чить его комплектующими изделиями, одновременно начнется сооружение шести других новых предприятий. Два из них намечено построить в Башкирии — по производству автоприборов и самосвалов на базе шасси КамАЗа. Тормозную аппаратуру Камскому гиганту будет поставлять филиал ЗИЛа в Рославле Смоленской области. Кроме того, намечена ры:г.чструкция 16 предприятий, которые будут поставлять КамАЗу узлы и агрегаты — электрооборудование, приборы, рессоры, компрессоры и другое оборудование. За пять предстоящих лет потенциал советской автомобильной промышленности увеличится примерно на 30 новых предприятий самого разнообразного назначения. Помимо этого, высокими темпами развернутся работы на уже начатых объектах с тем, чтобы полностью завершить их сооружение. Речь идет, в частности, о Волжском автозаводе, который к концу пятилетки должен набрать проектную мощность. Продолжится реконструкция завода имени Лихачева,курс-живость иО некоторых вопросах развития автомотоспортаВ. Д. СЫСОЕВТот, кто следит за развитием технических видов спорта, непременно отметил, как с каждым годом продвигается вперед, обретает новые силы, становится более "массовым наш автомотоспорт. Соревнования на мотоциклах, автомобилях, картах сейчас, пожалуй, самые распространенные и представительные. На последней Всесоюзной спартакиаде по военно-техническим видам спорта почти половина всех финалов была автомобильно-мотоциклетной. Армию любителей автомотоспорта активно пополняют многие юноши-призывники, овладевшие спортивно-техническим комплексом «Готов к защите Родины». В ее ряды вливаются и приверженцы военно-прикладного многоборья — самого молодого из технических видов спорта. гоэтапные мировые чемпионаты по мотокроссу и другие сложнейшие состязания. Растущая популярность автомобильного и мотоциклетного спорта — явление вполне закономерное. Непрерывно увеличивается выпуск автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, мопедов, а следовательно, ширится круг людей, которым по профессиональной необходимости или же в часы досуга приходится управлять транспортными средствами. К сожалению, темпы развития автомотоспорта, имеющего важное прикладное значение, пока что серьезно отстают от требований времени, не поспевают за ходом жизни. Автомотоклубы, секции, федерации часто не в состоянии удовлетворить запросы молодежи, поддержать и возглавить хорошие начинания отдельных низовых коллективов. Сейчас, когда в соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС по девятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР намечается резкое увеличение производства автомобилей и мотоциклов, этот разрыв, если не принять соответствующих мер, может стать еще более ощутимым. В интересах дела, очевидно, полезно внести определенные коррективы в деятельность комитетов ДОСААФ и спортивных федераций, ответственных за развитие автомотоспорта в стране, несколько изменить подход к решению отдельных вопросов организаторской и учебно-спортивной работы. Что же это за вопросы, какие поправки имеются в виду? Прежде всего они затрагивают основу спорта — массовость. Во всей той большой работе, которая во имя ее ведется, мне кажется, не хватает целенаправленности. Борясь за массовость, комитеты и федерации чаще всего стараются обеспечить лишь простой рост цифровых показателей, не очень заботясь о том, чтобы в ряды автомотоспортсменов вливались прежде всего шоферы и мотоциклисты. Конечно, было бы ошибочным считать этот вид спорта монополией водителей-профессионалов. Он, как и любой другой, открыт у нас для всех граждан, для каждого физически полноценного челове-При сооружении новых предприятий, оборудованных по последнему слову техники, большое внимание уделяется и бытовым удобствам рабочих. Наш снимок представляет столовую в цехе алюминиевого литья на ВАЗе. Горьковского и Ульяновского автозаводов — главным образом в цехах, связанных с производством грузовых автомобилей. Немалый объем капитальных работ предстоит выполнить на Уральском, Кременчугском, Минском, Белорусском и других предприятиях отрасли. Само собой разумеется, что сооружение промышленных объектов — не единственная задача