чемпионата «пятисотников». В остальные же классах подобных нарушений со стороны гонщиков не было — там машины не столь приемисты. Тем не менее новые правила трактуются не всюду и не всеми одинаково, а некоторые арбитры их просто не приняли «на вооружение». Возникали споры и на московском стадионе «Динамо». К чести судей Всесоюзной категории Г. Фомина (Москва) и Г.Тютикова (Ленинград) они во всех сложных ситуациях принимали правильные решения, видя главного виновника в том гонщике, который стал первопричиной фальстарта. По крайней мере, таково мнение председателя Всесоюзной коллегии судей Г. Афремова. И все же тот факт, что сомнения в правильности решений возникали, говорит о необходимости созвать судейский семинар для тех арбитров, которые будут обслуживать соревнования по мотогонкам на гаревой дорожке.На пьедестале почета класса 500 см 3 (слева направо): А. Щербаков, В. Цибров и В. Пазников. ФОТО В. Ширшова Результаты соревнований Каменск-Уральский, 125 см': 1. П. Щеглов (Кемерово) — 29 очков; 2. В. Тетер ин — 2 8 : 3. Ю. Максимов—25: 4. В. Чупин — 23 (все — Каменск-Уральский); 5. В. Довнар (Минск) — 17; 6. В. Щеглов (Кемерово) — 16. , Красноярск, 175 см 3 : 1. В. Свинко — 26; 2. В. Басалаев — 26 (оба — Красноярск); 3. А. Гавриков (Серпухов) — 24; 4. Б. Семенов — 21; 5. Л. Р удашевский — 19 (оба — Красноярск); 6. И. Антонов 1 (Курск) -- 18. Вятские Поляны, 350 см : 1. С. Чирцев (Ижевск) — 29; 2. В. Сандульский (Владивосток) — 24: 3. В. Присяжнюк (Новокузнецк) — 24; 4. С. Тарабанько — 21; 5. С. Яровой — 21 (оба — Чита); 6. Н. Семенов (Владивосток) — 17; Ленинград, Москва, 500 см 3 : 1. В. Цибров — 42; 2. А. Щербаков — 39 (оба — Духонины)- 3. В. Пазников (Новосибирск) — 34: 4. В. Моисеев (Москва) — 33; 5. Ю. Дудорин (Уфа) — 28; 6. В. Катюжанский (Ленинград) — 26 очков.По следам наших выступленийВ ДОЖДЬ И ТУМАНВсесоюзная коллегия судей по мотоспорту обсудила на своем заседании статью мастера спорта Ю. Иванова «В дождь и туман» («За рулем», 1970. Кч 12). Излож ениефактовв статье признанов основном правильным . В своем решении коллегия указала заместителю главного судьи финала Всесоюзной спартакиады по мотомногоборью Н. Кузнецову на нев ерные действия: в четвертый день соревнований он, с сылаясь на отсутствие главного судьи, не закрыл своевременно на втором круге трассу. Главному судье П. Даниловичу, главному секретер). И. Тюрину иначальнику дистанцш Г. Кокоркину такжеуказано на серьез ные ошибки, допущенные ими в ходе соревнований ипри подведении итогов. Президиум федерации мотоспорта утвердил решение ВКС и внес следующее добавление: а ннулировать классификационные справки, выданные участникам Ю. Богодарову и Д. Андриади. т ак как на соревнованиях они не полностью прошли требуемую Единой Всесоюзной спортивной классификацией дистанцию.V