ЗНАКОМЬТЕСЬ! СвРЕаДНИИ АРТИЛЛЕРИИ*" С КИИ ГЯГАЧМногие из воспитанников школ нашего оборонного Общества, ныне проходящих службу в Советской Армии, становятся водителями гусеничных машин. Поэтому мы сегодня решили познакомить будущих воинов, тех, кому вскоре предстоит начать службу в рядах Советских Вооруженных Сил, с одним из представителей гусеничных тягачей. Эта машина называется АТС-59. Она применяется для буксировки артиллерийских систем и прицепов в особо тяжелых дорожных условиях и вне дорог. АТС-59 по проходимости и маневренности намного превосходит колесные тягачи и не уступает им в быстроходности (его максимальная скорость—39 км/час). Высокая проходимость машины обусловлена низким удельным давлением на грунт (0,52 кг/см 2 ), большим запасом мощности, наличием планетарного механизма поворота, лебедки и рядом других особенностей. Полный вес ее составляет 16 тонн, она может буксировать прицеп весом 14 тонн и преодолевать 1,5-метровый брод. Основные части и уэлы: силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, к ор пус и кабина, платформа и специальное оборудование. Главным несущим элементом АТС-59 является его корпус, к которому крепятся основные агрегаты и узлы. Он состоит из лобовых, кормовых, бортовых листов и днища, сваренных в жесткую коробку. В передней части машины, под кабиной расположена трансмиссия, дальше, в средней части — двигатель; в кормовой части находится лебёдка. Силовая установка состоит из 12-цилиндрового дизеля А-650 мощностью 300 л. с. и обеспечивающих его систем: питания топливом и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и пуска. На АТС-59 ведущимизвездочками являются передние . Н атяжениегусеницы производится припомощикрайней задней парыкатков (фото слева). С боков тягачарасположены выпускные патрубкисэжекторной системой. Над патрубкамивиднырадиаторы (фото справа). Двигатель и его системы (за исключением охлаждения) имеют много общего с силовой установкой автомобиля МАЗ-535А (см. «За рулем», 1968, № 7). Его система охлаждения снабжена эжекционной вентиляцией радиаторов, как на гусеничном бронетранспортере БТР-50ПК (см. «За рулем», 1968, № 5). Для создания потока воздуха через сердцевины радиаторов используется энергия отработавших газов. Оба эжектора (левой и правой групп цилиндров) расположены на крыльях корпуса по обеим сторонам двигателя. Отработавшие газы, проходя с высокой скоростью через выпускные насадки, увлекают за собой воздух, на пути которого размещены радиаторы, охлаждающие воду и масло. Двигатель соединяется с главным фрикционом (или, пользуясь автомобильной терминологией, со сцеплением) при помощи вала и зубчатых муфт. Ф рикциони приводы управления смонтированы на блоке агрегатов трансмиссии, в который входят коробка передач, главная передача и планетарные механизмы поворота. Редукторы бортовых передач крепятся к фланцам корпуса тягача с наружной стороны. Крутящий момент от механизмов поворота к бортовым передачам сообщается короткими валами с зубчатыми муфтами. Расположенные спереди ведущие звездочки приводят в движение две широкие гусеничные цепи, на которые тягач опирается десятью катками большого диаметра. Для натяжения гусеничных цепей служат крайние задние катки, снабженные специальными регулировочными механизмами. Гусеничный движитель вместе с подвеской катков является ходовой частью тягача. Все его опорные катки снабжены независимой торсионной подвеской. Каждый из них удерживается балансирным рычагом с продольной осью качания. Балансиры соединены с торсионами. Кроме того, крайние опорные катки, передние и задние, снабжены гидравлическими амортизаторами. Такая подвеска обеспечивает тягачу плавность хода на разбитых дорогах и пересеченной местКомпоиовочная схема тягача: 1 — главная передача ипланетарный механизм поворота: 2 — к оробка передач; 3 — г лавныйфрикцион ; 4 — воздухоочиститель; 5 — двигатель; 6 — т опливный бак; 7 — лебедка; 8 — з адний (натяжной) каток. ности, что в совокупности с хорошими динамическими качествами позволяет АТС-59 двигаться в тяжелых дорожных условиях со средней скоростью, значительно превышающей скорость аналогичной колесной машины. Развитые грунтозацепы на звеньях гусениц достаточной ширины способствуют высокой проходимости машины. Платформа снабжена съемным брезентовым тентом. При снятом тенте дуги его укладываются вдоль бортов. Основным агрегатом специального оборудования является тяговая лебедка, используемая для застрявших прицепов, самовытаскивания тягача на труднопроходимом участке пути, втягивания прицепа на крутой подъем, а также при переправе вброд. Среди конструктивных особенностей лебедки, не встречающихся на автомобилях высокой проходимости, надо отметить прежде всего две. Предохранительная муфта страхует трос от обрыва в случаях, когда усилие на нем превышает максимальную величину (15 тонн). Автотормоз автоматически удерживает груз при втаскивании его на подъем, если внезапно заглохнет двигатель, а также служит для притормаживания груза при спуске под уклон. К оборудованию тягача относится такж е тягово-сцепной прибор. Он помещается в гнезде кормового листа корпуса. Двухсторонняя амортизация тягово-сцепного прибора смягчает толчки, возникающие в процессе буксировки прицепа. Для облегчения сцепки предназначено устройство, позволяющее выдвигать шток серьги и поворачивать прибор в горизонтальной плоскости. В. БЕТТИХЕР, М. РУДОЙ, инженеры2. «За рулем» ЛЬ б