строителей. Работников новых заводов, особенно в малоосвоенных районах, необходимо обеспечить благоустроенными квартирами, широкой сетью культурно-бытовых учреждений. Объем жилищного строительства в отрасли за пятилетку, например, составит более 6,5 млн. квадратных метров. Необходимые заделы капитальных работ в автомобилестроении подготовлены за годы минувшей пятилетки. Созданы основательные предпосылки для дальнейшего развития отрасли — одной из важнейших в нашем народном хозяйстве. Девятая пятилетка войдет в историю автомобильной промышленности страны как важный этап, знаменательный не только резким ростом объемов производства, но и весьма существенными качественными сдвигами. 1 *Все это происходит не само по себе. За последние годы у нас делается очень много для массового спорта. В городах и районных центрах, в крупных первичных коллективах оборонного Общества появились спортивно-технические клубы. В них молодежь не только изучает технику, но и приобщается к регулярным занятиям спортом и больше всего — автомобильно-мотоциклетным. Стремление сделать его распространенным и доступным породило такие увлекательные соревнования, как автомобильное и мотоциклетное многоборье, авто- и моторалли, мотогонки по ледяной дорожке, мотобол, картинг, однодневные соревнования на личных мотоциклах и ряд других. Все это несравненно расширило географию автомотоспорта, двинуло его далеко за границы центральных областей, за пределы крупных городов. Вместе с ростом массовости в автомотоспорте происходят заметные качественные изменения. Они касаются повышения скоростей и искусства вождения на сложных трассах, увеличения числа спортсменов-разрядников, мастеров спорта, обогащения традиционных и рождения новых состязаний. Советские автогонщики и мотоциклисты сегодня уверенно выступают за рубежом. Многие из них на равных борются с сильнейшими спортсменами мира и Европы. Им под силу сверхдальние межконтинентальные авторалли, мно3 ка. И все же, видимо, нельзя признать правильным, когда в ряде мест среди автомотоспортсменов мало встречается людей, которые связали свою судьбу с автотранспортом, которые постоянно пользуются мотоциклом как средством передвижения. В таких случаях автомотоспорт вольно или невольно перестает нести необходимую прикладную нагрузку, превращается в самоцель. По данным всесоюзных федераций, например, в Горьковской области работа по развитию автомотоспорта поставлена неплохо. Но такой оценки она заслуживает лишь с позиции чистого спорта. Что же касается ее влияния на производственную деятельность автотранспортных предприятий, то тут онамеждународных ралли. Но не менее важно, что Г. Хольм, работая свыше пятнадцати лет шофером Таллинского таксомоторного парка, систематически перевыполняет плановые задания, является ударником коммунистического труда. Ему присвоено почетное звание передовика автотранспорта Эстонской ССР. Спортсменов-водителей, подобных Г. Хольму, у нас в стране немало. А чтобы их стало еще больше, нужно приобщить к занятиям автомотоспортом каждого, кто управляет автомобилем, мотоциклом, мотороллером, мопедом, то есть обеспечить действительную массовость спорта. Для этого в настоящее время сложились благоприятныекровным делом. А значит — непосредственно участвовать в разработке положений о соревнованиях, в организации и проведении их, подготовке инструкторов, тренеров и судей. Забота о массовости, конечно, немыслима без дальнейших усилий комитетов и федераций по вовлечению в занятия автомотоспортом владельцев автомобилей, мотоциклов, мотороллеров. Среди разнообразных видов состязаний, приемлемых для этих целей, особого внимания заслуживают однодневные соревнования мотоциклистов, которые, как показал опыт их проведения в Богуславе и Марганце, общедоступны и вызывают огромный интерес среди мотолюбителей. В этом году они впервые включены в спортивный календарь. Кстати, вопрос о простейших соревнованиях касается не только авто- и мотолюбителей. Это одна из проблем массовости спорта вообще. Классическими видами состязаний — гонками и кроссами — невозможно охватить всех водителей. К сожалению, многие федерации, комитеты и клубы ДОСААФ до