На приз „За рулем"ПОБЕДИТЕЛЬ «МОЛНИЯ»Теперь уже можно смело утверждать, что зимний мотобол получил полные права гражданства. Второй Всесоюзный турнир , проходивший в рамках месячника оборонно-массовой работы, вошел во Всесоюзный спортивный календарь и, что не менее важно, — привлек многочисленных участников. Оспаривать Новый кубок журнала на этот раз изъявили желание 1 шестнадцать команд. Оргкомитет смаг принять только половину заявок, чтобы не растягивать сроки проведения соревнований. Среди приглашенных оказались «Комета» (Элиста), «Молния» (Зеленонумск), «Адажи» (Рига), «Вымпел» (Полтава), «Кубань» (Краснодар), «Спорт» (Таллин), «Темп» (Москва) и «Юпитер» (Ленинград). К акив прошлом году, организаторы турнира — Московский городской спортивно-технический автомотоклуб ДОСААФ, «Мострамсагентство» и редакция «За рулем» решили для выявления победителя прибегнуть к олимпийской системе. Но было и новшество: предварительные игры проходили на стадионах Егорьевска, Раменского иЖуковского , а заключительные — в Москве. Т аким образом, одна из основных целей турнира — популяризация мотобола — была выполнена. Участники соревнований не остались в долгу перед зрителями. Почти в каждой встрече команды демонстрировали красивый наступательный мотобол. Высокое мастерство на снежных полях показали мотоболисты «Молнии», «Адажи», «Кометы». Матчи с их участием стали украшением турнира. Кто, например, мог предполагать, что спортсмены команды колхоза «Адажи» не только могут На равных спорить с чемпионом страны «Кометой», но и выиграть скрупным счетом 5 : 1 ? А случилось именно так . В этой встрече рижане по всем статьям превосходили мотоболистов Калмыкии. Самых больших похвал заслуживают новые лауреаты зимнего турни ра — спортсмены «Молнии». Финальный поединок с командой «Адажи» они провели, что называется, на одном дыхании. Самоотверженно, с полной отдачей сил действовал в этой встрече каждый игрок, но особенно третий номер — Валерий Кудинов. Он забил четыре мяча, стал соавтором пятого и своей неутомимостью, остроумными финтами, неожиданными ударами по воротам бунвально покорил сердца взыскательных московских зрителей. Второй турнир финишировал. Главный приз журнала «За рулем» получил на год зеленонумскую «прописку». Команда-победительница, кроме того, награждена памятным кубком, а ее игроки , тренер, м еханик — подарками и дипломами редакции. Приз Московского городского спортивнотехнического автомотоклуба ДОСААФ вручен спортсменам «Адажи», занявш им второе место. Третьи призеры соревнований — мотоболисты «Кометы» награждены кубком «Мострзнсагентства». Отдавая должное мастерству призеров турнира , не могу не сказать о том, что омрачило соревнования. Этог о не случилось бы, будь руководители команд чуть дисциплинированней. Почему-то посчиталось нормальным прибывать в Москву в удобное для себя время, а не в тот день, который обусловлен Положением отурниреотвешовЦОЗЕФА ДОЗИФАЕсли слрокить первого гюпашшегося мальчишку, что такое «Ява», он, наверное, даже забыв о географии, назовет чехословацкий мотоцикл. Вишневые машины с овальной эмблемой появились на наших дорогах более пятнадцати лет назад. Теперь их около семисот тысяч, и их марка известна буквально каждому. Очень многие мотоциклисты с похвалой отзываются об этих быстроходных машинах. Недаром после чехословацкой выставки в Москве (летом прошлого года), где демонстрировался один из новых дорожных мотоциклов «Ява-350» («За рулем», 1970, № 8), редакция получила много писем, свидетельствующих о большом интересе к новинке заслуженной фирмы. Недавно редакцию посетил один из создателей первых послевоенных «яв», ныне директор научно-исследовательского центра мотоццклостроения в Праге, лауреат государственной премии ЧССР, доктор Йозеф Йозиф вместе со своим заместителем Владимиром Янзой. Товарищ Йозиф пришел на фабрику мотоциклов молодым человеком. Она выпускала тогда машину со 175-кубовым двигателем, развивавшим... 2,5 лошадиных силы! Это было более сорока лет назад. Сейчас ему уже за шестьдесят, но он полон энергии. Доктор «мотоциклетных наук» внимательно выслушивает наши вопросы и отвечает на них. Какие основные работы выполняет ваш. центр? Мы разрабатываем новые мотоциклы, помогаем организовывать их производство, изучаем различные проблемы мотоциклостроения, создаем спортивные машины... Короче говоря, занимаемся почти всеми вопросами, связанными с одноколейным транспортом. Проводите ли вы работы совместно со специалистами других стран? Недавно мы вместе с вашим мотоциклетным институтом (ВНИИмотопром. — Р ед . ) составили и утвердили план, представляющий взаимный интерес. Наши коллеги из Серпухова будут изучать, например, проблемы уменьшения шума двигателя, а мы займемся более широким применением пластмасс в мотоциклах. У нас налажен регулярный обмен опытом с родственными предприятиями стран социалистического содружества. Чехословацкие мотоциклы экспортируются во многие страны. В зависимости от конкретных условий эксплуатации для многих из них вы готовите специальные модели. Какие требования вы учитываете, разрабатывая машины для СССР? Советский Союз — самый крупный заказчик чехословацких мотоциклов. Поэтому модели, идущие к вам, — базовые. Для других стран, американских или африканских, мы приспосабливаем их, создавая модификации. У вас мотоциклы эксплуатируются в весьма разнообразных условиях. Отсюда — универсальные, если можно так сказать, требования к машине: она должна быть надежной, выносливой, простой по устройству, а также в обслуживании22