26
27
Автомобили на ипподромеК итогам первенства страныВ тотдень все десятьтысячместнамосковскомипподромебылизаполнены . Плотными рядами выстроились любители автоспорта вдоль трибун идажевпроходах . О дним словом, п ятоепервенствостраны по автогонкамнаипподроме прошло с аншлагом. Б есспорно , с тольвысокаяпосещаемостьобъясняетсяне одной лишьпопуляр ­ ностью зимних автогонок в столице. М инувшийчемпионатотличался исключит ельносильнымировным состашом участников . Среди 36 спортсменов — м оскви ­ чей, л енинградцев , р ижан , г орьковчан , т ольяттинцев , — в ыступавшихв соревн ованиях , д есятеро (почти треть ! ) б ыливпрошломобладателямизолотых мед алей . Н о это обстоятельствоотнюдь не означало , ч товдвенадцатизаездахна «москвичах» и двенадцати на «волгах» безраздельно господствовали умудренные многолетнимистартамиветераны . Н аравныхвели спор снеоднократнымичемпионамипрошлыхлетгонщики , ч ьиимена год назадбылималоизвестны любителям автоспорта. Анатолий Печенкин, Александр Замыслов, Валентин Богатовзарекомендовали себя ссамойлучшейстороныидоказали , ч тоихужесполнымправомможно отнести некрезерву , а кавангардунашегоавтоспорта . Так, молодой гонщик с автозавода имени Ленинского комсомола Печенкинвдесятомзаездеодержалуверенную победу надА . Д амбисом , В. Р жечицкими Ю. К озловым . Центральным событием чемпионата явилась дуэль Сафонов — А стафьевв пятом заезде . В 1970 году первенство СССР выигралАстафьев . Н едавноонпобедиливчемпионатестолицы . С ейчасвупорномпоединкеодержалверхСафонов , фин ишироваввпередиИ . А стафьева , С. Т енишеваи В. Р жечицкого . П ервенство1970 года представилонемалыйинтересистехническойточкизрения . В группе «волг» т риучастника — г орьковчане В. М осоловиА . К аленть ев, м осквич С. К олесниквыступалинамашинахиовоймодели — ГАЗ-24. Ч еты ­ р ехступенчатаякоробкапередачи более мощныйдвигательпозволилиим лучш ебратьстарт . О днаконаповоротахдавал себя знатьменьший вес новых «волг» — д ляиспользованиязапасамощностинехваталосцепного веса. Вместе ссемнадцатью « М осквичами - 4 12 » н астартчемпионатавышел автом обиль « Ж игули » . И муправлялиспытательВолжскогоавтозавода В. П истуно вич, и меющийсравнительнонебольшойопытучастиявтакихсоревнованиях . Это обстоятельство , а такжеменьшая ( н а15 — 2 0л . с ) , ч емумашинАстафьеваилиЕвсикова , м ощность не позволилипредставителю ВАЗа подняться выше пятнадцатого места. С равниваярезультаты , - д остигнутыена « м осквичах » и « в олгах » , н адо отмет ить , что первыевновьпоказали более высокуюсреднююскорость . В ремя «лучш егокруга » : 1 минута 16,7 секундына «Мооквиче-412» п ротив1минуты 19,6 секунды на ГАЗ-21. Л. МИХАЙЛОВ Результаты соревнований Класс V-A («Волга»): 1. В. Калнынь Класс Ш-Б («Москвич»): 1. А. Сафо(Рига, «Спартак»); 2. А. Замыслов; 3. нов; 2. И. Астафьев; 3. Л. Евсиков; 4 А. Якушев (оба — Москва, «Спартак»); А. Печенкин (все — Москва, «Труд»); 4. В. Мосолов; 5. А. Калентьев (оба — 5. В. Богатов (Москва, «Спартак»); 6. Горький, «Труд»); 6. С. Колесник (Москва, «Спартак»). А. Дамбис (Рига, «Даугава»).МОТОЦИКЛЕТНОЕБОРЬЕПятнадцать лет назад в Центральном автомотоклубе собралась группа самых опытных спортсменов-мотоциклистов. П редстоялвыездвПольшуна соревнования «Татранский рейд». Будущее выступление казалось всем слишком простым и малоинтересным. В самом деле, ч то это засостязания , г дененуж ­ но обгонятьсоперников , где существу ­ ют какие - т ографикиисредние скорости движения . И ноеделокросс . А тути мастерство показать негде. С таким настроением и отправились. А возвращались обескураженными. К омандасошлапочтивполном составе. Все испыталинатрассе « Т атранско го рейда » н ашиспортсмены : и ездупогорнымкручам , и бешенуюгонку по асфальтовым дорогам. Никогда еще не приходилось им проверять свое мастерство ло столь обширной и разнообразной программе. Это былопервоевыступление советс кихгонщиковвмеждународных многодневных соревнованиях, получивших унасвпоследствииназвание «мотомногоборье». М ногодневкизанимают , п ожалуй , самое почетное место в спортивном календаре Международной мотоциклетной федерации . П отомучтонет другого испытания , к оторое по такой обширной программе выявляло бы физич ескиекачестваспортсмена , его техн ическиезнания , н авыкивождения маш инывлюбыхусловияхи по любымдорогами , к роме этого, п осамой строгой меркеиспытывалонадежностьиходовыекачествамотоциклов . Н е случайно шестидневные соревнования ФИМ, и ли , к аких иногда называют , мотоолимпиады, ежегодно становятся крупнейшим событием международного спортивногосезона , п ривлекаютне только сильнейших гонщиков многих стран , н оиведущихконструкторов мо-ПОЛКУ ЧЕМПИОНАТОВ ПРИБЫЛОС каждым сезоном растет популярность автомобильных ралли «Прибалтика». имеющих уже двенадцатилетнюю историю. С нынешнего года соревнования возведены в ранг командного зимнего чемпионата Советского Союза. Они привлекли рекордное число участников: в Ригу, где давался старт, приехало 258 спортсменов — всего 43 команды. Ралли проходило в очень сложных условиях. Участникам нужно было преодолеть 2700 километров по раскисшим от наступившей оттепели снежным дорогам Латвии. Уже на первом круге понесли потери ипрекратили соревнования семь команд. А лидером стала первая команда Рижского таксомоторного парка . После второго круга протяженностью 800 километров вперед вышла команда Московского автозавода имени Ленинского комсомола. Судьба первого места решилась только на самом финише . Заключительную часть лучше всех провели снова рижские таксисты. Они изаняли первое место. Вот имена победителей: В. Путане, У. Мадревиц. А. Озо линьш , А. Кравалист, Я. Граудиньш, Ф. Машкевич. Вторыми были представители АЗЛК, на третьем месте — гонщики Латвийского республиканского спортивно-технического клуба ДОСААФ. Впервые в ралли приняли участие спортсмены Волжского автомобильного завода. «Жигули» с правилисьс трудностями трассы, и все три экипажафинишировали .Страничка спортивного календаряДля любителей спорта публикуем кал ендарьтрадиционных автомобильных имотоциклетных соревнований с открытым стартом, которые состоятся в июле. АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ. Ралли. «Литва-71», Вильнюс. Шоссейно-кольцевые гонки. Первенство Эстонской ССР, Таллин. «Латвия-71». Рига. Картинг. Первенство ДСО «Даугава», Рига. Кросс «Латвия-71», Мадона (Латвийская ССР). Многоборье. Первенство Эстонской ССР, Таллин. Всесоюзные соревнования школьников-автомобилистов на приз журнала «За рулем», Харьков. МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ. Кроссы. В честь открытия первой в мире атомной электростанции, Обнинск (Московская область), На приз «Шуйская гармоника», Шуя (Ивановская область). На Большой приз «йыуда», Таллин. В честь освоболгдения города Орла от немецко-фашистских захватчиков, Орел. Шоссейно-кольцевые гонки. На приз ДСО «Калвв», Таллин. Гонки по гаревой дорожке . На приз героя Великой Отечественной войны Хусейна Андрухаева, Майкоп.26 тоцюклетных заводов, а также предприятий, выпускающих шины, топливо и разные мотоциклетные «принадлежности». Не случайно и то, что в этих соревнованиях каждый финишировавший спортсмен награждается мед алью — золотой, серебряной, бронзовой в зависимости от показанных результатов. • мотомногоборья много общего сУ автомобильным ралли. В основе обоих соревнований заложен принцип регулярности движения. Те же закрытый парк, пункты контроля времени, средние скорости движения и дополнительные скоростные испытания. И оценки результатов очень схожи: за каждую минуту опоздания гонщику начисляется штрафное очко. Но у мотоциклетной многодневки есть и свои особенности. Трасса, обычно составляющая 15001800 километров, пролегает, как правило, ло труднопроходимым дорогам, причем до самого старта гонщик не знает, что ему встретится в пути — дистанция секретна и все сведения о ней можно почерпнуть лишь из карты, которая выдается каждому спортсмену накануне очередного дня соревнований. Гораздо строже, чем в авторалли, и технические требования к машинам. Основные дета.ш и узлы мотоцикла леред началом л.