последнего времени както пренебрежительно относятся к доступным массовым состязаниям, проводимым непосредственно на предприятиях, в городах и районах. Между тем, повторяю, именно эти соревнования пользуются большой популярностью у шоферов и мотоциклистов. Они просты по своей организации, не требуют особых затрат и многим открывают дорогу в большой спорт. К тому же их горячо поддерживают руководители автохозяйств, специализированных учебных заведений. Немало нерешенных задач в автомотоспорте, которые касаются и второй части формулы «массовость плюс мастерство». Достигнутые успехи не позволяют успокаиваться, почивать на лаврах. Выступления наших ведущих спортсменов в международных соревнованиях еще нередко вызывают чувство досады и разочарования. Не всегда приносят радостные вести всесоюзные, и особенно республиканские и областные, соревнования. Они часто обнаруживают весьма солидный разрыв в уровне мастерства между лидерами и аутсайдерами, очень слабую подготовку основной группы участников. Даже на пятой Всесоюзной спартакиаде нашлось немало спортсменов, которые, не выдержав темпа соревнований, вынуждены были оставить трассы. Большая часть автомотогонщиков все еще выступает неровно, не показывает стабильных результатов, порой слишком часто меняются имена победителей, кое-кто с необыкновенной легкостью расстается с чемпионским титулом. Эти явления, говорящие об изъянахв совершенствовании мастерства гонщиков, не всегда и не везде получают правильную оценку. Более того, некоторые спортивные работники и отдельные журналисты пытаются, например, выдать нестабильность результатов, частую смену чемпионов чуть ли не за особую прелесть спорта. По их мнению, тем он и хорош, что полон сюрпризов, неожиданных побед новичков и тяжелых провалов признанных лидеров. С этим едва ли можно согласить-выглядит малоэффективной, особенно в борьбе за безопасность движения. Это не случайно. Комитеты и автомотоклубы ДОСААФ Горьковской, как и некоторых других областей, еще далеко стоят от автотранспортных предприятий, робко вовлекают их в спортивную жизнь, пытаются развивать автомотоспорт, опираясь лишь на собственные силы. В этой связи, думается, заслуживает особого внимания опыт организаций ДОСААФ Эстонии, Латвии, Ставропольского края, Свердловской области, Москвы, где основной базой автомотоспорта служат автохозяйства, предприятия автомобильной промышленности. Комитетам и автомотоклубам ДОСААФ удалось вовлечь в систематические занятия автомобильным спортом значительную часть водительского состава и таким образом поставить спорт на службу профессии, сделать его одним из рычагов повышения производительности труда. Это выражается ив снижении числа нарушений правил уличного движения, и в повышении межремонтного пробега автомобилей, и в улучшении других производственных показателей. Спортивной общественности хорошо известно, например, и мя эстонского автогонщика Г. Хольма. Он мастер спорта, неоднократный чемпион Эстонии и Советского Союза, участник многихКартинг. Фого В. Ширшоваусловия. Многие руководители автохозяйств, автомобильных и мотоциклетных заводов по достоинству оценивают автомотоспорт, видя в нем важное средство повышения мастерства водителей, воспитания у них высоких моральных качеств. Поэтому они охотно отзываются на предложения комитетов ДОСААФ по развитию автомотоспорта, а некоторые даже сами выступают инициаторами различных интересных и полезных начинаний. Скажем, в Армении Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог в прошлом году проводило первенство предприятий по автомобильному спорту. В Москве уже стали традиционными состязания водителей таксомоторных парков под девизом «Где эта улица?» Некоторые мотоциклетные и автомобильные предприятия сами организуют соревнования на призы завода. Грешно, как говорят, не воспользоваться проявлением такой активности. Федерации и комитеты ДОСААФ должны всячески поддерживать инициативу автохозяйств и заводов, постоянно помогать им в развертывании спортивной работы, считать это своим ся. Если в спортивных коллективах ведется серьезная учебно-тренировочная и политико-воспитательная работа, то там, к