«Фольксваген-К70» щими колесами.с переднимиведуОДЕЛЬРЕНЕГАТОстрая конкурентная борьба автомобильных гигантов капиталистической Европы, их совместные попытки дать отпор американской автомобильной агрессии привели прежде всего к гибели малых фирм. Канули в вечность «Гоггомобиль» и «Сингер», «Панар» и «Сальмсон», а совсем недавно полностью перешлав собственность «Фольксвагена» западногерманская фирма НСУ («За рулем», 1969, № 7). И вот сегодня на своем новом заводе в Зальцгиттере крупнейшийв ФРГ автомобильный концерн начинает производство «К70», модели, разработанной два года назад специалистами тогда ещенезависимой НСУ. Новый «Фольксваген» — в ариации на тему НСУ-Ро80 («За рулем», 1968, М 4). Ь Но он снабжен уже обычным поршневым двигателем. В этой машине воплощена большаячастьлучших особенностей кузова и ходовой части ее прототипа. Нужно, однако, заметить, что в целом очертания кузова у «К70» более угловаты и жестки (мода!), а окна более высоки. Итак, в первыев истории «Фольксваген» о тказался от традиционной для него заднемоторной схемы и двигателя воздушного охлаждения. На «К70» — передние ведущие колеса и водяное охлаждение. Руководство концерна считает, что эта модель-ренегат поможет укрепить положение на экспортныхрынках . Четырехдверный пятиместный кузов сконструирован (так, во всяком случае, у тверждает фирма) по принципу максимальной безопасности для пассажирови водителя. Передняя изадняя части его — легко деформируемые, поглощающие энергию удара. Р улевая колонка также деформируется при ударе, а ступица руля имеет эластичную накладку. Удобства? Пожалуйста — передние сиденья имеют 14 фиксируемых положений подушек и восемь различных наклонов спинок. Для чего столько? Что ж, когда сбыт автомобилей затруднен, покупателя надо чем-то приманить . Четырехцилиндровый двигатель «Фольксвагена-К70» рабочим объемом 1605 см 3 снабжен верхним кулачковым валом ивыпускаетсяв двух модификациях, р азличающихся степенью сжатия (9,5 и 8,0). В первом случае мощность двигателя составляет 90 л. с , а крутящий момент 13,7 кгм, во втором — соответственно 75 л. с. и 12,4 кгм. Естественно. что от мощности мотора зависят динамика имаксимальная скорость машины. При 90-сильном варианте разгон с места до 100 км/час занимает 14 секунд, а наивысшая скорость равна 160 км/час. При 75-силъном варианте — п оказатели ниже: 16 секунд и 150 км/час. Основные агрегаты автомобиля решены традиционно для европейских машин среднего класса: четырехступенчатая полностью синхронизированная механическая коробка передач с коротким оычагом на полу, реечное рулевое управление, передние дисковые тормоза, расположенные на внутренних концах полуосей, нез ависимая подвеска всех колес на цил индрических пружинах. Тормозная система — д вухконтурнаяс сервоусилителем иклапаном ограничения давления. который должен предотвращать блокировку задних колес. Новинкой нужно считать электронное управление регулированием температуры двигателя. «Фольксваген-К70» по габаритам (длина — 4420 мм, ш ирина — 1680 мм) больше, чем такая машина, к ак «Москвич-408». Соответственно вышеи его вес.«Не могу представить себе, чтобы внаш век жестокой конкуренции фирмы могли обходиться без разведывательной работы!» Эти слова принадлежат Говарду Винтеру, у правляющему агентством «Берне интернейшнл детектив эйдженси». Агентство имеет своей целью промышленный шпионаж. Большинство подобных организаций существует на Западе совершенно открыто, они лишь носят несколько завуалированныеназвания . Достаточно набрать номер из специального справочника, и агент будет к услугам фирмы . При опросе, проведенном в США, 1324 компании из 1558, не стесняясь, признали, что ведут постоянный промышленныйшпионаж против своих главных конкурентов. Более трети из них содержат службу экономического шпионажа . Чтобы вытеснить противникаи завоевать рынок, нужно оглушить потребителя то ли необычайной новинкой, то ли дешевизной. Над этой проблемой работают в лабораториях и институтах западного мира сотни тысяч людей. Обстановка строж айшей секретности, особые условия не могут скрыть того факта , что империалистические монополии в борьбе ссоперниками прибегают к методам, заимствованн ым из области уголовной. Все это, конечно, обходится недешево. «Годовой оборот» промышленного