ногодневки маркируются и, значит, не могут быть заменены. Все это предъявляет к подготовке многодневщика высокие требования. Ежедневно он находится в пути по 7—8 часов. Порой ему приходится толкать выбившуюся из сил машину, преодолевать броды стремительных рек, мчаться по дорогам, где движется обычный транспорт. И на каждом этапе его еще ждет либо кросс, либо скоростной подъем, либо разгон, либо щоссейнс-кольцевая гонка. Далеко не каждый спортсмен-мотоциклист может быть многоборцем. В 1964 году в составе команды Бельгии на международные шестидневные соревнования ФИМ приехал чемпион мира по мотокроссу Ж . Робер. Его выступление ожидалось с большим интересом, и очень многие специалисты прочили сильнейшему мастеру кросса успех и на трассе многодневки. Но уже на второй день стало ясно, что этим прогнозам не сбыться. На пунктах контроля времени Робер появлялся весьма экзотично: с его плеч свешивалось крыло от переднего колеса, а сзади, словно охотничье ружье, воинственно торчал оторвавшийся глушитель. Машина прямо-тажи на глазах разваливалась под азартным бельгийцем. На третьем этапе он выбыл из соревнований. Робер допустил самую грубую ошибку: не рассчитал, что выступать ему нужно не один, а шесть дней, что все это время гонщик и машина должны составлять единое целое. Да, хороший многоборец совмещает в себе качества кроссмена и кольцевика со знаниями техника-механика. Каждую секунду ему необходимо на слух точно знать «самочувствие» мотоцикла, уметь ездить так, чтобы не обострять появившиеся у него вдруг «недуги». В нашей стране за эти пятнадцать лет выросло много отличных многоборцев — заслуженные мастера спорта В. Пылаев, Р. Решетнике, мастера спорта А. Дежинов, Г. Чащипов, Э. Кирсис,A. Егоров, В. Фалалеев, В. Адоян, B. Дарвин, Л. Воронович, В. Горулько, А. Козырчиков, С. Чирцев и другие. На счету каждого из них по нескольку золотых медалей ФИМ, завоеванных на мотоолимпиадах. Шестидневка ФИМ — одно из старейших международных состязаний, которое проводится с 1919 года. В борьбе за главный приз — «Всемирный трофей» чаще всего — 16 раз — успеха добивались английские гонщики. Они же 10 раз становились обладателями второго по значению приза — «Серебряной вазы». Однако с 1952 года на трассах шестидневок происходит перестановка сил. Успехи мотоциклетной промышленности Чехословакии и Герность мотомногоборья в нашей стране. Впервые чемпионат Советского Союза по многодневке был проведен в 1955 году, и хотя с тех пор прошло немало лет, соревнования не получили такого широкого распространения, как в Чехословакии или в ГДР, где почти каждые субботу и воскресенье проводятся различные двухдневки и однодневки, устраиваются открытые первенства на призы заводов, городов, спортивных обществ. Скудость календаря по мотомногоборью, который ограничивается, по сути дела, чемпионатами СССР, РСФСР и еще некоторых республик, тормозит развитие увлекательного, имеющегоманской Демократической Республики вывели гонщиков этих социалистических стран в бесспорные лидеры многодневных соревнований. По сути дела, все последние мотоолимпиады заканчивались победой команды либо ГДР, либо Чехословакии. На последней, 45-й шестидневке оба приза достались чехословацким мотоциклистам. Кстати, на этих соревнованиях национальным командам, оспаривающим главный приз, разрешалось выступать на мотоциклах производства любой страны, а не только на отечественных, что было непреложным условием на протяжении десятилетий. Спортсмены ГДР и ЧССР успешно выступают ив другом крупном международном соревновании мотомногоборцев — личном первенстве Европы по двухдневным триадам, состоящем из пяти этапов на трассах разных стран. Советские гонщики в борьбе за «Всемирный трофей» не поднимались выше третьего места. Одна из главных причин этого — недостаточная популярважное прикладное значение соревнования. Именно многоборье в первую очередь способно решить проблему массовости в мотоспорте. Потому что оно одновременно сложно и доступно. Упростив программу и трассу, можно сделать его таким спортивным испытанием, в котором с удовольствием попробуют свои силы начинающие спортсмены, и в первую очередь владельцы личных мотоциклов. В этом убеждает и некоторый опыт проведения подобных соревнований. В нынешнем году состязания на личных машинах уже состоятся как всесоюзные, с официальной «пропиской» в спортивном календаре. Может быть, такие сравнительно простые однодневные старты привлекут на трассы тысячи мотоциклистов, и многоборье на этой основе станет по-настоящему массовым, популярным соревнованием. Б. ЛОГИНОВ27