ак правило, выступления спортсменов отличаются высокой стабильностью. Да разве плохо, если те или другие спортсмены, команды, коллективы годами не уступают завоеванные ими позиции. Красоту любому спорту, в том числе и автомобильно-мотоциклетному, придает, конечно, не калейдоскопичность в смене победителей, а непрерывно растущий уровень мастерства, постоянное повышение спортивных показателей. И если появление новых чемпионов оценивать с этих позиций, то придется признать, что происходящая в последние годы частая смена чемпионов и призеров далеко не всегда приносит с собой нужный прогресс спорту. Еще менее убедительными выглядят попытки некоторых руководителей, тренеров и спортсменов оправдать сходы с дистанций только техническими причинами. Техника, безусловно, может иногда жестоко подвести. Но когда в некоторых видах соревнований сходит с трасс до половины участников, следует искать другие причины. Беспристрастный анализ выступлений показывает, что техника оказывается неблагодарной, как правило, лишь по отношению к тем, кто не любит и не знает ее, кто не обладает необходимой силой и умением, чтобы мастерски управлять ею. Этот анализ, как и разбор большинства «сюрпризов», непременно приведет к главному выводу о необходимости дальнейшего усиления и совершенствования учебно-тренировочного и воспитательного процесса. В этом также глубоко убеждаешься, когда знакомишься с жизнью команд и секций, с деятельностью инструкторов и тренеров. В ряде коллективов, как это было еще недавно в мотоциклетной команде спортивного клуба Киевского военного округа, которую возглавлял известный в прошлом мотогонщик И. Казаков, планомерная учебно-тренировочная работа подменялась натаскиванием на плохо подготовленных соревнованиях. До последнего времени в большинстве клубов, секций и команд явно недостаточное внимание уделяется волевой и общефизической подготовке спортсменов. Этот пробел в учебно-тренировочном процессе, разумеется, не проходит бесследно. Он порой и порождает различные «сюрпризы». Слабость волевой и общефизической подготовки сейчас является, пожалуй, самым уязвимым местом в тренировочной работе, одним из основных тормозов дальнейшего роста мастерства. Наряду с коренным улучшением учебно-тренировочной, воспитательной работы следовало бы несколько упорядочить проведение соревнований с тем, чтобы они стали более доступными для широкого круга команд и спортсменов^ В настоящее время многие коллективы отказываются от участия в тех или иных встречах из-за трудностей, связанных с доставкой спортивной техники к месту соревнований. Учитывая это, думается, было бы правильным поднять значимость открытых межобластных, зональных состязаний, ставших в ряде мест уже традиционными. Многие из них: авторалли «Белые ночи», «Карпаты», «Восток», автокросс в Самарканде, мотокроссы в Новгороде, Краснодоне, Коврове, Мурманске, Душанбе, Кемерово и другие — включены во всесоюзный спортивный календарь. Но этого, видимо, еще недостаточно для их пропаганды и самое главное — для повышения их спортивного уровня. Заслуживают поддержки те специалисты, 'которые ратуют за так называемые ступенчатые соревнования, в ходе которых от этапа к этапу выявляют вначале участников межобластных (зональных), затем республиканских и, наконец, всесоюзных встреч. Это позволяет на финальные старты собирать наиболее сильных спортсменов, а стало быть, и сделать сами соревнования более увлекательными и полезными. Пока что нередко можно видеть на крупных соревнованиях заведомо неподготовленные команды, явно слабых гонщиков. Порой их направляют ради пресловутой галки в отчете. Чтобы исключить эти нежелательные явления, а также стимулировать лучшую подготовку спортсменов, назрела необходимость продумать систему поощрения тех организаций, которые из года в год присылают на состязания хорошо тренированных участников. По крайней мере им следовало бы предоставить преимущественное право на приобретение более совершенной спортивной техники и запчастей, на проведение тех или иных крупных соревнований. В то же время нужно и более строго спрашивать с тех руководителей, которые безответственно подходят к