шпионажав капиталистических странах составляет сегодня многие миллиарды долларов. «Американцы, например, т ратят на это более миллиарда долларов в год (одну двадцатую расходов на научно-исследовательскую работу). В Западном Берлине, Париже, Вашингтоне, Токио и, можно сказать, почти во всех столицах тысячи специалистов анализируют промышленнуюинформацию , полученную при помощи самых различных систем», — писала 19 апреля 1970 года итальянская газета «Паэзе сера». В автомобилестроении, где конкуренция всегда была особенно острой, промышленный шпионажнашел самое широкое распространение . С ним косвенно связаны процветание одних и гибель других известных фирм. По мнению экспертов, на Западе начался новый передел автомобильных рынков , п ри котором возможны серьезные и самые неожиданные жертвы . Немалую роль тут играют автопромышленники США, ф актическиобъявившие войну европейским фирмам. З аокеанский «Крайслер» купил, например, на корню ифранцузскую СИМКА и английский «Руте». Американский журнал «Ньюсуик» подвел четкий итог этим событиям: «Через слияния и внедрение новых моделей, через перевороты на рынках сбыта и натиск на покупателей мировой рынок автомобилей превращаетсяв поле битвы. Антагонистами там выступают многие из мелких компаний и все крупнейшие фирмы». После сказанного нетрудно понять, почему фирмы «Форд». «Америкэн моторе», «Фольксваген», «Ситроен» и многие другие имеют отделы промышленного шпионажа. По данным журнала «Форчун», только четыре перечисленных концерна израсходовали на шпионажв течение 1965 — 1969 годов свыше 200 миллионов долларов. А вот еще несколько бухгалтерских сведений из того же журнала. «Стоимость похищенных секретов достигает 2 миллиардов долларов. То есть прибыль достигает 10 долларов на каждый вложенный доллар. Если не считать, конечно, что в конкурентной борьбе погибло около двадцати человек — рядовые и асы промышленного шпионажа...» Теперь несколько слов о методах. «С тех пор, к ак мы узнали, что наши конкуренты роются у нас в мусорных ящиках , — сказал руководитель одной французской фирмы, — м ы сжигаем все бумаги из наших рабочих бюро». От выгребных ящиков до новейшей электронной техники — таков диапазон служб промышленного шпионажа. Изобретательность здесь достигает фантастических пределов. Миниатюрные беспроволочные микрофоны-стрелы, з апускаемые из специального ружья в окно лаборатории в высотном здании. Спортивные рубашки с короткими рукавами и открытым воротником, без карманов — с крывающие целую систему аппаратов тайного подслушивания. Сверхминиатюрные радиопередатчики, похожие на кусочки сахара, — их легко поместить на обеденном столе или вмонтировать в запонку гостя. Миниатюрные передатчики, которые могут оказатьсяв сумочке женщины , тюбике изпод губной помады, в серьгах, броши, в пряжках , авторучках, наручных часах, зажигалках, портсигарах, в стакане мартини, где плавает обычная маслина, и даже... в дупле зуба. О многих таких диковинках написал ЖакБержьев книге «Промышленный шпионаж», в ышедшейв 1969 году впарижском издательстве «Ашет». Кстати, в этой кни ге приведен такой факт . Идет тайное заседание административного совета крупной американской компании. Однако конкурирующейфирме становится известным все. Службе промышлен ного шпионажа удалось подкупить портного одного из членов совета. В подкладку его пиджака был искусно вшит плоский передатчик. Волчьи законы конкуренции заставляют не гнушаться никакими методами, подчас даже превосходящими фантазию авторов супердетективов. К слову, э краны многих советских кинотеатров обошла лента под названием «Черный автомобиль» — произведение японских кинематографистов . Там рассказываетсяо конструкторе, который ради того, чтобы уберечь от соперников новую модель лимузина, п ревращаетсяв контрразведчика. В итоге он убивает друга, попавшего в сеть промышленного шпионажа. О «героях» современной разведки на Западе, о специальной подготовке шпионских кадров для промышленности, о биржахпохищенных тайн, о шайках, орудующих на черных рынках Европы, — обо всем этом рассказывает Л. А. Корнеев в короткой, но чрезвычайно насыщеннойфактами брошюре «Промышленный шпионаж», написанной по материалам зарубежных источников. Она вышла в издательстве «Знание» в 1970 году в серии «Промышленность».31