подготовке команд и спортсменов. Забота о повышении уровня мастерства — это неослабное внимание к молодой смене. Хотя за последние годы немало сделано по развитию юношеско-детского спорта, все же будущие гонщики еще не встречают должного внимания со стороны ряда комитетов и клубов ДОСААФ, со стороны федераций и секций. Во многих клубах до сих пор не созданы детско-юношеские группы, в других же они крайне малочисленны. Учебно-тренировочные занятия и соревнования с юными спортсменами обычно проводятся нерегулярно. Правда, клубы испытывают затруднения с техникой для подростков, недостает тренеров. Но есть и неиспользованные резервы. Один из них — картинг. Имеющийся опыт убеждает, что дети, а тем более юноши сравнительно легко ив короткий срок осваивают устройство картов, правила их эксплуатации, вождение. Наиболее подготовленные ребята, такие, как Кузнецов из Новосибирска, Акопов из Грузии, москвич Густешов, показывают высокие результаты на соревнованиях. Они иногда выступают лучше взрослых. Однако доступ юношам, и особенно детям, к картам во многих местах пока ограничен. Картингом преимущественно занимаются взрослые. Это, видимо, нужно поправить: спортивные микроавтомобнли в первую очередь следует предоставлять подрастающей смене. Картинг — первая надежная ступенька ковладению автомобилем, открывающая двери в настоящий спорт. Другим важным средством привлечения детей и юношей к спорту являются мопеды. Их значение в этом смысле ни У кого не' вызывает сомнений. И тем не менее они пока еще не занимают должного места в спортивной жизни. Местные комитеты ДОСААФ, видимо, ждут включения соревнований на мопедах во (всесоюзный спортивный календарь. Но ведь этого может и не случиться. Совсем не обязательно все виды соревнований возводить в наивысший ранг. Заслуживает всяческой поддержки и одобрения организация соревнований среди старшеклассников, изучающих автодело во Дворцах пионеров, на станциях юных техников, в школах. Хорошую инициативу в этом отношении проявили в Москве, Ленинграде, Иркутске, Харькове, Ижевске, Оренбурге, где постоянно организуют соревнования по автомобильному троеборью («фигурка», разгон-торможение и метание гранаты) среди юных водителей — учащихся школ. Для того чтобы работа по совершенствованию мастерства была плодотворной, нужно постоянно повышать требования к подготовке спортсменов. Эта линия, как известно, находит свое отражение в регулярном пересмотре нормативов Единой всесоюзной спортивной классификации, в постановлениях руководящих органов ДОСААФ, в решениях спортивных федераций. К сожалению, на практике она не всегда выдерживается. В ряде мест при классификации спортивных результатов, присвоении спортивных разрядов и званий комитеты ДОСААФ и федерации допускают большие послабления. Нельзя признать правильной сложившуюся в последнее время практику, когда кур сайтам автомотоклубов ДОСААФ по окончании их обучения по программе шофера III класса присваивают спортивные разряды. Формальным основанием для этого является то, что они в процессе учебы «участвуют» во внутриклубных соревнованиях по фигурному вождению автомобиля. Формально, может быть, это и правильно, а по существу — не выдерживает никакой критики. На спортсмена-разрядника все привыкли смотреть как на мастера своего дела. А какой же это, простите, мастер, если он только-только освоил вождение автомобиля и наездил всего лишь 50 часов, если он «участвовал» в соревнованиях, сидя в кабине автомобиля рядом с инструктором практического обучения? Конечно, это делается только ради цифры, ради прикрытия слабостей работы по выращиванию высококвалифицированных спортсменов. В результате получается парадокс: разрядников много, а подготовленных автомотогонщиков, способных уверенно выступать в ответственных соревнованиях, трудно отыскать. Разумеется, эта статья не может претендовать на всестороннее освещение той большой, многогранной работы, которая проводится у нас по развитию автомотоспорта. Она касается лишь некоторых назревших проблем, оперативное решение которых, на наш взгляд, может обеспечить подъем автомобильно-мотоциклетного спорта на новую, более высокую ступень.5